Ведение
Глава 1. Развитие детей среднего школьного возраста
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
1.2. Эмоциональные и психологические особенности детей среднего школьного возраста
Глава 2. Техническая подготовка волейболистов и их физическое состояние
2.1. Техническая подготовка: сущность, задачи, методы и средства
2.2. Физическое состояние - понятие и сущность
2.3. Методы, средства и формы физической подготовки
Глава 3. Влияние занятий волейболом на физическое состояние детей среднего школьного возраста
Выводы
Список литературы
Ведение
На современном этапе волейбол считают одним из самых действенных воспитательных и оздоровительных средств. Волейбол оказывает положительное воздействие на гармоничное развитие личности.
К концепции физического воспитания в школах большое внимание уделяется улучшению проведения физкультурно – массовых мероприятий, повышения эффективности занятий.
С помощью волейбола можно удовлетворить различные физкультурные и оздоровительные задачи, а так же составленные требования программы по физическому воспитанию.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование средств волейбола эффективно способствуют к привлечению детей и подростков к полезному и насыщенному времяпровождения. С помощью игры повышается физическая подготовленность, а так же способствует развитию отдельных мышечных групп. Так же игра в волейбол является одним из самых доступных средств для физического развития и воспитания. С помощью игры решаются оздоровительные задачи по укреплению и восстановлению здоровья у детей и подростков. Игра в волейбол благотворно влияет на восстановление сил и поднятия настроения. Волейбол еффективно влияет на развитие личности школьника. Особенности развития школьного возраста заключаются в том, что в данный возраст является благоприятным для укрепления и развития основных физических качеств, таких как сила, координация, гибкость. И волейбол выступает как одно из самых простых но эффективных средств.
Проблема физического развития подростков изучалась такими исследователями как В.П. Филин, В.К. Бальсевич, М.Я. Набатников, В.Г. Никитушкин и другие.
Цель исследования: Изучить влияние занятий волейболом на физическое состояние учащихся среднего школьного возраста.
Объект исследования: физическое здоровье детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: средства и методы волейбола.
Гипотеза: мы предполагаем, что занятия волейболам благоприятно влияют на физическое состояние учащихся среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть анатомо – физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста.
2. Описать техническую подготовку волейболистов и их физическое состояние.
3. Изучить влияние занятий волейболам на физическое состояние детей среднего школьного возраста.
Методы исследования: анализ литературы и интернет источников.
ГЛАВА 1. Развитие детей среднего школьного возраста
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
У детей среднего школьного возраста достаточно быстрыми темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Развитие физических качеств является обязанностью каждого человека. Ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, закаливание, сбалансированное питание позволяют значительно продлить жизнь. В горах люди с раннего возраста начинают получать физические нагрузки, при этом не испытывая влияния вредных привычек, в результате средняя продолжительность жизни в этих районах значительно превышает оную в городе. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь[3, c. 26].
Развитие физических качеств невозможно без развития иммунитета. Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. Большое значение в системе закаливания имеют водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться. Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой.
Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно[11, c. 54].
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.
ГЛАВА 2. Техническая подготовка волейболистов и их физическое состояние
2.1. Техническая подготовка: сущность, задачи, методы и средства
Решающим фактором для достижения успеха в игровой деятельности будут эффективно выполненные технические приемы. Нападающий удар является важнейшим элементом игры в волейболе – самым эффективным средством нападения. Российские волейболисты всегда славились сильным нападением, что во многом обеспечивало им успешное выступление на международной арене.
Проблемы, связанные со спортивной техникой и методикой обучения нападающему удару, остаются актуальными в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе. Спортивная техника рассматривается как система элементов движения, направленных на решение двигательной задачи. Эффективная техника отличается высокой координацией, устойчивостью и экономичностью, это позволяет спортсменам достигать наивысших результатов в соревновательной деятельности. Ведущие специалисты в области юношеского спорта считают: «… что многолетняя спортивная подготовка характеризуется постепенным ростом спортивного мастерства до его высшего уровня, только последовательным движением вперед»[26, c. 73].
На базе технической и функциональной подготовки юных спортсменов необходимы четко сформулированные промежуточные цели. Т. Бомпа считает: «…что выполнение специфических требований, предъявляемых к уровню подготовленности юных спортсменов на каждом этапе многолетней подготовки, и оценка учебно-тренировочного процесса базируются на основных критериях – оптимальности, своевременности, эффективности и экономичности».
Вопросами методики обучения и совершенствования нападающего удара в своих исследованиях занимались такие ученые как. А.В. Беляев; Ю.Д. Железняк; Ю.Н. Клещев; А.В. Суханов; А.Г. Фурманов и другие. Анализ работ вышеперечисленных авторов показал, что изложенные авторами упражнения по совершенствованию технической подготовки предназначены для квалифицированных спортсменов. Эти упражнения во многом не подходят для юных волейболистов, так как не отвечают их технической и физической подготовленности. По мнению специалистов, начальный этап обучения техническим приемам, занимает одно из главных мест, особенно это касается игровых видов спорта. На этом этапе, закладывается фундамент будущих достижений спортсменов. От качества знаний, умений и навыков, сформированных на данном этапе подготовки, зависит успешность соревновательной деятельности на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
ГЛАВА 3. Влияние занятий волейболом на физическое состояние детей среднего школьного возраста
Пожалуй, трудно найти человека, который не умел бы играть в эту игру на любительском уровне. Для того, чтобы играть в волейбол не требуется больших финансовых затрат и особенной физической подготовки. Достаточно подходящей по размеру площадки, сетки и желающих играть. А на природе или на пляже можно поиграть в волейбол просто став в круг.
