Введение
Глава 1 Теоретические основы развития умений дискуссии учащихся в процессе обучения иностранному языку
1.1 Понятие и виды дискуссии
1.2 Особенности использования метода дискуссии на уроках английского языка
1.3 Этапы проведения дискуссии на уроках английского языка
Глава 2 Использование игровых методов при обучении дискуссии на уроках иностранного языка на старшем этапе
2.1 Использование игровых методов для совершенствования навыков дискуссии на уроках английского языка
2.2 Дискуссионная ролевая игра при обучении английскому языку
2.3 Организация дискуссионной деловой игры при обучении английскому языку
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы показали значительный рост интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в различных сферах деятельности.
В настоящее время учителя изучают арсенал влияния на умы, волю и эмоции учащихся с целью ознакомления их с богатым миром культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются способы и методы формирования всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Активизация учебного процесса, стимулирование познавательной деятельности способствует внедрению в учебный процесс наряду с традиционными занятиями игровых технологий.
Причиной столь большого интереса к различным видам игр является, прежде всего, отход от традиционных форм и методов обучения. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования благодаря своим социальным, когнитивным и развивающим функциям.
Изучение иностранного языка связано с развитием как мышления, так и эмоций и других качеств личности. В методической литературе последних лет по преподаванию иностранных языков подчеркивается важность и необходимость включения мотивационных и эмоциональных областей личности ученика при изучении иностранного языка. Изучение языка в искусственных условиях, то есть вне среды, в которой на нем говорят, требует создания мнимых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИСКУССИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Понятие и виды дискуссии
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - одна из наиболее эффективных интерактивных технологий для организации групповых занятий с целью активизации процесса принятия решений путем обсуждения вопроса или проблемы.
В настоящее время это одна из важнейших форм образовательной деятельности, которая стимулирует инициативу ученков, развитие рефлексивного мышления [13, с. 54]. В отличие от дискуссии как обмена мнениями, дискуссия - это дискуссия-спор, столкновение точек зрения, позиций и т. д. Но ошибочно полагать, что дискуссия является целенаправленной, эмоциональной, преднамеренно предвзятой поддержкой уже существующей сформированной и неизменной позиции. Дискуссия - это равное обсуждение учителями и учениками запланированных в школе и классе дел и проблем самого разнообразного характера. Это происходит, когда люди сталкиваются с вопросом, на который нет однозначного ответа. По ходу своей работы люди формулируют новый, более удовлетворительный для всех сторон ответ на вопрос. Результатом этого может стать общее согласие, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
В ходе дискуссии ученики активно участвуют в поиске истины, создаются условия для открытого выражения мнений учащихся, их отношения к проблеме. Метод обсуждения активно используется в социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении проблем. Дискуссия как разновидность технологии включает в себя различные методы и приемы обучения [5, с. 53].
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
2.1 Использование игровых методов для совершенствования навыков дискуссии на уроках английского языка
У современной школы есть цель - формирование многокультурной личности учащихся, что подразумевает овладение учениками определенным объемом знаний об иностранном языке, формирование умения не только понимать, но и свободно общаться на нем. Как О. А. Бирюков и Д. В. Семенова отмечают, «формирование способности производить собственную устную речь в монологической и диалогической форме (т. е. свободно говорить) в современной методологической науке постулируется как основная цель обучения иностранному языку и выражается через концепцию иностранного языка, языковую коммуникативную компетенцию, которая, как известно, имеет довольно сложную многокомпонентную структуру» [2]. Устная речь, подразделяемая на диалогическую и монологическую речь, напрямую связана с другими основными видами речевой деятельности - чтением и аудированием.
Из всего этого следует, что современное образование находится в постоянном развитии и поиске наиболее эффективных методов развития разговорных навыков и умений. Методологи предлагают различные методологии, в том числе такие методы, как использование метода опроса [2], модель коммуникативной ситуации [9], ролевые игры [21] на уроке иностранного языка.
Как справедливо отмечает В. Филатов, «использование методов (технологий) обучения иностранным языкам в современной школе основано на развитии предметно-объектных отношений учителя и ученика» [15, с. 76]. Такие отношения подразумевают, что учащийся осознает основную ценность образовательного процесса, переходит к сотрудничеству, а учитель, в свою очередь, выступает в качестве организатора учебного процесса, в котором учащийся выполняет самостоятельный поиск, а ученик выявляет и максимально использует его опыт, согласовывает его с социально значимыми активациями личностных функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что метод дискуссии обеспечивает интенсивное развитие духовности и формирование убеждений нравственной личности. Дискуссия - один из самых сложных вариантов интерактивных уроков. Не каждая дискуссия, объявленная для обзора, является такой. Когда вы посещаете такие уроки, где дети обсуждают проблемы, не поднимая глаз от письменных листов, где вопросы остаются без ответа, вы хотите право ругать не детей, а учителя, который не смог сделать такую действительно интересную форму работы.
