ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью создания специальных условий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Получение этими детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Современные тенденции развития системы образования – инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу – ставят перед педагогами новые задачи профессиональной деятельности. Необходимым условием организации интегрированного обучения является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса. В этой связи все чаще поднимается вопрос о личностных качествах педагогов, работающих в инклюзивной образовательной среде [13].
Самым необходимым в профессии педагога, работающего в инклюзии, является его профессионально-гуманистическая направленность деятельности. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны обладать такими качествами как эмпатия, милосердное отношение к ним и желание быть им полезным, ответственность, терпение и терпимость, толерантность к стрессовым ситуациям, уважение к личности проблемного ребенка [25].
Изучением эмпатии занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: А.Г. Басова [9], В.В. Бойко [12], Л.П. Выговская [15], В.И. Долгова [18], В.П. Кузьмина [26], Н.Н. Обозов [30] и другие.
Различные аспекты анализ инклюзивного образования представлены в работах таких авторов как М.Р. Битянова [10], К.Ю. Брешковская [13], С.Е. Гайдукевич [16], С.А. Калашникова [14], М.А. Федорова [37], В.А. Ясвин [45] и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1. Понятие инклюзии в образовательной среде
В современной науке и практике для описания педагогического процесса, в котором здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются вместе, используется термин «инклюзия».
Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. includere – заключать, включать) – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей [10, с. 7].
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции [43, с. 8].
Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования [25].
Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой нами проблеме позволил сделать следующий вывод:
1. Понятие «инклюзии» в образовательной среде используется для описания педагогического процесса, в котором здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются вместе. Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в учебно-воспитательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся.
2. Особенно важным для педагога, работающего в инклюзивной образовательной среде, является его готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, потребность в социальном взаимодействии. По данным современных исследований, уровень эмпатии у учителей массовой школы достаточно низкий; для педагогов из различных типов образовательных учреждений свойственен средний уровень эмпатии; а также и будущие педагоги, и работающие педагоги имеют средний уровень эмпатии. При этом, среди педагогов, работающих в первый год в системе инклюзивного образования, лишь у 28% их них отмечается высокий уровень.
3. Построение педагогического взаимодействия в инклюзивной образовательной среде основывается на ряде принципов проектирования инклюзивной образовательной среды: принципа соответствия, раннего включения в инклюзивную среду, принципа коррекционной помощи, социализирующей направленности образовательного процесса, индивидуализации и персонификации образовательного пространства, интегративности, активности родителей и их ответственности, принципа ценностного и толерантного отношения к субъектам образовательного
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.
2. Об утверждении концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь: Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. № 608. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 05.05.2017.
3. План мероприятий по реализации концепции развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь в 2016 – 2020 гг.: Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.01.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 05.05.2017.
4. Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь: Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 05.05.2017.
5. Образовательный стандарт специального образования (Основные нормативы и требования): Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 05.05.2017.
6. Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 05.05.2017.
7. Алехина, С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Международной научно-практич. конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
8. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1980. – 415 с.
9. Астоянц, М.С. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия / М.С. Астоянц, И.Г. Россихина // Известия Южного федерального университета. – 2009. – № 12. – С. 51-58.
10. Ахрямкина, Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.А. Ахрямкина. – Самара: СГУ, 2003. – 25 с.
11. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254-256.
12. Битянова, М.Р. Инклюзивное образование / М.Р. Битянова. – М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.
13. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалева. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1982. – 200 с.
14. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
15. Брешковская, К.Ю. Развитие мотивационно-ценностной готовности будущего учителя к деятельности в инклюзивной образовательной среде / К.Ю. Брешковская, М.А. Кувырталова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2016. – № 1 (17). – С. 81-87.
16. Брук, Ж.Ю. Педагогика многообразия: зарубежный опыт / Ж.Ю. Брук // Казанский педагогический журнал. – 2015. – №5 (112), Т. 2. – С. 265-268.
17. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская. – Киев: НИИ психологии, 1991. – 20 с.
