Введение
1. Теоретические аспекты иноязычного речевого общения
1.1 Лингво-психологическая характеристика речи
1.2 Виды речевой деятельности
2. Методика использования игр в обучении иноязычному речевому общению на уроках английского языка
2.1 Игровая деятельность как метод обучения иностранному языку
2.2 Типология игр. Определение ролевой игры
2.3 Методы и приемы использования ролевой игры в обучении иноязычному речевому общению в средней школе
3. Разработка плана урока по обучению речевому общению с использованием ролевой игры по выбранной учебной теме
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В общеобразовательной школе коммуникативная цель является основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков, которая и определяет весь учебный процесс. В последние годы, изучение языка было сосредоточено на процессе обучения, а не на форме преподавания языка. Акцент должен делаться не только на языковую компетенцию людей, изучающих его, но и на развитие их коммуникативных способностей. В целях развития коммуникативной способности учащихся, учитель должен создать сценарий, чтобы научить языку в живой, активной и интересной форме. Многие преподаватели английского языка изучают и применяют инновационные методы в классе. Они внедряют в урок диалоги, открытые сценарии и ролевые игры.
Расширенная деятельность в форме ролевой игры, моделирования и решения проблем являются жизненно важными в развитии коммуникативных способностей учащихся. Учащиеся также ценят возможность быть активными участниками. Исследования показали, что они имеют больше шансов запомнить те вещи, которым они научились в ходе активного действия, и что они имеют больше возможностей применить их в своей жизни, особенно когда возникает конфликт или спор.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, поддержание интереса у учеников средней школы отнюдь не легкая задача. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые сделают процесс обучения более легким, а детей более восприимчивыми. В этом педагогам помогают игровые технологии, в частности ролевые игры.
Во-вторых, одной из главных проблем является обучение устной речи. В изучении языка мало иметь только лишь теоретические навыки, необходимо закреплять их на практике, уметь использовать в реальной жизни. Ролевая игра помогает ученикам представить ситуации, приближенные к реальным, и сформировать навыки говорения.
1. Теоретические аспекты иноязычного речевого общения.
1.1 Лингво-психологическая характеристика речи.
Речь является первым средством человеческого общения, прямым представителем мыслительного процесса, присущего человеку на уровне абстрактного познания.
Из всех видов речевой деятельности, которые включают в себя аудирование, речь, чтение, письмо, наиболее естественная форма речевой деятельности – устная форма – в своем базовом дизайне – имеет безусловный приоритет.
Речь – это процесс прямого общения, который характеризуется чередованием друг с другом и вызывает комментарии у двух или более лиц. Продукт речевого высказывания – речь различной степени развертывания [3].
Речь представляет собой элементарный уровень общения – от самой примитивной формы ‹‹вопрос – ответ›› до разговора на заданную тему. Изучение иноязычной речи на уроках является одной из важнейших задач. Одной из важных характеристик образовательного процесса является развитие речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка, которое представляет собой процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или косвенного контакта между субъектами общения через язык, создающего единство взаимозависимых и взаимодополняющих предметов. Показателями развития речевого взаимодействия являются: эффективность выражения своих мыслей, мнений, намерений; природа методов речевого взаимодействия; характер социально-ориентированных стратегий взаимодействия; характер реализации речевого взаимодействия в межкультурном общении.
Методическая литература отражает три разных подхода к определению роли и места речи в обучении иностранному языку [5]. Речь рассматривается как средство овладения иностранным языком (языковым материалом); как форма организации всего учебного процесса на иностранном языке; как один из видов деятельности, который необходимо освоить в процессе обучения. Современная наука рассматривает речь как форму социального речевого общения, как основу сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности [28]. На речь влияют мотивы деятельности. У него есть конкретная цель и задача. Единица речи как монологической, так и диалогической, выступает речевой акт. Особенности речи: в одном и том же речевом акте происходит сочетание приема и воспроизведения; речевой блок состоит из двух (или нескольких) собеседников; каждый из участников по очереди выступает в роли слушателя и докладчика.
2. Методика использования игр в обучении иноязычному речевому общению на уроках английского языка.
