ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ С СРЕДНИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ
1.1 Гимнастика, как средство физического воспитания школьников
1.2 Развитие физических качеств при выполнении гимнастических упражнений
1.3 Гимнастика в среднем школьном возрасте
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
2.1 Методика построения урока гимнастики в общеобразовательной школе
2.2 Правила безопасности при проведении занятий по гимнастике и акробатике в школе
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИМНАСТИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Гимнастика, созданная на основе многовекового опыта и достижений современной науки в области физического воспитания. Особенно велико значение гимнастики в физическом воспитание детей и подростков. С помощью многообразных гимнастических упражнений наиболее успешно решаются задачи начального физического воспитания, когда создается основа для развития двигательных способностей.
Гимнастика имеет огромное оздоровительно-гигиеническое значение. Один из выдающихся историков древнего мира Плутарх, оценивая оздоровительное значение гимнастики, заметил: «Гимнастика есть целительная часть медицины». Русские ученые с мировым именем: И. М. Сеченов, И, П. Павлов, И. И. Мечников, П- Ф. Лесгафт, В. В. Гориневскнй, отдавая должное двигательной деятельности человека, большое значение придавали физическим упражнениям (гимнастике), рассматривая их как лучшее средство повышения жизнедеятельности и работоспособности, а также оздоровления и активного отдыха. Гимнастика формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса тяжестей, совершенствует координационные способности человека.
Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократному повторению, различных переворотов, вращений, спадов, подъемов организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на необычные положения тела.
Умение сохранять работоспособность в необычных условиях особенно важно для летчиков и парашютистов, для моряков и рыбаков, для верхолазов и монтажников, а также для представителей многих других специальностей.
Актуальной проблемой научных исследований в области физического воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями и усилить положительные эффекты,
Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.
Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста. Сама по себе она является важнейшим методом физического воспитания.
Гимнастика располагает существенными средствами для решения воспитательных и оздоровительных задач, точного выполнения движений, совершенствования техники их выполнения. Регламентированный порядок занятий, организация обучения обеспечивают осознанное и самостоятельное выполнение движений, развитие творчества, воспитание организованности. Гимнастика повышает эмоциональность занятий, воспитывает эстетический
Занятия гимнастикой могут проводиться как в форме уроков, так и в форме самостоятельных занятий. Преимущество урочной формы проведения занятий заключается, прежде всего, в том, что их ведёт учитель, который является организатором и руководителем, обеспечивает продуктивность учебно-воспитательного процесса и тренировочной работы путём:
- правильной подготовки задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого урока;
- квалифицированной помощи ученикам;
- воспитания морально-волевых качеств.
К достоинствам урочной формы проведения занятий следует так же отнести их коллективность: находясь среди своих товарищей, занимающийся может легче обнаружить и исправить свои недостатки.
Уроки в школе, по своему педагогическому назначению, разделяются на:
- уроки освоения нового материала: для них характерно широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;
- уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
- контрольные уроки: предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков;
- смешанные (комплексные) уроки: направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся.
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г. Василькова):
1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;
2) сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;
3) индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;
4) поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек;
5) поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;
6) игровой [16, с.45].
В 5–6 классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой,
Гимнастические упражнения играют видную роль не только на уроках физкультуры, но и в других формах занятий в режиме учебного дня, во внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с учащимися. Все формы занятий гимнастикой с учащимися в общеобразовательной школе при их взаимосвязи и профессиональном проведении могут способствовать разностороннему физическому развитию, оздоровлению, образованию и воспитанию школьников.
В последние годы гимнастика обогатилась нетрадиционными видами упражнений, многими современными средствами и методами обучения.
Возросли требования к основам знаний учащихся о средствах и методах физического воспитания, ведения здорового образа жизни. В связи с этим предъявляются более высокие требования к профессиональному уровню специалистов по физической культуре и спорту, их методической грамотности в обучении учащихся различным видам физических, в том числе гимнастических, упражнений.
1. Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.
2. Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.
3. В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении
1. Бирючков Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках гимнастики в школе. Учеб. Пособие. М., 2002-111с.
2. Гимнастика в школе: Метод, пособие для учителей физ. воспитания семилет. школы / Под ред. канд. пед. наук В. Н. Короновского. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1954. - 216с.: Ил. - (Пед. б-ка учителя).
3. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры. Под общей ред. В.М.Смолевского. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.: «Физическая культура и спорт». 1987.
4. Гимнастика и методика её пребподавания: Учеб. для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К.Меньшикова; ГРПУ им, А.И.Герцена. -СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.
5. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.: Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
6. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176с.
7. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 1996. -106-205 с.
8. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов сред спец. Учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 248 с.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Уч-к для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
10. Методика физического воспитания школьников /Д.А.Аросьев, Л.В.Бавина, Г.А.Баранчукова и др.; Под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского. М.: Просвещение, 1989. - 143с. - (Б-ка учителя физ. культуры).
11. Михайлов В.В. Урок гимнастики в общеобразовательной школе: Метод. Пособие / МОГИФК. Малаховка, 1993.
12. Настольная книга учителя физической культуры / Ред. Кофман Л.Б. -М.: ФиС, 1998.
13. Настольная книга учителя физической культуры: Справочно-методическое пособие / Сост. Мишин Б.И. М.: ACT: Астрель, 2003.
14. Общая гимнастика в школе. Сборник документов по проведению соревнований по общей гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ / Лагутин А.Б., Михалина Г.М. М., 2002. - 37 с.
15. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: научный анализ, проблемы, находки. / В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон, Ю.А.Копылов, 1992, с. 9-11.
16. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студентов высших учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-448 с.
17. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с. (Библиотечка тренера).
18. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П.Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учеб. пособие для студентов ВУЗов физической культуры. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 184 с.
19. Селуянов В.Н. Технологии оздоровительной физической культуры. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 172 с.
20. Семёнов Л.П. Игровые задания в основной части урока гимнастики: Метод. Разработки для студентов и слушат. ФПК Акад./РГАФК. М.: Б. и., 1993.-31 с.