18. Гайдукевич, С.Е. Методические основы организации образовательной среды инклюзивной школы / С.Е. Гайдукевич // Ученые записки ф-та спец. образования: сб. науч. статей. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 42-56.
19. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / С.Е. Гайдукевич // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск, 2007. – С. 34-46.
20. Долгова, В.И. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: Перо, 2014. – 185 с.
21. Егоров, П.Р. Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования ресурсный центр Якутии / П.Р. Егоров, Г.Ф. Егорова // / Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2015. – № 2, Т. 12. – С. 111-117.
22. Жук, О.Л. Беларусь: инклюзивное образование и требования к компетенциям учителей по осуществлению инклюзивной педагогической деятельности / О.Л. Жук // Эффективная педагогика. – 2012. – № 2-3 (28-29). – С. 19-22.
23. Зарецкий, В.К. Воспитательный потенциал инклюзии // Инклюзивное образование / сост. М.Р. Битянова. – М., 2015. – С. 29-35.
24. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. проект, 2008. – 336 с.
25. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – 712 с.
26. Калашникова, С.А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды / С.А. Калашникова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3. – С. 26-29.
27. Конева, О.Б. Профессиональное и личностное развитие педагогических работников в условиях реализации инклюзивного образования / О.Б. Конева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 4 (21). – С. 5-10.
28. Кузьмина, В.П. Эмпатия в детско-родительских отношениях: теория и условия оптимизации в семье / В.П. Кузьмина. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 101 с.
29. Кузьмина, В.П. Эмпатия как условие реализации принципов инклюзивного образования / В.П. Кузьмина // Концепт. – 2016. – Т. 8. – С. 138-142.
30. Лошакова, И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов, 2002. – С. 15-21.
31. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н.Н. Малофеев. – М: Просвещение, 2009. – 319 с.
32. Москвина, М.В. Сравниетльный анализ личности педагогов различных типов образовательных учреждений Норильска / М.В. Москвина // Вестник КГПУ. – 2012. - № 4 (22). – С. 269-276.
33. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. – 151 с.
34. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. – СПб.: Изд-во Питер, 2006. – 352 с.
35. Панферова, О.С. Акмеологическое взаимодейсвтие субъектов в инклюзивной образовательной среде: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / О.С. Панферова. – М.: МГУ, 2013. – 19 с.
36. Поникарова, В.Н. Система психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования / В.Н. Поникарова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 1, Т. 5. – С. 16-26.
37. Самарцева, Е.Г. Оценка профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей ./ Е.Г. Самарцева // Ученые записки ОГУ. – 2015. – № 1. – С. 329-333.
38. Семеновских, Т.В. Многомерность инклюзии / ТВ. Семеновский // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. – № 5-2, Т. 8. – С. 153-155.
39. Симаева, И.Н. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ / И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – Вып. 5. – С. 31-39.
40. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 172-176.
41. Смолярчук, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании / И.В. Смолярчук, В.М. Толстошеина, Н.В. Вязовова // Поволожский педагогический вестник. – 2014. – № 1 (2). – С. 113-118.
42. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие/ Под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.
43. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования / А.С. Сунцова. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
44. Суркова, И.Ю. Социальная инклюзия и сплоченность как принципы формирования современного российского патриотизма / И.Ю. Суркова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. – 2012. – № 3 (18). – С. 160-167.
45. Тарасов, С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С.В. Тарасов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 3. – Т. 3. – С. 133-138.
46. Тюрин, А.В. Инклюзивная образовательная среда как акмеологическое средство адаптации / А.В. Тюрин // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2013. – № 4 (16). – С. 52-62.
47. Федорова, М.А. Полисредовой подход к исследованию дидактических объектов в образовательном пространстве / М.А. Федорова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2009. – № 4 (16). – С. 76-83.
48. Федотенко, И.Л. Становление готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в инклюзивной среде школы: компетентностный подход / И.Л. Федотенко, И.А. Югфельд // Известия ТГУ. – 2013. – № 4. – С. 550-555.
49. Яковлева, И.М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Яковлева // Вестник МГОПУ. − 2009. − № 6. − С. 140-144.
50. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.