ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие сенсорных эталонов
1.2 Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. В то же время в практике прочно утвердилась система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально-личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения.
В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли. При этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине XX века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. С нашей точки зрения теоретический анализ исследований и практики этого периода позволит внести коррективы построения педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие сенсорных эталонов
Становление и развитие теории дошкольной педагогики (в том числе и проблем сенсорного воспитания) в конце XIX – начале XX вв. (до 1917 г.) проанализировано и обобщено в работах Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой, Л.И. Красногорской, П.А. Лебедева, Л.Н. Перелыгиной, М.И. Петровой, А.В. Плеханова, В.В. Реутовой, Н.Т. Спиренковой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского и др. Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Н.К.Беляевой, Л.Н. Литвина.
Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, Э.Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка [32, с. 32].
Именно со второй половины XX века в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания: проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на этапе младшего дошкольного возраста; выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Констатирующий эксперимент
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 16 г. Могилева». В эксперименте участвовали дети младшей группы «Кроха», количество которых составляло 24 ребенка в возрасте 3-4 лет.
Данная группа детей была разделена нами пополам для дальнейшего сравнения и проведения формирующего этапа эксперимента (приложение 1).
Цель эксперимента: выявление и апробация педагогических условий как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Выявление первоначального уровня сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
2 Выявление и апробация дидактических игр, направленных на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
3. Сравнительный анализ полученных результатов экспериментирования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования, включающие: методику «Группировка игрушек» (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера) [7, c. 301]; методику «Цветные кубики» (адаптированный вариант методики И.А. Шаповалова) [45, c. 295], методику «Разбор и складывание пирамидки» (адаптированный вариант методики И.А. Шаповала) [45, c. 301], наблюдение за детьми.
Методика «Группировка игрушек» (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера).
Цель: выявление уровня развития восприятия формы, умения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
2. Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов. У детей без речевых патологий выделяют три периода сенсорного развития: младенчество, раннее детство и дошкольный возраст.
В норме раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами; дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
3. Исследование уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста экспериментальной группы А показало
1. Аганесов, В.Н Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аганесов. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2001. – 279 с.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. – М.: Просвещение, 2007. – 445 с.
4. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006. – 305 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 236 с.
6. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан. – Мн.: БрГУ, 2007. – 195 с.
7. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Просвещение, 2004. – 347 с.
8. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание, 2012. – № 3. – С. 24-29.
9. Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание, 2004. – № 13. – С. 42-46.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с.
11. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: – Воронеж, 2008. – 421 с.
12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. Вып.11 / Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, Просвещение 2002. – 89 с.
13. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пос. для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова и др. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.
14. Еникеев, М.И. Общая психология: Учеб. для вузов / М.И. Еникеев. – М.: ПРИОР, 2002. – 400 с.
15. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1961. – 173 с.
16. Каразану, В.И. Ориентировка в пространстве / В.И. Каразану // Дошкольное воспитание, 2010. – №5. – С.14 - 20.
17. Качуренко, С.Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте. / С.Б. Качуренко, С.А. Смолякова // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье, 2008. – C. 32-39.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
19. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 176 с.
20. Кузин, В.С. Психология: Учебник для среднего спец. уч. зав. / В.С. Кузин. – 4-е изд., переработ. и доп. – М.: АГАР, 2009. – 304 с.
21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Владос-ПРЕСС, 2006. – 374 с.
22. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
23. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 647 с.
24. Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение 2001. – 396 с.
25. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пос. для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 582 с.
26. Морозова, А.М. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / А.М. Морозова, О.Е. Тихеева // Дошкольное воспитание, 1993. – №5. – С. 54-55.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 288 с.
28. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества: учебник для студентов психол.-пед. факультетов / В.С. Мухина. - М.: Владос-Пресс, 2008. – 484 с.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Айрис-Пресс, 2006. – 285 с.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-синтез, 2014. – 368 с.
31. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: кн. для воспитателя дет. сада/ К. Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
32. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 174 с.
33. Плеханов, А.В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста /А.В. Плеханов, А.М. Морозов // Дошкольное воспитание, 2001. – №7. – С. 3-35.
34. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности / Н.Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – С. 73-99.
35. Психология ощущений и восприятия: учеб. пос. для вузов / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2002. – 610 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
37. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
38. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 194 с.
39. Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Субботский. – М.: Айрис-Пресс, 2001. – 253 с.
40. Удальцов, Е.И. Дидактические игры / Е.И. Удальцов. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
41. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений – 6-е изд., перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
42. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 386 с.
43. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А.П. Усова //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – С. 101-120.
44. Усова, А.П. Сенсорное воспитание в дидактических играх / А.П. Усова, В.Н. Аганесов. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 94 с.
45. Шаповалов, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповалов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
46. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Мозаика-синтез, 2004. – 274 с.
47. Шиффман, Х.Р. Ощущение и восприятие: пер. с англ. / Х.Р. Шиффман. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.