2.1 Игровая деятельность как метод обучения иностранному языку.
Использование игры в обучении имеет глубокие исторические корни. Это объясняется многогранностью игры: она способна обучать, воспитывать, социализировать, развлекать и одновременно давать отдых. Однако в историческом разрезе первостепенной задачей игры было именно обучение. По этой причине не возникает сомнений относительно того, что с самых первых моментов своего появления игра являлась одной из форм обучения: она представляла собой первичную школу воспроизведения различных реальных ситуаций, что приводило к их последующему освоению. По этой причине игры и стали использоваться еще в древности: для выработки необходимых качеств, привычек, навыков, а также развития способностей.
В Древних Афинах (VI–IV вв. до н. э.) принцип соревнования, или агонистики, пронизывал всю практику организованного воспитания и обучения [19, c. 36]. Ученики самых разных возрастов постоянно имели состязания: в гимнастике, в словесных спорах, в музыке и других предметах. Это способствовало не только оттачиванию лучших качеств, но также и самоутверждению личности. Для этого же периода характерно использование различных военных игр, в ходе которых разыгрывались бои, маневры и штабные учения.
В Х в. в школах были популярны соревнования по риторике. Рутинное обучение организовывалось по следующей схеме: чтение учителем, предоставление им образцов толкования, ответы на вопросы, организация дискуссий. При этом учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды) [20, c. 64].
Т. Кампанелла и Ф. Рабле были новаторами, и именно они призывали к реформам в образовательной сфере посредством внедрения принципов игрового обучения в эпоху Возрождения. Эти педагоги стремились к тому, чтобы дети знакомились со всеми науками без труда, в процессе игры.
В XV–XVII веках Я.А. Коменский также размышлял о целесообразности использования игровых форм обучения. Он призывал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. По мнению знаменитого педагога, любая школа может стать универсальной игрой, и для этого необходимо осуществление всех видов деятельности в играх и соревнованиях. Такой подход должен быть в полной мере сообразован с возрастом в школах детства, отрочества, юности. Также о важности включения игровых форм обучения в образовательный процесс говорил Д. Локк. Ж.-Ж. Руссо придавал особое значение игре в процессе гражданского воспитания личности наряду с такими формами деятельности, как общественно полезный труд и празднества.
3. Разработка плана урока по обучению речевому общению с использованием ролевой игры по выбранной учебной теме.
На последнем этапе мы разработали план урока по обучению речевому общению с использованием ролевой игры
Цель урока: развитие речевого общения.
Задачи:
Познавательные:
знакомство с основными правами и обязанностями, которыми обладает человек;
знакомство с основными международными правовыми актами о правах человека.
Учебные:
развитие лексических навыков говорения;
развитие умения общения.
Развивающие:
способствовать развитию критического мышления (соотносить, анализировать, делать выводы);
Воспитательные:
формирование основ гражданской идентичности;
формирование основ правовой культуры гражданина.
Необходимое оборудование и приложения: мульти-медиа комплект, список необходимых слов с переводом (на доске, стене), буклет со списком основных понятий и документов.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. (Установка перед просмотром).
III. Просмотр и обсуждение видеоролика.
IV. Моделирование основных прав человека. Разницы между необходимостью и желаниями (needs/wants).
V. Игра – торговая площадка.
VI. Обсуждение и выводы по итогам игры.
VII. Знакомство с международными документами о правах человека.
VIII. Права – ответственность (обязанности)/ Rights – Responsibilities
IX. Упражнение.
X. Обобщение материала, домашнее задание и рекомендации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Распределение учащихся по аудитории, презентация необходимого материала, знакомство с правилами игры.
Look through your own booklets, there are main words (nouns, verbs, adjectives), main documents and events.
2. Вступительное слово учителя.
Заключение.
Подведем итоги нашего исследования.
Речь является первым средством человеческого общения, прямым представителем мыслительного процесса, присущего человеку на уровне абстрактного познания.
Из всех видов речевой деятельности, которые включают в себя аудирование, речь, чтение, письмо, наиболее естественная форма речевой деятельности – устная форма – в своем базовом дизайне – имеет безусловный приоритет.
