Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма. Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Роль физической культуры в физическом и психическом развитии ребенка человека трудно переоценить. Физическая культура является частью образа жизни современного человека, каждого ребенка и общества в целом. Физическая культура представляют собой систему специальных упражнений и спортивной деятельности, направленную на развитие физических и психических качеств подрастающего поколения. Физическая культура, будучи частью общей культуры индивида, направлена на гармоническое развитие всех природных внутренних сил взрослых, подростков и детей. В контексте всестороннего развития и совершенствования личности она представляет собой важнейшую основу полноценной жизни: активного труда, организованного отдыха и всей полноты выражения творческого потенциала.
Сегодня массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательной программой физического развития в дошкольном учреждении, комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузе, спортивных сообществах, клубах и секция, программами спортивных школ. В системе физической культуры и спорта Республики Беларусь организация спортивно-массовой работы с населением построена в строгом соответствии с республиканской политикой, по единому замыслу и на плановой основе.
Спортивно-массовая работа в школе наряду с физкультурно-оздоровительной представляет собой одно из ведущих направления приобщения учащихся к спорту и здоровому образу жизни. В связи с этим становится актуальным изучение методики организации спортивно-массовой работы в школе.
1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ
Спортивно-массовая работа представляет собой важнейшее направление физической культуры, целью которой является пропаганда здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика.
Спортивно-массовая работа – это работа по привлечению школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.
Педагогические усилия школы сконцентрированы на организации работы, которая направлена на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни, создание единого социокультурного пространства на территории школы. Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно–образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого–педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости [8, с. 125].
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащиеся учреждений общего среднего образования обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В этих целях в учреждениях образования организуются и проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, аналогичные по содержанию проводимой ранее внеклассной физкультурно-оздоровительной работе, которые являются частью образовательного процесса (пункт 4 статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании) [1].
На основании п. 3 статьи 25 Закона и по решению местных исполнительных и законодательных органов для проведения спортивно-массовой работы с населением Республики Беларусь учреждаются городские и районные физкультурно-оздоровительные и спортивные центры, комбинаты, комплексы, а также физкультурно-спортивные клубы. Деятельность, задачи и функции указанных учреждений определены «Типовым положением», утвержденным Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [2].
2 ВИДЫ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ
Спортивно-массовая работа в средней школе включает в себя следующие виды деятельности:
– мониторинг состояния физического развития учащихся;
– пропаганда здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую, воспитательно-образовательную деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;
– участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы «Здоровье», развития школы;
– расширение возможностей сферы досуга учащихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность;
– психолого-педагогическое просвещение родителей области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;
– формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта;
– формирование установки и привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;
– создание школьного пресс-центра и выпуск газеты «Здоровому – все здорово» для пропаганды спортивного досуга.
Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. Для получения объективных данных о физическом развитии школьников, уровне их физического здоровья применяют антропометрические показатели, т. е. показатели измерений человеческого тела. Разнообразные антропо - и физиометрические показатели позволяют рассчитывать индексы, указывающие на развитие тех или иных морфофункциональных качеств организма, играющих важную роль в его приспособлении к физическим нагрузкам [11, с. 75].
Пропаганда здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. \Профилактика здорового образа жизни в школе направлена на:
3 ФОРМЫ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Спортивно-массовая работе в школе может выступать в следующим формах:
– внеклассные формы;
– внешкольные формы;
– самостоятельные формы.
Рассмотрим внеклассные формы спортивно-массовой работы в школе. К ним относятся:
1. Спортивные праздники – это разовые спортивно-массовые мероприятия, длящиеся не более двух-трех часов, где активное участие принимает широкая аудитория, а количество участников не ограничено.
2. Дни спорта – это разовые спортивно-массовые мероприятия, которые являются смотром достижений в массовом привлечении учащихся к активным занятиям избранным видом спорта (день бегуна, день пловца, день лыжника и т.д.).
3. Спортивные соревнования – это специфическая форма соперничества, где каждый участник посредством определенных приемов в равных условиях стремится достичь лучшего результата, переиграть или победить остальных участников.
4. Занятия в спортивных секциях по видам спорта (организованные на базе школы).
5. Спортивные соревнования круглогодичной спартакиады:
– футбол;
– баскетбол;
– волейбол;
– гандбол;
– легкая атлетика (бег, прыжки, метания);
– весенний или осенний кросс;
– соревнования «Олимпийские надежды Беларуси» по зимнему и летнему многоборьям «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
– летняя и зимняя спартакиады «Защитник Отечества» для юношей допризывного и призывного возраста;
– лыжные гонки;
– соревнования по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия»;
4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Будучи составной частью общей системы физического воспитания школьников, внеклассная работа по отношению к учебной занимает подчинённое положение, обогащая при этом последнюю специфическим содержанием и различным многообразием форм организации занятий, и при единстве целевой направленности имеет следующие отличительные особенности:
– внеклассная работа осуществляется на добровольной основе. Содержание и формы организации занятий определяются с опорой на учет интересов большинства учащихся и условий средней школы: учащимся предоставляется возможность выбора видов занятий в соответствии с их желаниями;
– внеклассная работа выстраивается на базе широкой общественной активности самих школьников, которые объединены в коллектив физической культуры, под постоянным контролем и руководством их деятельностью со стороны администрации, учителя физкультуры и других педагогов школы;
– педагогическое руководство в ходе внеклассной работы имеет в большей степени инструктивно- методический и консультативно-рекомендательный характер, который стимулирует проявление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.
