ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР"
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПФР
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПФР
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР"
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ
2.2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей учителя во вспомогательной школе является подготовка учащихся к жизни в обществе, формирование необходимых для этого компетенций. Важным фактором в достижении результата является положительная мотивация к обучению.
Психологи, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении является предметом исследования педагогов и учёных, таких как Л.И. Божович, А.Н. Грабов, А.А. Катаева, Е.А. Стреблева и других на протяжении многих лет.
Центральное место в терминологии мотивации занимаю понятия мотива и потребности. Мотив – это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Потребностью называют состояние нужны человека или животного в чем – либо, что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития. В отличие от мотива поведения, который выполняет все мотивационные функции: побуждение, направление и поддержку поведения, потребность реализует лишь побудительную функцию, т.е. активизирует человека или животное. Любое поведение человека является полимотивированным, т.е. им одновременно управляет не одна, а несколько разных потребностей и мотивов. Совокупность имеющихся у индивида мотивов и потребностей называется мотивацией [19, c.134]. Мотивационно-потребностная сфера учащихся младших классов с трудностями в обучении неустойчива, мотивы ситуативны. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности. Характерная черта ребенка с интеллектуальной недостаточностью — отсутствие у него интереса к познанию. Механизм формирования учебной мотивации у младших школьников с с трудностями в обучении качественно отличается от нормально развивающихся сверстников. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР"
1.1. Организация оценивания учебно-педагогической деятельности младших школьников с ОПФР
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [9].
Синонимами данного термина может выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом» и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.
По данным Министерства образования Республики Беларусь из общего количества детей с ОПФР:
• 67,54 % составляют дети с нарушениями речи,
• 17,36 % – дети с трудностями в обучении, обусловленными особенностями психического развития,
• 14, 00 % – дети с умственными ограничениями,
• 6,45 % – дети с нарушениями зрения,
• 4, 07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
• 2, 19 % – дети с комбинированными нарушениями,
• 2, 15 % – дети с нарушениями слуха [18].
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Например, потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР"
2.1. Определение средств внешней оценки учебно-педагогической деятельности для формирования самооценки младших школьников с особенностями психофизического развития на уроках
Появление и стабильность учебной мотивации во многом зависит от того, добивается ли ребенок успехов в учебной деятельности. Поэтому задача учителя - помочь ребенку поверить в себя, создать условия для успешного выполнения учебных заданий, оживить рост его достижений, то есть обеспечить ребенку «ситуацию успеха». Ситуация успеха может стать своего рода «спусковым крючком» для дальнейшего движения личности.
С педагогической точки зрения «ситуация успеха» представляет собой целенаправленную, организованную комбинацию условий, при которых возможно достижение высоких результатов в деятельности как человека, так и команды в целом; Это результат хорошо продуманной, подготовленной стратегии тактики учителя.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того факта, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпадал с его надеждами, ожиданиями, либо превосходил их. На основе этого состояния могут возникать устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, уровень самооценки и самооценки меняется. Создание ситуации успеха младших школьников с ОПРФ можно достичь с помощью внешней оценки.
Можно выделить следующие этапы коррекционной работы:
Мотивационный этап - это сообщение, почему ученики должны знать этот раздел программы, какова основная задача обучения в этой работе. Цель: формирование мотивационного навыка образовательной деятельности у школьников. Этот этап состоит из трех учебных мероприятий:
1) создание учебно-проблемной ситуации, которая знакомит с содержанием предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих методов:
- постановка задачи для ученика, которая может быть решена только изучением данной ему темы;
- рассказ учителя о теоретической и практической значимости предложенной темы;
- рассказ о том, как эта проблема решалась в истории науки;
2) постановка основной учебной задачи как результат обсуждения проблемной ситуации. Это задание для учащихся - цель их деятельности на этом уроке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Математическое развитие детей с ТНР осуществляется учителем в процессе учебной деятельности, а учитель-логопед включает в индивидуальную логопедическую работу с детьми игры и упражнения с элементами материала математического содержания.
Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи в процессе учебной деятельности испытывают трудности не только в усвоении знаний, умений и навыков, но и в овладении способами учебных действий. У них отмечается недоразвитие умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение. В связи с этим учащиеся проявляют низкую активность и самостоятельность. Поэтому важное место в учебном процессе отводится формированию умений учебно-познавательной деятельности. Одним из условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи является адаптация и модификация учебного материала с учетом потребностей и особенностей их развития, а также разработка необходимых учебных и дидактических материалов. При этом процесс адаптации содержания образования должен включать следующие направления деятельности педагога: анализ и подбор содержания, структурирование и перераспределение учебного материала, выбор методических приемов и средств обучения.
Оценивание деятельности младших школьников с ТНР имеет свои особенности. При содержании учебного материала следует учитывать возрастные потребностей школьников: потребность в постоянной деятельности; потребность в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении; потребность в рефлексии и самооценке и др., а также нарушения речи. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным.
При без отметочном обучении важную роль приобретает формирование контрольно‐оценочной самостоятельности младших школьников с ТНР, рефлексивности и способности к самокоррекции как важных показателей субъектной позиции, которые способствуют более эффективному формированию учебной самостоятельности, а также способности к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию.
1. Амонашвили, Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения / Ш.А. Амонашвили. – Тбилиси, 1999.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М.: Прогресс, 2006. – 267 с.
3. Бариляк, И. А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / И. А. Бариляк. – СПб., 2002. – 19 с.
4. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С. М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2008. – 563 с.
6. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Л.И. Божович. –М.: АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.
7. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 3. – С. 84-92.
8. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова. – М., 2015. – С. 119-124.
9. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
10. Гатальская, Г.В. В школу с радостью / Г.В. Гатальская. – Минск: Амалфея, 1998. – 175 с.
11. Гладкая, И. В. Оценка образовательных результатов школьников / И.В. Гладкая. – СПб. : КАРО, 2008. – 142 с.
12. Грекова, В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация : основные теории и подходы / В. А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2010. – № 6-3. – С. 46-52.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 287 с.
14. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
15. Кириленко, В. Формирование и коррекция мотивации учения младших школьников / В. Кириленко // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С. 50-53.
16. Крупенникова, И. В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития / И. В. Крупенникова // Психология. – 2008. – № 2 (55). – С. 79-82.
17. Кухтерина, Г. В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г. В. Кухтерина, Е.А. Кукуев. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. – 180 с.
18. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования / Авт.-сост. А. Н. Саврасова. – Мурманск : МГПУ, 2008. – 168 с.
19. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 355 с.
20. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. - М., 2002. – 194 с.
21. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова. – 2015. – № 2. – С. 110-112.
22. Плетнева, А. А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А. А. Плетнева // Новая наука : От идеи к результату. – 2016. – № 3-2. – С. 159-162.
23. Рубинштейн, С.Л. Психология умственно отсталого школьника / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. – 425 с.
24. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И. А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 3. – С. 185-188.
25. Ткаченко, Л. М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л. М. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 63-67.
26. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. – 120 с.
27. Черенёва, Е.А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития : учебное пособие / Е.А. Черенева, Д.В. Черенёв ; Краснояр. гос. пед. ун-тим. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2015. - 188 с.
28. Шагивалеева, Г. Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников / Г. Р. Шагиева, С. Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6. – С. 104-105.
29. Шаповалова, О. Е. Изучение отношения младших школьников к обучению / О. Е. Шаповалова // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 22-28.
30. Шкуркин, В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность / В.И. Шкуркин. - М.: Норма, 2003. – 173 с.
31. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
32. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Наука, 2005. – 267 с.