Введение
1. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
1.2 Цели и задачи обучению говорению на старшем этапе
2. Методика применения ролевой игры в процессе формирования коммуникативных умений на старшем этапе школы
2.1 Игровая деятельность как метод обучения иностранному языку
2.2 План урока по обучению устному общению с использованием ролевой игры в 10 классе
Заключение
Список использованных источников
Введение.
На современном этапе развития системы образования существует большое количество самых разнообразных новых педагогических технологий. Большинство из них направлены на осуществление личностно-ориентированного подхода к организации обучения. В этой сфере особую популярность имеет игровая технология.
Одной из важнейших частей любого иностранного языка, является говорение. Отсутствие языковой, культурной среды и возможности быть окруженным условиями посредственно-бытовой жизни, которая предполагает изменчивость ситуаций, диалогов, взаимодействия и коммуникации, является главным барьером в обучении говорению.
Сегодня учителя пересматривают арсенал влияния на ум, волю и эмоции детей, преследуя цель познакомить их с богатым миром культуры и традиций страны, язык которой они изучают. Проверяются способы и методы формирования всех видов речевой деятельности, в том числе и говорения. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий. Современное общество диктует свои требования к организации и проведению образовательного процесса. В связи с все ускоряющимися темпами развития технологий, возросла потребность не столько в знаниях, сколько в умении самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, в самостоятельности познания и самообразовании.
Иностранный язык всегда был востребован в различных сферах деятельности, однако задачи обучения со временем претерпевали некоторые изменения: если в советскую эпоху главным видом речевой деятельности было чтение, то в настоящее время акцент ставится на говорение и коммуникативные навыки, а цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на соизучение языков и культур.
Иностранный язык в качестве учебного предмета обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранный язык на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
1. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.
1.1 Говорение как вид речевой деятельности.
Устное выражение мысли реализуется посредством такого вида речевой деятельности как говорение. Под термином «обучение говорению» понимается обучение выражению своих мыслей в устной форме, то есть говорению как средству общения [1, с. 124].
Говорение как вид речевой деятельности базируется на языке, который выступает в роли средства коммуникации. Именно благодаря языку обеспечивается общение между людьми, понимание, кто сообщает информацию, кто её получает, кодируя её в значениях слов, выбранных для определенной цели, и расшифровывая эти значения, трансформируя на данной основе, а именно полученной информации свое повествование.
Для понимания между коммуникатором, человеком, который адресует информацию другому человеку, и реципиентом, тем, кто её принимает, необходимо использование одной системы кодификации и декодификации знаний. Данный аспект проявляется в необходимости общения и взаимодействия на одном языке, который будет понятен обоим, участвующим в диалоге. Однако если коммуникатор и реципиент применяют различные системы кодификации, то есть пользуются разными языками, то достижение взаимопонимания между собеседниками невозможно [2, c. 49].
Именно эту цель стремятся реализовать и достигнуть во время процесса обучения английскому языку в школе: построить одну общую единую систему кодификации, то есть овладеть английским языком для установления понимания между учащимся и преподавателем, а также между учащимися в целом. Однако обмен информацией и взаимодействие между собеседниками возможны только в том случае, если значение знаков, слов, жестов известны обеим сторонам, принимающим участие в диалоге. Таким образом, значение есть содержательная часть знака в качестве элемента [2, c. 62].
Язык, таким образом, образуется как стройная система словесных знаков, и является средством, необходимым для существования, усвоения, получения и передачи общественно-исторического опыта. Он формировался на протяжении веков и возник в процессе труда в период развития доклассового общества. Членораздельные звуки, имевшие определенные значения, служили средством передачи информации между людьми. Безусловно, данный метод общения и взаимодействия был удобен.
Собственно, благодаря общению, осуществляемому при помощи языка, отображение действительности мира постоянно трансформировалось и менялось, дополнялось по причине поступаемой новой информации от собеседника, которая несла в себе иное отображение и понимание мира и действительности. Так происходил процесс обмена мыслями и передачи информации [3, c. 49].
2. Методика применения ролевой игры в процессе формирования коммуникативных умений на старшем этапе школы.
2.1 Игровая деятельность как метод обучения иностранному языку.
