Введение
Глава 1 Теоретические аспекты обучения предмету «человек и мир» младших школьников с ТНР
1.1. Особенности учебной деятельности младших школьников с ТНР
1.2. Возможности использование наглядного моделирования в процессе обучения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Глава 2 Использование наглядного моделирования при обучении младших школьников с ТНР на уроках «человек и мир»
2.2. Методические основы использование наглядного моделирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках « Человек и мир»
2.3. Методические рекомендации по использованию наглядного моделирования в учебной деятельности у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Учебно-познавательная деятельность младших школьников характеризуется низким уровнем развития. Поэтому не прекращается поиск наиболее оптимальных для данной категории детей методов и приемов обучения.
Глава 1 Теоретические аспекты обучения предмету «человек и мир» младших школьников с ТНР.
1.1. Особенности учебной деятельности младших школьников с ТНР.
Учебная деятельность младших школьников с ТНР имеет свои особенности, которые обусловлены речевыми нарушениями.
У детей с ТНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Речь этих детей малоподвижна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравниванием и обобщением.
Глава 2 Использование наглядного моделирования при обучении младших школьников с ТНР на уроках «человек и мир».
2.2. Методические основы использование наглядного моделирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках « Человек и мир».
Уроки по предмету «Человек и мир» у детей с ТНР имеют свои особенности. Они направлены, в первую очередь, на коррекцию речевого развития, воспитывают интерес к процессу обучения, формируют элементарные представления об окружающем мире, развивают эстетические чувства, а также происходит развитие речи и расширение кругозора. Дети получают некоторые практические умения и приемы действий с предметами, учатся наблюдать и сравнивать за предметами и явлениями.
Если изучить концепцию по предмету «Человек и мир», а также учебную проܙграмму для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения для 1-5 классоܙв, можно выявить, что основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений.
Цели и задачи интегрированного учебного предмета в начальных классах «Человек и мир»:
формировать элементарные представления и понятия об объектах и явлениях природы и общественной жизни, о связях в системе «природа – человек – общество»;
содействовать формированию нравственных качеств личности на основе усвоения знаний о нормах и правилах человеческого общежития;
сформировать представления о том, что человек – часть природы, и его здоровье и жизнь в значительной степени зависят от состояния окружающей среды; создать условия для выработки необходимых умений и навыков здорового образа жизни;
формировать опыт интеллектуальной творческой деятельности, развивать познавательный интерес к изучению предмета и учебноܙй деятельности, общеучебные и предметные умения, необходимые для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, обществоведению и истории [21, с. 113].
Заключение.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Помимо детей без речевых нарушений, выделяются дети с тяжелыми нарушениями речи. К тяжелым нарушениям речи относится ряд стойких отклонений речевой функции. Различные виды тяжелых нарушений речи имеют свои особенности в проявлении, однако можно выделить типичные черты, характерные для детей с речевыми нарушениями. Это позднее начало речи, аграмматичная речь, недостаточная речевая активность, неразвитая связная речь. Влияют нарушения речи и на когнитивные функции ребенка, нарушается внимание, ориентировочно-исследовательская деятельность, снижаются все характеристики памяти, восприятия. Мыслительная деятельность детей с ТНР характеризуется низкой познавательной активностью. Данные особенности оказывают негативное влияние на учебную деятельность младшего школьника с ТНР.
Обучение предмету «Человек и мир» должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к предмету, к изменениям в природе. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Обучение предмету «Человек и мир» детей с ТНР невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках по предмету «Человек и мир» в младших классах учитель учит повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / / Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 36 – 41.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1979. – 180 с.
4. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. –№ 2.
5. Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом их полоролевых особенностей: автореф. дисс. … канд. пед. наук / М.В. Веденькина. – Волгоград, 2007. – 27 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
7. Грищенкова, О.В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О.В. Грищенкова // Сборник трудов, посвященных 30- летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2 – Минск: БГПУ, 2006
8. Грищенкова, О.В. Научно-теоретические основы изучения особенностей коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / О.В. Грищенкова // Актуальныя пытанні сучаснай навукі: Зб. навук. прац: У 2 ч. / Бел. дзярж. пед. ун-т; Рэд. кал. В.Д. Старычонак и инш. – Мн., 2002 Ч.
9. Грищенкова,О.В.Методика обучения предмету «Человек и мир» в школе для детей с ТНР: учебно-метод. пособие. Мн.:БГПУ,2006. – 32 с.
10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
11. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: начальная школа. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.
12. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе : практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 256 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1975. – 280 с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. – М. : Логос, 1997. – 220 с.
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 140 с.
16. Методика преподавания предмета "Человек и мир" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия / [авт.-сост. Т. С. Кухаренко] ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. коррекционной работы. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,5 Мб). – Витебск., 2012. – Режим доступа: www.lib.vsu.by.
17. Морозова, Н.Г. Воспитание исследовательской деятельности у детей в семье / Н.Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1961. – 196 с.
18. Ниязова, Г.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся / Г.Б. Ниязова, Л.Р. Баимбетова, З.К. Бектурова. – Астана : Родник, 2010. – 64 с.
19. Панфиленко Г. И., Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Лагоша Г. Е. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015 – С. 74-77.
20. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глобова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. – 720 с.
21. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1972. – 160 с.
22. Речицкая, Е.Г. Проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями / Е.Г. Речицкая // Преподаватель ХХI век. – 2014. – № 1. – С. 135-141.
23. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1971. – 220 с.
24. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М. : Просвещение, 1984. – 260 с.
25. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
26. Степанова, О.А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. – Москва : Наука, 2003. – 128 с.
27. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
28. Файзуллина, С.У. Развитие познавательных интересов и исследовательских умений / С.У. Файзуллина. – М.: Просвещение, 1996. – 140 с.
29. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
30. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
31. Харламов, Ф.И. Активизация учения школьников / Ф.И. Харламов. – Минск. : Нар. Асвета, 1970. – 280 с.
32. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.
33. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.