Дискуссия - тяжелая академическая работа, как для учеников, так и для учителя. Проведение самой дискуссии по-разному требует максимальных усилий учащихся в классе: внимательно слушайте своего оппонента, уметь тактично и компетентно отвечать на сложные и провокационные вопросы, делать необходимые и убедительные выводы по вашей позиции, приводя различные аргументы и доказательства.
Изучив роль игры в процессе дискуссии и рассмотрев возможность использования игр на уроках английского языка, можно сделать вывод о том, что образовательная и развивающая ценность обучения в игровой форме не может быть оценена. Игра - отличный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать в классе. После сложных устных упражнений или других утомительных занятий веселая игра является идеальной возможностью расслабиться.
Независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
Игра позволяет учителю быстро исправлять ошибки учеников, не позволяя им глубоко закрепиться в памяти.
1. Алхазишвиди А. А. Основы овладения устной иностранной речью: учеб, пособие. М.: Просвещение. 2006. - 308 с.
2. Бирюкова, О. А. Обучение говорению в старших классах: метод интервью на уроке английского языка / О. А. Бирюкова, Д. В. Семенова // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2017. – № 2. – с. 1.
3. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб, пособие. М., 1998.
4. Емельянов С. В. и др. Метод деловых игр. Обзор / Емельянов С. В., Бурков В. Н., Ивановский А. Г. М., 1976. - 58 с.
5. Заремская С. И., Слободчиков А. А. Развитие инициативной речи учащихся: (На материале английского языка). Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 127 с.
6. Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. М.: Дело. 2002. - 480 с.
7. Зинченко Я. Р. Методология исследования политического дискурса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов / Выпуск 5 под общей редакцией И. Ф. Ухвановой-Шмыговой. – Минск: Издательский Центр БГУ, 2008. – 251 с.
8. Змиевская Е. В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2003. - 169 с
9. Каштанова, И. И. Обучение устной речи на основе модели коммуникативной ситуации в средней общеобразовательной школе / И. И. Каштанова, И. И. Некрасова // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 6-2 (12). – с. 733–738.
10. Ковальчук М. А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению / М. А. Ковальчук. – М.: Высш. шк., 2008. – 144 с.
11. Ковальчук М. А. Интенсивное обучение иностранным языкам в контексте проблемы гуманитаризации образования / М. А. Ковальчук // Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня / под ред. Г. А. Китайгородской. – М., 1997. – Ч. 1. – с. 29–99.
12. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов филологического факультета высших педагогических учебных заведений / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Аналиева. – М.: изд. Центр «Академия», 2004. – 264 с.
13. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков. Жур. ПИиОБЩ. 2002 г., № 7. – с. 54.
14. Малышева А. Н. Профессионально ориентированное преподавание иностранного языка в общеобразовательной школе: цель, задачи и организация обучения // Иностр. яз. в шк. 1992. № 1. - с. 20–22.
15. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Ч. 1 / А. А. Миролюбов. – Обнинск : Титул, 2010. – 213 с.
16. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / под ред. В. М. Филатова. ‒ Ростов н/Д: «Феникс», 2014. – 416 с.
17. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2011. – 285 с.
18. Пассов Е. И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре. Просвещение. М., 1993. - 156 с.
19. Пароятникова А. Д. Английский язык для гуманитарных факультетов университетов / М. Ю. Полевая, А. Д. Пароятникова. – М.: Высшая школа, 1991. – 205 с.
20. Поляков О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика: учебное пособие. – М.: НВИ-ТЕЗАРУС, 2003. - 188 с.
21. Пряхин М. Н. Практикум по курсу "Журналистское мастерство". Тема: "Телевизионная дискуссия'. М.: УДН. 1989. - 34 с.
22. Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке: учеб, пособие. М.: Просвещение. 2004. - 205 с.
23. Семенова, Т. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Т. В. Семенова, М. В. Семенова // ИЯШ. – 2015. – № 1. – с. 16–18.
24. Скаткин, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / М. Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 2010. – с. 79–80.
25. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997.
26. Сыроежин И. М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов. М.: НИИ ВШ, 1981. - 36 с.
27. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. - 240 с.