Введение
Глава 1 Теоретические основы обучения аудированию
1.1 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности
1.2 Психологические особенности аудирования
1.3 Трудности восприятия иноязычной речи на слух
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2 Особенности организации контроля умений аудирования
2.1 Формы контроля сформированности умений аудирования
2.2 Тестовый контроль умений восприятия иноязычной речи на слух
2.3 Основные требования к проведению тестового контроля и методика его проведения
2.4 Выводы по 2 главе
Глава 3 Разработка комплекса упражнений для контроля умений восприятия иноязычной речи на слух на среднем этапе обучения
Заключение
Библиографический список
Введение
На сегодняшний день знание иностранных языков является важным элементом общечеловеческой культуры и необходимым условием интеграции в мировую образовательную систему. Изучение иностранного языка способствует вовлечению индивида в социально-политическую и культурную жизнь страны. Расширение международных связей постепенно ведет к тому, что иностранный язык становится все более востребованным государством, обществом и личностью.
Цель обучения иностранному языку это овладение учащимися языком как средством общения. А общение, в свою очередь это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие, и понимание речи собеседника на слух. Таким образом, можно сказать, что аудирование является одним из основных видов речевой деятельности при изучении иностранного языка, а также в общении с носителями иностранного языка.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что аудирование как вид речевой деятельности, используется в любом устном общении. Проблема обучения аудированию является одной из самых исследуемых в современной методике преподавания иностранного языка.
Предметом исследования в данной работе является обучение аудированию как виду речевой деятельности на среднем этапе обучения с применением тестовых форм контроля.
Объектом исследования является аудирование, как вид речевой деятельности, разработка фрагмента урока с применением тестовых заданий, нацеленных на развитие навыков аудирования, а также для контроля умений восприятия иноязычной речи на слух.
Глава 1 Теоретические основы обучения аудированию
1.1 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности
Определение «аудирование» было дано американским психологом Брауном. Аудирование это рецептивный вид речевой деятельности, который включает в себя одновременно и восприятие и понимание речи на слух [2, с.32]. Уже на начальном этапе обучения иностранному языку аудированию должно уделяться огромное внимание. Овладение аудированием представляет возможность реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей. Оно обучает учащихся внимательно слушать звучащую иноязычную речь, формирует умение предвосхищать смысловое содержание высказывания, а также, приобщает учащихся к культуре слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Аудирование, как вид речевой деятельности, вносит значительный вклад в достижение образовательной цели, тем самым позволяя понимать высказывания на иностранном языке, какими бы простыми или сложными они не были.
Аудирование является своеобразным средством обучения иностранному языку. Оно предоставляет учащимся возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Посредством аудирования усваивается лексический состав языка и его грамматическая структура. Также аудирование позволяет овладеть говорением, чтением и письмом, что, в свою очередь, является одной из основных причин, по которой аудирование используется в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.
Глава 2 Особенности организации контроля умений аудирования
2.1 Формы контроля сформированности умений аудирования
Целью контроля восприятия и понимания речи на слух служит определение уровня сформированности речевых навыков и умений, а также того, насколько точно и полно восприняли учащиеся тот или иной аудиотекст. Говоря о способах проверки понимания, изначально следует обратить внимание к вопросу об уровнях восприятия и понимания.
Наиболее известной (говоря об аудировании) является типология А.C. Лурье [11, с.27], который предлагает четыре уровня понимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксического целого (смыслового куска) и уровень текста. Понимание на уровне слов носит фрагментарный характер, то есть оно зависит от соотношения между активным, пассивным и потенциальным словарями слушающего и от его способности использовать детерминирующую функцию словосочетаний и контекста. Понимание предложений зависит от их синтаксической особенности. Например, простое предложение не представляет особой сложности, так как оно является привычной единицей разговорной речи. Понимание логико-грамматической структуры сложного предложения представляет уже большую сложность. Восприятие целого текста зависит от понимания предикативной связи предложений, ибо она наиболее стабильна и информативна от композиционно - смысловой структуры текста, стиля и жанра. Однако следует отметить, что данная типология, предложенная Лурье для организации контроля мало пригодна.Необходимо руководствоваться критериями полноты и правильности понимания, предложенными Н.И. Гез: 1) уровень фрагментального (поверхностного) понимания, 2) уровень глобального (общего) понимания, 3) уровень детального (полного) понимания, 4) уровень критического понимания.
Глава 3 Разработка комплекса упражнений для контроля умений восприятия иноязычной речи на слух на среднем этапе обучения
Для разработки упражнений для контроля умений восприятия иноязычной речи на слух мы выбрали средний этап обучения, а именно 6 класс.