Лингвистические особенности речи, которые заключаются в том, что группы реплик представляют собой одну синтаксическую единицу, в которой одна реплика заполняет неадекватные элементы другой, делают ненужным полное повторение ранее упомянутых частей синтаксической структуры. Незавершенность реплики в речи отражает не только и не столько стилистические, сколько структурные и семантические особенности этого типа речи. Неполные предложения используются при передаче информации о предмете, объекте и различных обстоятельствах действия; при подтверждении или опровержении правильности решения. Но есть и такие случаи, когда сокращения не вызваны необходимостью и являются нарушением нормы.
Речевая деятельность – один из видов деятельности человека. Выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Говорение– это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо– зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.
1. Андриевская, В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка / В.В. Андриевская // ИЯШ. – 2003. – №6. – С.32–37.
2. Батагова, Е.В. Игры на уроках английского языка (классификация и применение) / Е.В. Батагова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL: https://открытыйурок.рф /статьи/ 611130/.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 1988. – С.176-190.
4. Бородулина, М.К. Диалогическая речь и методы её преподавания / М.К Бородулина / Под ред. Т.А. Дегтярёвой // Язык и стиль. – М., 1965.
5. Вильчек, Э.Э Упражнения для развития диалогической речи на начальном этапе обучения / Э.Э. Вильчек. – М., 1967. – С.9
6. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман // Педагогика. – 2000. – №9. – С.17–21.
7. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Традиция, 2003. – 373 с.
8. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Гнатюк. – М.: Кнорус, 2010. – 256 с.
9. Зайцева, В.А. Способы и приемы семантизации лексического материала. Формирование лексических навыков. Методические аспекты обучения грамматике: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине: «Методика обучения иностранному языку» / В.А. Зайцева. – БГУ / Минск, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://fsc.bsu.by/wpcontent/uploads /2015/12/ metodika_prepodavaniya_inostrannogo_yazyka.pdf.
10. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. – М. : Русский язык, 1989. – 219 с.
11. Зиновкина, М.М. Педагогическое творчество: модульно-кодовое учебное пособие / М.М. Зиновкина. – М.: МГИУ, 2007. – 258 с.
12. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках иностранного языка / Е.В. Ильченко. – М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. – 178 с.
13. Калаева, Г.Г. Интенсификация обучения иностранному языку при помощи учебных языковых игр / Г.Г. Калаева // ИЯШ. – 2005. – №6. – С.23–27.
14. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – № 4, 1989. – С. 14–16.
15. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2001. – 383 с.
16. Коршунов, А.М. Диалектика социального познания / А.М. Коршунов, В.В. Мантатов. – М. : Политиздат, 1980. – 383 с.
17. Ламзин, С. А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам / С. А. Ламзин // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2011. – № 33. – С. 19-30.
18. Ливингстон, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Ливингстон. – М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.
19. Сильвестрова, Д.В. Homo Ludens / Д.В. Сильвестрова, Д.Э. Харитонович. – М.: Прогресс, 1997. – 416 с.
20. Соловейчик, С.И. Учение с увлечением / С.И. Соловейчик. – М.: Детская литература, 1979. – 176 с.
21. Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка / Дж. Стайнберг. – М.: Астрель. 2004. 129 с.
22. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: учеб. Пособие / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 2001. – 370 с.
23. Тарасова, Е.Р. Обучение иностранному языку как обучение общению / Е.Р. Тарасова. – М., 1973. – 130 с.
24. Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе – cтуденческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. URL:http://studbooks.net/776543/literatura/tseli_obucheniya_angliyskomu_yazyku_nachalnom_etape_sredney_shkole.
25. Хрестоматия по теории и методике обучения ИЯ: учеб. пособие в 2ч. Ч.2/ Под общ. Ред.А.В. Большаковой и И.Д. Трофимовой. – У-У., 2005. – С. 73-123.
26. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку / С.Ф. Шатилов. – М., 1986. – 223 с.
27. Эльконин, Д. Б. Э53 Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
28. Яноушек, Я. Опыт социально-психологического анализа диалога в условиях совместного решения задач / Я. Яноушек // Новые исследования в психологии. – 1971. – №15.