В настоящее время необходимость разработки физкультурно-оздоровительных технологий обусловлена тенденциями значительного ухудшения состояния здоровья населения, так нарушения опорно-двигательного аппарата выявлены у 60 % взрослого населения, повышение артериального давления у 40 %, избыточная масса тела у 30–50 %, заболевания суставов у 15–20 %, а также увеличивается число специальных медицинских групп среди студентов с 10 до 30–40 %, при этом отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы наблюдаются у 22 %, нарушения осанки у 20–38 %. Помимо этого, увеличивается число респираторных заболеваний, которое составляет 29 %, избыточный вес характерен для 12 % студентов, заболеваемость гриппом возросла на 40–50 %, инфекционными болезнями на 20–30 %, так по официальным данным органов здравоохранения, образования, физической культуры, исследования ученых, врачей, уровень заболеваемости среди студентов в Беларуси очень высок. Многие студенты и представители зрелого возраста не способны выполнять высокоинтенсивные физические нагрузки, такие как в беге, функциональном тренинге, степ-аэробике, единоборствах, легкой атлетике, спортивных играх [1, с.45].
Проблема ухудшения состояния здоровья связана со снижением уровня двигательной активности, экологическими факторами, стрессовыми ситуациями, неправильным питанием, высокими учебными нагрузками, вредными привычками. Поэтому организация модели оздоровления, внедрения физкультурно-оздоровительных технологий для студентов и сотрудников в условиях вуза является актуальной и социально востребованной.
В решении указанных проблем может помочь развитие новых технологий в оздоровительной физической культуре (Шутова Т.Н., Мамонова О.В., Бодров И.М., Кондратьев П.А), решающим оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания, а также формирующим потребность в регулярных занятиях. Так, на занятиях создается положительная атмосфера (музыкальное сопровождение, индивидуализация, инновационные и доступные упражнения); расширяются знания о правильном питании и упражнениях для укрепления определенных мышечных групп; происходит приобщение к соревновательным формам фитнеса (фитнес-аэробика, силовое троеборье, кроссфит, армрестлинг); формируются основы оздоровления (виды фитнестренировок, средства повышения физической подготовленности, гидратация, анализ двигательной активности в течение дня, влияние занятий на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижение жирового компонента, коррекция осанки) [2, с. 14].
Организационную систему профессионально-технического и высшего образования составляют колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища, а также высшие учебные заведения, деятельность которых связана с подготовкой различных специалистов для народного хозяйства.
Физическая культура студентов средних специальных и высших учебных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целями укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.
В основе учебно-воспитательного процесса заложен системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых проявляется целостность формирования мировоззрения, трудового, физического, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Это связано с формированием здорового образа жизни студенческой жизни молодежи, предусматривающим оптимизацию жизни труда и отдыха студентов, организацию их двигательной активности, проведение гигиенических и закаливающих мероприятий, профилактику вредных привычек и психофизическую регуляцию организма. В системе образования, воспитания, организации труда и досуга физическая культура, таким образом, не только проявляет традиционно образовательно-воспитательное и оздоровительное значение, но и оказывает существенное влияние на молодежную политику в сфере воспроизводства культурных ценностей. Ее содержание предусматривает целенаправленное воздействие на физиологические системы организма занимающихся, а также совершенствование психофизических, моральных и волевых качеств, на ментальную и эмоциональную сферу студентов. В связи с получением статуса гуманитарной составляющей высшего и среднего специального образования социокультурная значимость физической культуры существенно возросла. Укрепление гуманистических основ физической культуры студентов связано с формированием научно обоснованного позитивного
Физкультурно-оздоровительная работа выступает как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности; как средство социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться. Личность, если заинтересована в здоровье, может вести более интересную, не ограниченную заболеваниями жизнедеятельность; имеет преимущества на рынке труда при прочих равных условиях.
Задачи физкультурно-оздоровительной работы, которые можно решить при условии включения студентов в здоровьесберегающую деятельность:
1. понимание студентами роли физической культуры в развитии личности;
2. знание научно-практических основ физической культуры, здорового образа жизни;
3. овладение системой практических умений и опыта, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре, в ходе чего происходит психическая и физическая адаптация студентов к современным условиям жизнедеятельности;
4. приобретение опыта использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [8, с.19].
Важно, чтобы студент получил информацию, сведения, знания о здоровье, здоровом образе жизни, о путях укрепления и сохранения здоровья не только в период занятий физической культурой, но и в повседневной жизни.
Если студенты будут относиться к своему здоровью как к самой важной ценности жизни, не только знать, что надо его укреплять и сохранять, но и знать как это делать, уметь применять полученные знания на практике, повысится активность студентов в здоровьесбережении, появится интерес к проблеме укрепления и сохранения здоровья, следовательно, и настойчивое желание его укреплять и сохранять, определятся устойчивые мотивы и потребности в здоровьесбережении. В совокупности все это приведет студентов к регулярной здоровьесберегающей деятельности, сформирует привычку, долг заботиться о своем здоровье, контролировать свою активность, выполнять правила ведения здорового образа жизни, стремление и готовность систематически действовать в целях здоровьесбережения.
Физическая культура, как система, объединяющая физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую подготовку, адаптивную и оздоровительную физическую культуру, в своей концептуальной основе несёт не только решение задач развития, функционирования и совершенствования моторно-функциональных (физических, двигательных) качеств (способностей), формирования двигательных навыков, но и направлена на укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов природной среды и профессиональной деятельности человека.
Процедурные вопросы разработки любой физкультурно-оздоровительной технологии необходимо осуществлять в последовательности, определяющей логику построения научных исследований в сфере физической культуры [14, с.67:
· аналитические исследования, обеспечивающие обоснование проблемной ситуации, формулирование генеральной гипотезы, постановку цели и задач исследования;
· поисковые исследования, направленные на отбор наиболее популярных среди населения физкультурно-оздоровительных технологий, но не имеющих под собой какого-либо научного обоснования;
· аналитические исследования, обеспечивающие теоретический анализ и обобщение системных механизмов влияния физкультурно-оздоровительной технологии на различные функциональные показатели и деятельностные параметры студентов;
· лабораторные исследования, направленные на изучение влияния избранных физкультурно-оздоровительной технологии на физическое развитие, двигательную активность, функциональное и психологическое состояние, успешность образовательной деятельности;
· синтетические исследования, определяющие структурные конструкции и системные механизмы функционирования новых физкультурно-оздоровительных технологий;
· экспериментальная проверка эффективности разработанных технологий и определение их места в образовательном пространстве вуза и повседневной деятельности студентов;
· создание программно-методической документации, обеспечивающей внедрение физкультурно-оздоровительных технологий и их научное сопровождение [15, с.51].
Данный исследовательский алгоритм позволяет разработать серию новых физкультурно-оздоровительных технологий направленных, с одной стороны, на повышение устойчивости организма студентов к различным
После выполнения задач курсовой работы можно сделать выводы:
1. В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи: понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.
2. В профессионально-технических училищах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки -16-20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания.
3. В основу методики физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении входят такие средства и формы как вводная гимнастика, физкультурная пауза, физические упражнения на длинных (подвижных) переменах, физическая культура во внеучебное время, утренняя гимнастика, занятия в группах (секциях) общей физической подготовки. Занятия в спортивных и туристских секциях. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Массовые спортивные и туристские мероприятия. Главной формой является урок по физическому воспитанию в программу входят: гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика, плавание, единоборства, ППФП. Факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту группах.
4. У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается
1 Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2007. – 463 с.
2 Блеер А.Н. Терминология спорта: толковый слов.- справ.: более 10000 терминов / А.Н. Блеер. – М.: Академия, 2016. – 459 с.
3 Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. Образования / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2013. – 137с.
4 Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. – М.: Сов. спорт, 2010. – 282 с.
5 Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген. - М.: ЛИБРОКОМ. – 213с.
6 Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учеб. для высш. проф. Образования / Н.Ж. Булгакова. – М.: Академия, 2014. – 318 с.
7 Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие для студентов вузов /.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 204 с.
8 Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для высш. проф. Образования / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
9 Лях В.И. Координационная тренировка в футболе / В.И. Лях. – М.: Сов. спорт, 2010. – 278с.
10 Губа В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования / В.П. Губа.– М.: Сов. спорт, 2012. – 382 с.
11 Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для вузов / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2012. – 271с.
12 Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с.
13 Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы / К.Д. Черемит.– М.: Сов. спорт, 2015. – 270 с.
14 Якуш Е.М. Основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании: учеб. Пособие / Е.М. Якуш. - Минск: БГУФК, 2012. – 192с.
15 Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. Пособие / И.С. Барчуков. – М.: Академия, 2006. – 526 с.
16 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003. – 159 с.
17 Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 863 с.
18 Визитей Н.Н. Социология спорта: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Визитей. – Киев: Олимп. лит., 2005. – 246 с.
19 Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: практ. рук. для тренера / С.А. Локтев. – М.: Сов. спорт, 2007. – 402 с.
20 Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для завершающего уровня высшего физкультурн. Образования / Л.П. Матвеев. -– СПб.; Москва; Краснодар: Лань, 2015. – 378 с.
21 Гилев Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. Пособие / Г.А. Гилев. – М.: МГИУ, 2007. – 375 с.