Введение
Глава 1 Общее представление о деятельности аптечных работников по отношению к потребителям
1.1 Требования к фармацевтическому работнику и его обязанности
1.2 Роль фармацевтического работника в аптеке и жизни потребителя лекарственных средств
Глава 2 Аспекты взаимоотношений аптечных работников и посетителей
2.1 Этические вопросы взаимоотношений работников аптеки и посетителей
2.2 Характеристика посетителя аптеки
2.3 Психологические аспекты отношений аптечных работников и посетителей аптек
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблему по рациональному и безопасному применению лекарственных средств считают одной из важнейших в системе современного здравоохранения. Для их решения в 1992 г. Международной фармацевтической федерацией были разработаны стандарты по оказанию аптечных услуг под названием Good Pharmacy Practice – GPP, или «Надлежащая аптечная практика» (НАП), которые были одобрены в марте 1993 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В руководстве по НАП описываются необходимые действия по укреплению здоровья и предотвращению ухудшения состояния здоровья населения, а в случае необходимости лечения – обеспечение процесса правильного применения лекарственных средств (ЛС) с целью достижения максимального терапевтического эффекта и предотвращения неблагоприятных воздействий лекарства. Также в руководстве говорится о необходимости взаимодействия фармацевтов с другими работниками здравоохранения, а также с больными.
В настоящее время отмечается изменение требований к провизору (фармацевту), что связано с увеличением важности консультационной деятельности. Фармацевтические работники в аптеке выполняют роль консультантов на трех уровнях: больным, врачам и населению. Хотя следует отметить и о том, что нет норм, регламентов по такому аспекту деятельности провизора, а основная роль провизоров заключается в изготовлении и осуществлении контроля качества лекарственных средств. Таким образом, в настоящее время приобрела большую актуальность проблема совершенствования фармацевтической помощи, – как нормативно-правовой базы, так и практики ее применения, которая направлена на профилактику или выявление и разрешение проблем, связанных с применением ЛС или состоянием здоровья пациента.
Цель работы заключалась в изучении аспектов взаимоотношения аптечных работников с покупателями лекарственных средств.
Задачи:
1. Рассмотреть требования к аптечным работникам, касающимся взаимоотношений с потребителями ЛС;
2. Рассмотреть проблемы взаимоотношений аптечных работников и покупателей ЛС.
Метод исследования – анализ литературных данных.
Литературные источники для исследования представлены научными статьями из различных журналов, что позволило рассмотреть современное состояние изучаемой проблемы по взаимоотношениям посетителей и работников аптечных организаций.
Глава 1 Общее представление о деятельности аптечных работников по отношению к потребителям
1.1 Требования к фармацевтическому работнику и его обязанности
На данном периоде развития фармацевтической деятельности предложен ряд требований к фармацевтическому работнику, так называемый «Фармацевт – семь звезд». Данный перечень утвержден ВОЗ и состоит из следующих положений:
фармацевт, который ухаживает за пациентом;
фармацевт, который принимает решения;
фармацевт, являющийся звеном общения между врачом и пациентом;
фармацевт, являющийся лидером;
фармацевт, являющийся менеджером;
фармацевт, который постоянно стремится к новым знаниям;
фармацевт, являющийся наставником.
Статистические исследования говорят о том, что в более чем половине случаев население предпочитает обратиться за советом и консультацией в аптеку, и лишь менее половины больных обращается к врачу. Это в первую очередь связано с тем, что фармацевт является единственным медицинским работником, на прием к которому не надо специально записываться и можно попасть в любое удобное время. Это выбор пациента, и общество должно этот выбор уважать. Цель фармацевта в этих условиях заключается в выработке позиции и определении места профессии в общей цепочке предоставления потребителям качественных услуг по оптимальной цене [3, 13].