Обучение английскому языку в 6 классах осуществляется по учебно-методическому комплексу, который включает в себя учебное пособие Н. В. Юхнель Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014., книгу для учителя, рабочую тетрадь, звуковое пособие [21, с.9].
Структура учебника предусматривает фрагменты аудирования практически на всех уроках.
При создании упражнений нами соблюдались следующие условия:
- обеспечение достижения промежуточных и конечных целей аудирования;
- направленность на преодоление психологических, лингвистических трудностей воспринимаемой речи на слух;
- обеспечение развития навыков и умений, направленных на совершенствование речевых механизмов аудирования.
Составляя упражнения, мы стремились отобрать такие приемы обучения, которые облегчают понимание текста. Упражнения охватывают все три аспекта обучения аудированию. Это текст средней степени сложности, т.к. имеет узкую сюжетную линию и не большой объем.
Прослушиваемый текст включен в аудиокурс к учебнику, с целью знакомства учащихся с новой лексикой и получения новой информации по теме “As busy as a bee”.
Задачей учителя на предтекстовом этапе является создание ситуации и мотива общения, формулировка коммуникативной задачи, а также создать условия для преодоления трудностей восприятия и понимания сообщения путем использования различных опор и прочих факторов, которые облегчат восприятие.
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели сущность и аспекты аудирования, способы обучения этому важному и трудному виду речевой деятельности, какими бывают трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении аудированию, и пути их преодоления, а также исследовали особенности организации контроля умений аудирования, в частности изучили метод тестового контроля. Также нами был разработан комплекс упражнений для обучения аудированию школьников на среднем этапе обучения.
Мы выяснили, что владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иноязычную речь, а так как этот процесс трудоемкий, то следует уделять ему больше внимания. Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. К тому же для совершенствования процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современное время развивается высокими темпами, и у учителей есть больше возможностей использовать различные виды технических средств обучения.
Для успешного обучения аудированию, необходимо определить трудности в обучении аудированию как в целом, так и в индивидуальном случае, и искать способы их преодоления.
Для преодоления трудностей очень важно правильно определить нужный уровень сложности текста и нормальный темп предъявления текста учителем. Для того чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи, необходимо уже на начальном этапе обучения слушать иноязычную речь, постепенно сокращая количество текстов, предъявляемых преподавателем.
1. Артемов В.А. Программа обучения иностранного языка// Экспериментальные данные / В.А. Артемов. — М., 1989. –68 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. – 336 с.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д.Гальскова. — М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
4. Гез Н. И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению //Иностранные языки в школе. – 1981. – № 5. – 32-39.
5. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. –1996. – № 5. – 20-22.
6. Елухина Н.В. Преподавание иностранного языка в средней школе / Н.В. Елухина. — М., 2001. – 44 с.
7. Ершова В.В. Тесты по аудированию.// Иностранные языка в школе. – 2007. – №5. – 73 с.
8. Зимняя И.Я. Смысловое восприятие речевого сообщения. Лингво- психология речевой деятельности / И.Я. Зимняя. — М., 2001. – 38 с.
9. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учеб. пособие. — М.: Академия, 2000. – 264 с.
10. Крицкая И. П. Некоторые синтаксические особенности материала для аудирования // Иностранные языки в школе. –1974. – № 4. – 20-22.
11. Лурье А.С. Методика обучения аудированию / А.С. Лурье. — М., – 1988. – 32 с.
12. Мильруд, Р. П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, А. В. Матиенко, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2005. – №7. – С. 33-41.
13. Психологические основы обучения неродному языку: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО Модек, 2004. – 448 с.
14. Рапопорт, И.А. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе / И.А. Рапопорт, Г. Сельг, И. Соттер. — Таллинн: Валгус, 1987. – 327 с.
15. Сахорова Т.Е., Рабинович Ф.Ш. Методика преподавания иностранным языкам / Т.Е. Сахарова, Ф.Ш. Рабинович. — Минск, – 1983. – 18 с.
16. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
17. Снедникова Б.П. Обучение аудированию иноязычной речи в средних школах / Б.П. Снедникова. — М.: – 1997. – 36 с.
18. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. — М.: Издательство "Экзамен", 2004. – 318 с.
19. Penny, U. Teaching Listening Comprehension / U. Penny. –Cambridge Univ. Press, 1992. – 193 p.
20. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2008, – 480 с.
21. Юхнель Н.В. Английский язык: учеб. Пособие для 6-го кл. /Н.В. Юхнель, Е.Г. Наумова, Е.А. Родковская. — М.: Адукацiя i выхаванне, 2014. –228 с.