В настоящее время одним из приоритетных направлений образовательного процесса является ориентация на личность. Исходя из этой цели, меняются методы и формы обучения. Возникает необходимость повышать эффективность учебного процесса за счет активизации учебно-познавательной деятельности. Именно игра является одним из активных методов и форм обучения, она определяется как особый вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности – труда, непродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности – действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т. д. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. С.Н. Карпова определяет игру как «форма деятельности в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей» [15, c. 48]. Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов в учебнике по психологии определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха» [16, с. 74]
Необходимо обратить внимание на то, что игра является естественной формой проявления детской деятельности, в которой уже сегодня осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества и личной активности.
Выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка [17, с. 154].
Заключение.
Подведем итоги нашего исследования.
Устное выражение мысли реализуется посредством такого вида речевой деятельности как говорение. Под термином «обучение говорению» понимается обучение выражению своих мыслей в устной форме, то есть говорению как средству общения.
Говорение как вид речевой деятельности базируется на языке, который выступает в роли средства коммуникации. Именно благодаря языку обеспечивается общение между людьми, понимание, кто сообщает информацию, кто её получает, кодируя её в значениях слов, выбранных для определенной цели, и расшифровывая эти значения, трансформируя на данной основе, а именно полученной информации свое повествование.
Развитие навыков говорения на уроке иностранного языка предполагает, чтобы процесс обучения совершался не только на изучаемом языке, но и в то же время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В общей сложности уроки иностранного языка предполагают разные типы и формы организации урока в зависимости от темы и цели, которую ставит перед собой преподаватель при планировании и подготовке к уроку. Несмотря на преобладание одной главной задачи, преподаватель одновременно должен так организовать свою деятельность, чтобы реализовать несколько сопутствующих задач [7, c. 112].
Из данного вытекает большое количество форм организации урока: развития того или иного вида речевой деятельности, урок ознакомления, тренировки, практики, контроля и т. д.
Однако, как и любые другие навыки говорение не развивается отдельно, само собой. Для его развития и формирования необходимо внедрять упражнения и задания, направленные на вырабатывание навыков развития говорения. Таким образом, при изучении иностранного языка в школах преподаватели должны быть включать и проводить уроки, целенаправленно организованные на развитие навыка говорения.
При изучении иностранного языка говорению уделяется большое внимание со стороны преподавателя, так как данная сфера иностранная языка является одной из трудно поддающейся обучению в силу отсутствия языковой и культурной среды.
1. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1989. – 276 с.
2. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.
3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. –М.: Просвещение, 2002. – 198 с.
4. Леонтьев, А.А. Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов / А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1984. – 72 с.
5. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. О некоторых аспектах речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Либроком, 2011. – 172 с.
6. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / под ред. И.В. Рахманова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1974. – 112 с.
7. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001. – 176 с.
8. Бим, И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе: проблемы и перспективы. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2103 «Иностр. язык» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез – Москва: Академия, 2006. – 336 c.
10. Давыденко, Ю.И Деятельностный подход при обучении английскому языку / Ю.И.Давыденко // Труды БГТУ – 2016. – №5. – С. 224-227.
11. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Иностранные языки III-XI классы // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 132 с.
12. Концепция учебного предмета «Иностранный язык»: Приказ Министерства образования Респ. Беларусь, 29 мая 2009 г., №675.
13. Колесникова, И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», Cambridge University Press, 2001. – 224.
14. Леонтьева, Т.П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т.П. Леонтьева. – Минск: Высшая школа, 2017. – 239 с.
15. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: МГУ, 1986. – 142 с.
16. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов.– М.: Владос, 2003.– 285 с.
17. Макаренко, А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко: сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев. – М.: Просвещение, 1969. – 359 с.
18. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М., 1991. – 223с.
19. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку. А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 167 с.
20. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2001. 370 с.
21. Батагова Е.В. Игры на уроках английского языка (классификация и применение) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL: https://открытыйурок.рф /статьи/ 611130/.
22. Зайцева В.А. Способы и приемы семантизации лексического материала. Формирование лексических навыков. Методические аспекты обучения грамматике: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине: «Методика обучения иностранному языку». БГУ / Минск, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://fsc.bsu.by/wpcontent/uploads /2015/12/ metodika_prepodavaniya_inostrannogo_yazyka.pdf.
23. Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе – cтуденческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. URL:http://studbooks.net/776543/literatura/tseli_obucheniya_angliyskomu_yazyku_nachalnom_etape_sredney_shkole.