Фармацевтическим консультированием называется процесс оказания помощи покупателю в подборе препарата безрецептурного отпуска с предоставлением информации, которая ориентирована на персональные потребности покупателя. При отпуске безрецептурных ЛС ответственность за результаты лечения или профилактику того или иного заболевания переносится на самого пациента, а также и на работника аптеки. В таком случае на выбор потребителя несёт большое влияние рекомендация провизора. По этой причине провизор имеет следующие обязанности:
Проведение подробного информирования клиента о выбранном препарате безрецептурного отпуска (определение оптимальной разовой, суточной дозы, курса лечения, возможных побочных эффектов, способов и сроков хранения);
Определение проблемы пациента, основанной на жалобах пациента, связанных с недомоганием. Провизор обязан провести компетентное определение проблемы и предложить клиенту правильный выбор ЛС, либо же аккуратно отправить больного к врачу;
В некоторых случаях настоятельное убеждение больного обратиться за врачебной помощью.
Глава 2 Аспекты взаимоотношений аптечных работников и посетителей
2.1 Этические вопросы взаимоотношений работников аптеки и посетителей
Фармацевтической этикой называют совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к следующим слоям населения: общества в целом, конкретный пациент, друг другу, контактные группы людей, представленные медицинскими работниками, контролирующими органами и др.).
Фармацевтической деонтологией называют практическую науку, призванную дать специалистам знания, которые необходимы для выполнения функционально-должностных обязанностей, и те, которые вытекают из общественной ценности профессии провизора и фармацевта. Категорию долга представляют следующие уровни: объективный и субъективный. Объективным уровнем называют совокупность обязанностей, которые вытекают из профессиональной деятельности специалиста. К субъективному уровню относятся отношения фармацевтических работников к выполнению своих обязанностей. На основе этих двух уровней и формируется единство взаимосвязей этики провизора (фармацевта) и фармацевтической деонтологии [9].
Со временем фармацевтическим сообществам в разных странах пришло единое понимание того, что необходима разработка документа, который будет содержать в себе сбор правил профессионального поведения и этических норм, а также необходимость заявить о принципах и ценностях, которые определяют роль и ответственность фармацевта перед обществом. Таким образом были написаны и представлены вниманию первые этические кодексы фармацевта, которые, по сути, состояли из принятых сообществом объединившихся аптекарей декларативных заявлений, состоящих из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений [16]. Далее такие документы приобрели широкую популярность и в каждой стране разрабатывались свои этические кодексы для работников аптечных организаций. Примечательно, современные этические кодексы фармацевта разнятся друг от друга не столько содержанием принципов и обязательств, сколько их формулировками.
Заключение
В настоящее время провизоры (фармацевты) кроме своих основных обязанностей должны руководствоваться рядом дополнительных при отпуске ЛС и проведении консультации. Проблема вопроса заключается в том, что не всегда в учебных заведениях данным вопросам уделяется должное внимание, что в дальнейшем затрудняет их работу. Работники аптеки в своём роде должны обладать и качествами психолога, для проведения должной консультации пациентам, должны выслушать его, при необходимости переубедить в покупке ненужно средства, или же посоветовать иное ЛС, отправить к врачу.
Рассматривая проблему посетителя аптеки стоит отметить о повышенных требованиях покупателя как к самим работникам аптеки, так и к внешнему виду и оформлению аптечного заведения. Покупатели часто характеризуются раздражительностью, нетерпимостью, конфликтностью, что отяжеляет работу аптечного работника.
В связи с вышесказанным проблематика взаимоотношений аптечных работников и посетителей довольно значима в настоящее время и требует пересмотра как на местном уровне, так и на уровне государственных учреждений, занимающихся подготовкой будущих работников аптеки.
1. Антропова, Г.А. Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек / Г.А. Антропова, М.А. Иванова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 5. – С. 202-205.
2. Бурдина, О.Б. Профессиональный имидж медицинских и фармацевтических работников в медиатекстах / О.Б. Бурдина, С.Л. Мишланова // Гуманитарные исследования. – 2018 – № 2 (19). – С. 50-53.