Значение внеклассной работы весьма значительно. Внеклассная работа способствует повышению уровня двигательной активности школьников и укреплению их здоровья; содействует полезной продуктивной организации отдыха учащихся, удовлетворяет их потребности и интересы в физическом развитии и совершенствовании, способствует формированию интереса в занятиях спортом; развивает социальную активность [6, с. 115].
Внеклассная спортивно-массовая работа в учреждении образования представляет собой составную часть учебно-воспитательного процесса физического воспитания учащихся. Весь педагогический коллектив во главе с администрацией школы должен принимать непосредственное участие с портивно-массовой работе.
Учитель физкультуры должен особое внимание уделять организации и проведению внутришкольной круглогодичной спартакиады. Все соревнования и спортивно-массовые мероприятия целесообразно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спортивно-массовая работа – это работа по привлечению школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня. Спортивно-массовые мероприятия направлены на решение следующих задач: создание условий для оздоровления учащихся средствами физической культуры и спорта; вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом; отбор перспективных и талантливых в видах спорта учащихся, которым рекомендуются занятия в специализированных учебно-спортивных учреждениях; тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами спортивно-массовой работы.
Спортивно-массовая работы в средней школе включает в себя следующие виды деятельности: мониторинг состояния физического развития учащихся; расширение возможностей сферы досуга учащихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций, пропаганда здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую, воспитательно-образовательную деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе; участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, психолого-педагогическое просвещение родителей.
Основными формами спортивно-массовой внеурочной деятельности являются: соревнования; физкультурные праздники; вечера и встречи; конкурсы; туристские походы; путешествия; слеты, подвижные игры, эстафеты, поезда здоровья и др. Содержание, направленность и методика проведения спортивно-массовых мероприятий основывается на соблюдении ряда принципов. От формы спортивно-массового мероприятия зависят его цели, задачи, требования к организации и проведению, требования к участникам в этих мероприятиях. Такие мероприятия могут быть носит соревновательный характер, праздничный характер, но все они способствуют массовому привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Внеклассная спортивно-массовая работа в учебных заведениях является составной частью учебно-воспитательного процесса физического воспитания учащихся и программы школы. В массовой физкультурно-
1. Об Образовании: Кодекс Республики Беларусь 243-З от 13.01.2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm. – Дата доступа: 27.05.2017.
2. О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125 - 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravo.by/main.aspx?quid=3871&pO=H11400125. – Дата доступа : 27.05.2017
3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2006 №132 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : pravo.by/ – Дата доступа : 27.05.2017.
4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : pravo.by/ – Дата доступа : 27.05.2017.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания : учебное пособие / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. – М. : Просвещение, 1985. – 539 с.
6. Барков, В. А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе: учебное пособие / В.А. Барков, Ю.К. Рахматов. – Гродно : ГрГУ, 2003. – 439 с.
7. Бедулина, Г. Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях / Г. Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2007. – 435 с.
8. Глазырина, Л. Д. Физическая культура / Л. Д. Глазырина. – Мн. : «Асар», 1996. – 350 с.
9. Гужаловский, А. А. Физическое воспитание в школе : метод. пособие / А.А. Гужаловский, Е.Н. Ворсин. – Мн. : Тесей, 1988. – 420 с.
10. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. – М. : Советский спорт, 2006. – С. 208-210.
11. Лебедева, Н. Т. Школа и здоровье учащихся: пособие / Н. Т. Лебедева.– Минск : Университетское, 1998. – 530 с.
12. Овчаров, В. С. Настольная книга учителя физической культуры: методическое пособие / В. С. Овчаров. – Минск : «Сэр-Вит», 2008. – 521 с.
13. Овчаров, В. С. Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях / В. С. Овчаров. – Минск : Нар. Асвета, 2007. – 540 с.
14. Стецкая, Н. А. Взаимодействие школы и семьи по организации свободного времени учащихся в шестой школьный день / Н. А. Стецкая // Столичное образование. – 2003. – № 11. – С. 16-18.
15. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. – 464 с.
16. Физическая культура в 5-8 классах / Под ред. С К. Елисеевой. – М. : Просвещение, 1980. – 530 с.
17. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
18. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2001. – 630 с.
19. Чимаров, С. Ю. Законодательные основы спортивно-массовой работы в Республике Беларусь / С. Ю. Чимаров // Инновационная наука. – 2016. – № 10-3. – С. 114-118.
20. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи / под ред. А. С. Никончука. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 230 с.