ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, на высоком уровне находится развитие науки и техники, поэтому желательно, чтобы маленькие граждане республики уже со своих первых шагов учились ориентироваться в современной ситуации.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в двадцать первом веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно поэтому при сложившейся социокультурной ситуации одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
На первый взгляд, слова «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместимыми. Но каждый современный человек должен знать азы экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в социуме и грамотно решать свои финансовые проблемы.
Социальная действительность, темп современной жизни требуют нового уровня экономических знаний. Современные дети в будущем должны будут овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний, особой экономической культуры, профессиональных и личностных качеств. Экономика как «область разумного ведения хозяйства» неотделима от ребёнка. Вследствие этого возникает вопрос об экономическом воспитании сегодняшних дошкольников.
Несмотря на то, что экономическое воспитание дошкольников за рубежом имеет длительную историю (Д. Лассар, Б. Пэрэ (Франция), Д. Фридман (Канада), Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон (США) и др.), в нашей стране внимание на экономическое воспитание дошкольников было обращено лишь в последнее двадцатилетие. Раньше в дошкольной педагогике экономическое воспитание рассматривалось только в контексте решения задач нравственного и трудового воспитания. Формирование
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогический анализ теоретических основ экономического образования дошкольников
Термин «экономика» возник в глубокой древности, более 2 тысяч лет тому назад. Древнегреческий философ Ксенофонт не только ввел его в обращение, но и написал первый трактат по экономике, в котором изучил правила ведения домашнего хозяйства.
Первоначально экономическая наука рассматривалась как домашнее хозяйство и все его ресурсы, техника, технология. Затем два греческих слова «экос» (домашнее хозяйство) и «номос» (закон) были объединены в одно - «экономос», т.е. «искусство ведения домашнего хозяйства», «хозяйствование по правилам в соответствии с законами», которое затем несколько видоизменилось в разных языках.
Система экономического образования и воспитания белорусских учреждений дошкольного образования начала постепенно закладываться еще с начала советского периода.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.
Так, А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь» [19, с. 49].
В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева,
2. ПРИМЕНЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
2.1. Современный уровень экономического образования детей старшего дошкольного возраста
С целью практического изучения применения словесных методов при обучении младших школьников основам экономических знаний было проведено экспериментальное исследование.
Базой исследования стало ГУО «Ясли сад № 64 г. Могилева». Экспериментальное исследование проводилось нами с октября 2016 г по май 2017 г. в старшей группе. В эксперименте участвовало 24 дошкольника (12 дошкольников экспериментальная группа и 12 дошкольников контрольная группа).
Цель исследования – выявить особенности применения словесных методов при обучении дошкольников основам экономических знаний.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику уровня экономического образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и описать систему словесных методов, и методику их применения в экономическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести оценку эффективности использования системы словесных методов в экономическом образовании дошкольников.
На первом этапе исследования была проведена диагностика современного уровня экономического образования детей старшего дошкольного возраста.
Для решения данной задачи использовался метод беседы с детьми.
В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…(Товар)
2. У каждого из нас есть разные желания. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)
3. Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)
4. Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт … (Банкир)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Система экономического образования и воспитания белорусских учреждений дошкольного образования начала постепенно закладываться еще с начала советского периода.
Экономическое образование предусматривает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности, правильного понимания действий законов и явлений экономической жизни; формирование понятий, связанных с процессами общественного развития, понимание роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности в условиях рыночных отношений; развитие умений, которые дают возможность принимать активное участие в экономической деятельности и производстве.
В экономическом образования дошкольников можно использовать различные методы, важное место среди которых занимают словесные. К словесным методам относят рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение художественной книги. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, видеосюжетами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Беседа как метод ознакомления детей с экономическими явлениями используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей группе – на обобщение и систематизацию имеющихся знаний. Еще одной формой на занятиях по экономическому воспитанию является чтение художественной литературы на экономическую тематику (сказки, рассказы, притчи и т.п.).
С целью практического изучения применения словесных методов при обучении младших школьников основам экономических знаний было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования стало ГУО «Ясли сад № 64 г. Могилева». Экспериментальное исследование проводилось нами с октября 2016 г по май 2017 г. в старшей группе. В эксперименте участвовало 24 дошкольника (12 дошкольников экспериментальная группа и 12 дошкольников контрольная группа).
Полученные результаты свидетельствуют о проделанной работе. Использование словесных методов, таких как беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, дают высокие результаты при
1. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности / А.Ф. Аменд, И.А. Сасова. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с.
2. Барсукова, Л.С. Основы экономического образования старших дошкольников в интерактивных развивающих играх / Л.С. Барсукова. – М. : Логос, 2007. – 120 с.
3. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики / С.Я, Батышев. – М. : Педагогика, 1981. – 191 с.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 240 с.
5. Беляева, Н.Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников / Н.Л. Беляева // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 8. – С. 38-43.
6. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М.И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : материалы научно-практической конференции / под ред. О.В. Дыбиной, О. А. Еник. – Тольятти : ТГУ, 2006. – С. 29-34.
7. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
8. Дыбина, О.В. Мир экономики глазами ребенка : методический материал / О.В. Дыбина. – Тольятти : Азус, 2000. – 70 с.
9. Казакова, Н.В. Мы любим рекламу / Н.В. Казакова // Обруч. – 1999. – №1. – С. 29-30.
10. Калмыковская, М. Как знакомить детей с денежными знаками / М. Калмыковская // Обруч. – 1999. – № 1. – С. 24-26.
11. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей / Л.М. Кларина // Обруч. –1997. – № 4. – С. 5-8.
12. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников : примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Е.А. Курак. – М. : Сфера, 2002. – 160 с.
13. Лихачев, Б.Т. Рыночные отношения и воспитание / Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 56
14. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др. ; под ред. С.А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 220 с.
15. Струнилина, Н.А. Приобщаем детей к миру экономики / Н.А. Струнилина // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 4. – С. 57-63.
16. Табих, Е. Н. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. Н. Табих. — Минск : Выш. шк., 2007.
17. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников : методическое пособие для работников ДОУ и родителей / под ред. М.Ю. Стожаровой. – Ульяновск : УИПКПРО, 2005. – 60 с.
18. Шатова, А.Д. Дошкольник и… экономика / А.Д. Шатова // Обруч. – 1999. – № 1. – С. 5-8.
19. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 8. – С. 49-53.