Глава 2. Методические основания развития умений письменного общения на основе социальных сервисов
2.1 Применений социальных сервисов в обучении межкультурному общению
2.2 Комплекс заданий по развитию умений письменного общения
2.3 Экспериментальная апробация
Список литературы
Глава 2. Методические основания развития умений письменного общения на основе социальных сервисов
2.1 Применений социальных сервисов в обучении межкультурному общению
В настоящее время большой популярностью пользуется способность владения иностранными языками. Причинами этого принято считать процесс глобализации, расширение социальных, экономических, культурных связей, возрастающая свобода передвижения, потребность владеть умениями не только для развития общения, но и для ведения бизнеса в поликультурной и многоязычной среде.
Именно владение иностранными языками является одним из средств межкультурной коммуникации, т.е. между индивидами и группами, принадлежащим к разным культурам.
По определению Т. М. Гулаи и С. А. Романовой межкультурной коммуникацией принято считать адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащим к разным национальным культурам, а целью преподавания иностранных языков является формирование коммуникативной компетенции в области межкультурной коммуникации, т.е. способности осуществлять общение на иностранном языке с учетом разницы культур и стереотипов мышления. [6; 7-9]
Одной из самых известных теорий межкультурного общения и взаимодействия считается теория американского антрополога Э. Холла. Он считает, что степень информированности (знание контекста) в коммуникации зависит от плотности социальных связей, т.е. в том случае, если представители какой-либо культуры пользуются закрытой плотной информационной сетью, то даже и с применением современного информационного пространства процесс понимания их культурных особенностей для других культур будет весьма затруднителен. [19; 135]
2.2 Комплекс заданий по развитию умений письменного общения
С появлением современных технологий в обучении иностранному языку развитие навыков письменной речи приобретает большое значение и становится объектом исследования для многих современных ученых. [13; 21]
Согласно мнению П. В. Сысоева, ученые выделяют различные умения письменной речи на иностранном языке: написать личное письмо, поздравительную открытку, правильно оформляя их с точки зрения этикета, заполнить простой формуляр (в гостинице, при оформлении заявления), написать самую элементарную записку с просьбой прийти, позвонить, или делать выписки нужной информации из текста Е.Н. Соловьева, в свою очередь, выделяет следующие такие цели обучения письменной речи, как научить учащихся писать на иностранном языке такие же тексты, какие образованный человек может писать на родном языке (например, заполнение анкет, написание различных видов писем и ответов на них, составление автобиографии / резюме, написание заявлений (в т. ч. о приеме на работу, зачисление на учебу и т. д.), написание докладов, написание сочинений / эссе, написание поздравительных открыток, написание записок на языке страны изучаемого языка. [12; 115]
Но Н.Д. Гальскова в качестве конечных требований к обучению письму выдвигает развитие у обучаемых умений письменно выражать свои мысли. Она считает, что учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста, составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста, писать короткое поздравление, выражать пожелание, письменно заполнять формуляр (указать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес и пр.), написать личное письмо, где они могут расспросить адресата о его жизни, делах и то же самое сообщать о себе, выражать благодарность с использованием материала одной или нескольких тем, которые были усвоены в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, которые приняты в стране изучаемого языка. [5; 47]
2.3 Экспериментальная апробация
Задачей нашего исследования явилась опытно-экспериментальная проверка развития умений письменной речи на основе социальных сервисов при обучении в общеобразовательной школе.
В качестве опоры является учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения, авторами которого являются Н.В. Демченко, Т.Ю. Севрюкова, Н.В. Юхнель, Е.Г. Наумова, О.Н. Рыбалко, А.В. Манешина, Н.А. Маслёнченко. УМК имеет две части и сопровождается электронным приложением [7]. Исследование проводилось с применением 1 – й части УМК, которая состоит из 4-х частей («WORLD OF HOBBIES», «BELLS AND BREAKS», «HELPING ABOUT THE HOUSE», «ARE YOU A FOODIE?») .
Главной целью данного УМК является развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой,
социокультурной, учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
Использование социальных сервисов на уроках английского языка требует определённых методических условий, которые включают в себя соответствие использования социальных сервисов цели и этапу урока, учёт психологических и возрастных особенностей учащихся при выборе заданий социальных сервисов.
Объектом экспериментально – практической работы являются учащиеся 6 класса, которые изучают английский язык.
1. Английский для детей: обучающие игры на грамматику и лексику английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pe-english.ru/. – Дата доступа:
2. Английский язык.ru – все для изучающих язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://.english.language.ru/. – Дата доступа:
3. Булгаков, М. В. Интернет – порталы: содержание и технологии / М. В. Булгаков, С. С. Внотченко, Е. Г. Гридина // ГНИИ ИТТ “Информика”. – М.: Просвещение. – 2003. - № 1. – С. 460 – 497.
4. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] : материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». – Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999/. – Дата доступа:
5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
6. Гулая, Т. М. Межкультурная коммуникация и языковые социальные сети / Т. М. Гулая, С. А. Романова // Статистика, экономика и информатика. Вестник УМО. – 2014. - № 1. – С. 7 – 9.
7. Демченко, Н. В. Английский язык 6 класс : учеб. пособие / Н. В. Демченко [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2018. – 167 с.
8. Домненко, В. М. Создание образовательных интернет-ресурсов : учеб. пособие / В. М. Домненко, М. В. Бурсов. – СПб : СПбГИТМО(ТУ), 2002. – 104 с.
9. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / А. А. Миролюбов [и др.] ; под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
10. Патаракин, Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю : учеб.-метод. пособие / Е. Д. Патаракин. – Изд. 2-е. – М. : Интуит.ру, 2007. – 64 с.
11. Слепухин, А. В. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов / А. В. Слепухин, Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 8. – С.128 – 138.
12. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
13. Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно – коммуникационных интернет – технологий : учеб.-метод. пособие / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. – Тамбов : Глосса – Пресс, 2010. – 182 с.
14. Учите языки онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://.lingQ.com/. – Дата доступа:
15. Халтурина, О. В. Использование сервиса Веб 2.0 Voki в преподавании иностранных языков // О. В. Халтурина // Молодой ученый — 2014. — №8. — С. 897 – 898.
16. Canvas [Electronic resource]. – Mode of access: https://canvas.instructure.com/. – Date of access:
17. Coursera | Online Courses & Credentials by Top Educators. Join for Free [Electronic resource]. – Mode of access: http://.coursera.org/. – Date of access:
18. Hall, E. The Hidden Dimension / E. Hall. - New York: Doubleday, 1966. - 135 p.
19. edX | Free Online Courses by Harvard, MIT, & more [Electronic resource]. – Mode of access: http://.edx.org/. – Date of access:
20. Fun English Games for Kids [Electronic resource]. – Mode of access: http://funenglishgames.com/. – Date of access:
21. Learn English|British Council [Electronic resource]. – Mode of access: http://.britishcouncil.org/. – Date of access:
22. Do You Like Broccoli Ice Cream? | Super Simple Songs [Electronic resource]. – Mode of access: http://.youtube.com/. – Date of access: