Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирование навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Теоретические основы формирования навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
1.2 Методические рекомендации по формированию навыков пересказа у детей в 4 классе с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
Глава 2 Формирование навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
2.1 Конспекты уроков литературного чтения
2.2 Анализ календарно-тематического планирования уроков литературного чтения в 4 классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование связной речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка. Формирование умения пересказывать является необходимым условием развития связной речи – наиболее сложной формой речевой деятельности. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно и последовательно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Одной из актуальных проблем специального образования на современном этапе остается проблема методики преподавания русского языка и развития речи учащихся с нарушениями в развитии. Активно разрабатываются направления обучения русскому языку и литературы учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях вспомогательной школы. В работах М.Ф. Гнездилова, Л.Н. Ефименковой, В.Г. Петровой отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит в замедленном темпе и характеризуется определенными качественными особенностями.
Особенности развития связной речи у учащихся младших классов с ТНР находят свое отражение в работах Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Т.А. Ладыженской, А.Р. Лурия, М.С. Певзнера, М.Ф. Петровой, С.Л. Рубинштейна. Изучению пересказа как виду работы по развитию связной устной речи у школьников посвятили свои работы А. К. Аксенова, М.Т. Баранов, С.Ю. Ильина, З. Д. Кочаровская, М.Р. Львов, М. С. Соловейчик. Большинство авторов признают важность умений пересказа для речевого развития личности.
Глава 1 Теоретические аспекты формирование навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.1 Теоретические основы формирования навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения.
Проблема пересказа волнует различных ученых в сфере дефектологии (М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, Л. А. Одинаева и др.). Ученые рассматривают пересказ с точки зрения его связи с речевой деятельностью и склонны считать, что он содействует развитию последовательной речи в устной форме процессов мышления. Недостаток в интеллектуальной и коммуникативной области у детей с ТНР как делает их речевое развитие более медленным, так и отказывает негативное влияние на его качественной составляющей.
Дефектологи, занимающиеся проблемой пересказа школьников с нарушениями речи, выделяют излишне простую и непоследовательную передачу текста произведения при пропуске определенных его составляющих (Л.В. Занков, В.Я., Васильевская, В.А. Петрова и др.), временных и других соединений. В то же время, воспроизводя текст, учащиеся вводят дополнения, отсутствующие в примере, в целом, находятся в тесной связи с недостаточным пониманием ими сущности художественного текста и действий персонажей. Эти добавки рассматриваются как привнесения [21, с. 90].
Трудности в понимании художественных текстов учащимися с ТНР В.Я. Васильевская [2]. Это связано с нарушением аналитической и синтетической деятельности, инерцией интеллектуальных интересов, не глубокой мотивацией образовательной деятельности, невозможностью обновить свой прошлый опыт, понять содержание работы.
Это подтверждается В.Г. Петровой. По ее мнению, недостаточный и плохо обобщенный жизненный опыт учащихся с ТНР не создает достаточной основы для распознавания знакомых ситуаций и отношений в воспринимаемом материале. Низкая мобильность нейронных связей не позволяет активно использовать имеющиеся знания. Упрощенные представления обновляются с трудом и не способствуют пониманию прочитанного текста [23, с. 52].
Все эти процессы у учащихся с ТНР нарушаются из-за недостаточного умственного развития.
Глава 2 Формирование навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения.
2.1 Конспекты уроков литературного чтения.
На следующем этапе мы составили конспекты уроков литературного чтения для учащихся 4 класса для формирования навыка пересказа.
Конспект урока литературного чтения.
Тема урока: «Удивительная находка». Пересказ текста.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: ознакомить учащихся с научно-познавательной статьёй «Удивительная находка».
Дидактическая задача: учить внимательному чтению, слушанию, умению воспроизводить прочитанный текст.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: экран, учебник, презентации к уроку.
Организационная структура урока.
Организация начала урока.
1.1. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, даёт общую установку на урок:
Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
Чтобы вы хотели пожелать своим одноклассникам перед уроком?
1.2. Учащиеся определяют самоготовность: «Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал, отвечать на поставленный вопрос чётко, читать выразительно».
2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Речевая разминка
Наш урок мы начинаем с речевой разминки. Перед вами текст стихотворения.
Прочитайте текст
1) самостоятельное чтение
2) выразительное чтение
Кто хочет прочитать выразительно, не торопясь?
К чему призывает автор?
К каким книгам влечёт автора?
Найдите эти строчки: «Меня влечёт к томам старинным, к новинкам тянет всякий раз…»
Проверка домашнего задания.
Заключение.
Подведем итоги нашего исследования.
Проблеме пересказа посвящены исследования в области психологии и педагогики. С точки зрения психологических и методологических подходов пересказ является средством развития мышления и связной речи учащихся.
Работа по пересказу на уроках «Литературное чтение» среди учащихся, как с нормальным, так и с нарушенным развитием речи, включает подготовительную работу, направленную на целостное восприятие произведения, его глубокое и всестороннее понимание, работу, выполняемую в процессе обучения, анализ, разработку плана, результатом которых становится пересказ.
Пересказ включает в себя сложную аналитическую и синтетическую работу, состоящую в том, что учащиеся должны идентифицировать и выбирать те части, которые содержат идейное содержание работы или уметь обозначать ее ядро и сокращать текст до нужного объема без изменения логики.
У младших школьников с ТНР появляются проблемы в формировании умения пересказывать текст.
Одной из важнейших задач педагогической работы с детьми с ТНР является развитие их навыков пересказа. Это необходимо для наиболее полного преодоления недоразвития речи. Исследования и педагогическая практика показывают, что дети с ТНР испытывают значительные трудности в овладении навыками сопутствующей контекстной речи, что связано с недостаточным развитием различных компонентов языковой системы (фонетико-фонематический, лексический, грамматический). Дополнительные трудности в овладении навыками пересказа могут быть связаны с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов у детей с ТНР: восприятия, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Основная задача логопеда для детей с ТНР – научить их правильно, последовательно, грамматически и фонетически мыслить, рассказывать о событиях из окружающей его жизни.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. – М. : Владос, 2004. – 316 с.
2. Василевская, В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы / В. Я. Василевская – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960. – 120 с.
3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
4. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
5. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
6. Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы / М. Ф. Гнездилов – М.: Изд. АПН РСФСР, 1962–134 с.
7. Гнездилов, М. Ф. Обучение чтению в старших классах вспомогательной школы. (В порядке обсуждения) / М. Ф. Гнездилов – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. – 57 с.
8. Гнездилов, М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. Пособие для учителей вспомогательных школ / М. Ф. Гнездилов – М.-Л. : Учпедгиз, 1947. – 130 с.
9. Гордиенко, Е. А. Совершенствование форм и методов речевого развития учащихся на уроках чтения. В сб.: Развитие речи учащихся вспомогательной школы / Е. А. Гордиенко – Ташкент, 1989. – С. 3-20.
10. Дульнев, Г. М. О значении намерения для точности и полноты воспроизведения текста / Г. М. Дульнев // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. – М., 1940. – С. 38-69.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
12. Забрамная, С. Д. Психолого–педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Збарамная. – М. : Просвещение, 1995.–112 с.
13. Комская, С. Н. Методические рекомендации к урокам русского языка и развития связной устной речи в V-VII классах вспомогательной школы / С. Н. Комская – Свердловск, 1972. – 40 с.
14. Кочаровская, З. Д. Краткий пересказ в начальных классах / З. Д. Кочровская // Начальная школа. – 1981. – № 5. – С. 20-23.
15. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу: сб. науч. трудов / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
16. Лапшин, В. А. Особенности понимания образной речи учащимися вспомогательной школы и коррекционно-воспитательная работа в связи с её развитием. Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / В. А. Лапшин – М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1972. – 30 с.
17. Луцкина, P. M. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Пос. для учителей / P. M. Луцкина – Алма-Ата : Мектеп, 1984. – 55 с.
18. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1975. – 176 с.
19. Одинаева, Л. А. Работа над пересказом художественных произведений в младших классах вспомогательной школы / Л. А. Одинаева // Дефектология. – 1990. – №5. – С. 31-34.
20. Озолайте, В.-В. А. Методика работы над текстами различного характера в младших классах вспомогательной школы / В.-В. А. Озолайте // Дефектология. – 1979. – №2. – С. 43-47.
21. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя / М. И. Оморокова – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.
22. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2004. – 160 с.
23. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова – М. : Педагогика, 1977. – 200 с.
24. Разуван, Е. И. Развитие речи учащихся специальной школы (На примере наречий, местоимений, имен числительных): Учеб. пособие для учит, и воен. спец. школ. – Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996 – 136 с.