3. Гнеушева, И.A. GPP – надлежащая аптечная практика / И.А. Гнеушева // Аптека и рынок. – 2000. – № 1. – С. 25-29.
4. Гулимбетова, Ж.У. Об этике и деонтологии в практической деятельности фармацевтов и провизоров / Ж.У. Гулимбетова // Вестник ЮКГМА. – 2010. – № 1. – С. 161-163.
5. Датхаев, У.М. Формирование и развитие коммуникативных навыков фармацевтов / У.М. Датхаев [и др.] // Вестник КазНМУ. – 2015. – № 3. – С. 294-295.
6. Дзагоева, А.Р. Маркетинговые инструменты управления поведением потребителей на региональном рынке фармацевтической продукции / А.Р. Дзагоева, М.З. Кулмбекова // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2014. – С. 1-15.
7. Комиссинская, И.Г. Методические подходы к оптимизации кадрового обеспечения мелкорозничных аптечных предприятий / И.Г. Комиссинская // Новая аптека – 2002. – № 10. – С. 39-46.
8. Леонтьева, Ф.Р. Социальный портрет посетителя государственной аптеки: влияние финансового кризиса / Ф.Р. Леонтьева, Г.С. Яровиков, С.Н. Егорова // Медицинский альманах. – 2010. – № 1. – С. 201-203.
9. Лопатин, П.В. Биоэтика / П.В. Лопатин, О.В. Карташова. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2011. – 272 с.
10. Мостовой, А. Надлежащая аптечная практика: перевести аптеки из состояния «как есть» в состояние «как надо» / А. Мостовой // Московские аптеки. – 2007. – № 10. – С. 21-26.
11. Петров, А.Г. Развитие и внедрение фармацевтической помощи – важнейший аспект профессиональной деятельности фармацевтического работника / А.Г. Петров // Медицина в Кузбассе. – 2014. – Том 13. – № 3. – С. 10-16.
12. Провизор (фармацевт) и посетитель аптеки: психология взаимоотношений // Экономический вестник фармации. – 2005. – № 9-10. – С. 1-9.
13. Раздорская, И.М. Анализ профессиональных проблем провизоров и фармацевтов, обслуживающих покупателей / И.М. Раздорская, Е.Ю. Тимошенко, Л.Н. Кучерявенко // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2010. – № 2. –. С. 100-101.
14. Раздорская, И.М. Разработка концепции формирования новых персонал-технологий в фармацевтических организациях / И.М. Раздорская, Е.Ю. Тимошенко, Л.Н. Кучерявенко // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2010. – № 2. – С. 87-90.
15. Слюсар, О.И. Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности / О.И. Слюсар [и др.] // Журнал научных статей здоровье и образование в 21 веке. – 2017. – № 12. – С. 297-301.
16. Трофимова Е.О. Проблема профессиональной автономии фармацевтов и этический кодекс FIP / Е.О. Трофимова // Ремедиум. – 2015. – № 7 – 8. – С. 20 – 25.
17. Фармацевтический маркетинг / А.Ю. Юданов, Е.А. Вольская, А.А. Ишмухаметов, М.Н. Денисова. – М.: Изд-во «Ремедиум», 2011. – 632 с.
18. Филина, И.А. Лояльный покупатель – надежность, заслуживающая доверия / И.А. Филина, И.М. Раздорская // Ремедиум. Менеджмент. – 2014. – С. 47-49.
19. Чембарцева, И.В. Особенности формирований предпочтений конечных потребителей фармацевтического рынка / И.В. Чембарцева, Н.Ю. Перцева // Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. – 2007. – № 4. – С. 360.
20. Эльяшевич, Е.Г. История фармацевтической этики / Е.Г. Эльшевич // Вестник фармации. – 2013. – № 1 (59). – С. 77-80.