Волейбол является одной из самых распатроненных игр. В данную игру играют как дети, так и взрослые. Волейбол является универсальным средством проведения времяпрепровождения.
Особенность игра заключается в том, что бы удерживать мяч в воздухе, передавая мяч партнером для дальнейшего перебрасывания через сетку. Разнообразность выполнения различных подач дает возможность самодазирования нагрузки игроков, что является преимуществом и доступностью для всех возрастов. Так же двигательные действия совершающими игроками в волейболе разнообразны, которые включают в себя скачки, различные прыжки, короткие рывки и пробежки, прием мяча из разных позиций. Эти все действия являются одной и составляющих частей физической и психологической подготовки в игре. Это все способствует для гармоничного развития личности.
Игра в волейбол требует от игроков максимальной концентрации и хорошее развитие мелких мышечных групп детей. Так как при неправильной постановки рук можно получить травму.
Такие авторы как Фурманов А.Г., Клещев Ю.Н. утверждают, что волейбол комплексно влияет на организм занимающихся. Это обеспечивает разностороннее развитие всех физических и психических качеств. В основном в игре развиваются прыгучесть, гибкость, ловкость, точность и скоростно – силовые качества. Эмоциональное напряжение, которое возникает в самой игре способствует сдвигам в деятельности дыхательной и сердечно – сосудистой системах. А так же прекрасно подходит для поддержания и укрепления двигательного аппарата.
Выполняя различные двигательные действия в игре, такие как прыжки, передачи, удары способствуют укреплению костной системе, а так же увеличивают подвижность в суставах. Постоянная работа с мячом улучшает периферию зрения, точности и грамотного ориентирования в пространстве.
Фурманов А.Г., и Клещев Ю.Н отмечают, что в игре у детей развивается реакция, и слуховые и зрительные сигналы. Выполняя в игре не большой объем статических усилий организм ребенка благотворно развивается.
Выводы
1. Таким образом, средний школьный возраст является подходящим возрастам для развития основных физических качеств. В данном возрасте организм достаточно окреп и готов к совершенствованию своих физических возможностей. В данном возрасте происходит изменения самооценки.
2. В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что техника игры является сложным процессов, который постоянно необходимо совершенствовать.
3.Игра в волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.
Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями.
Волейбол как одна из составляющих частей программы по физической культуре является одним их эффективных средств, для решения основных задач в физическом воспитании детей и подростков. Основными задачами являются: сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков.
Занятия по волейболу решают образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Игра в волейбол это не только спортивное направление, но и как средства отдыха, оздоровления и восстановления работоспособности.
Проанализировав литературу можно сказать, что проблема здоровья детей и подростков является актуальной и требует внимания как педагогов, так и врачей и родителей.
У детей имеются различные проблемы со здоровьем. И эта тенденция только ухудшается с каждым годом. Поэтому подбор рациональных и оздоровительных средств является актуальным. Волейбол выступает одним из средств оздоровительного направления. Ведь дети у которых в 1.5 -2 раза уменьшена двигательная активность, как никто другие нуждаются в физкультурно - оздоровительной работе. Игру волейбол необходимо использовать в оздоровительных целях для детей и подростков.
1. Астахова М.В. Волейбол: учебно-методическое пособие /М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 132 с.
2. Баландин, Г. А. Урок физкультуры в школе: Методические рекомендации для учителей / Г.А Баландин, Т.Н. Казакова, Н.Н.Назарова. - Вып. 1. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2004. – 160 с.
3. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека Теория и практика физической культуры / В.К. Бальсевич. - М.:, 2000. - 275 с.
4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста / П.Р. Битянова. – М.: МПА, 2011, – 89 с.
5. Волейбол: теория и практика.— М.: Спорт, 2016. — 456 с.
6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. Изд.3. – М.: ФиС, 2015. – 193 с.
7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. – М.: Учебная литература, 2014. - 286 с.
8. Денисова, О.П. Психология и педагогика.— М.: ФЛИНТА, 2013. — 240 с.
9. Железнев Ц. Основы спортивной тренировки/ Ц. Железнев, Д. Дашаев. - София: Гера арт, 2002. - 432 с.
10. Железняк Ю.Д. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре/ Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М.: Терраспорт, 2005. - 112 с.
11. Железняк Ю.Г. Спортивные игры/ Ю.Г. Железняк, Ю.М. Портнов. - М.: Академия, 2002. - 520 с.
12. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
13. Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена. Статьи и интервью/ Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2005. - 210 с.
14. Зобков В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: - М.: Спорт, 2003. - 330 с.
15. Иванин А.Г. Рекомендации по планированию тактической подготовки. / В кн.: Пути совершенствования спортивного мастерства. – М.: Физкультура и спорт, 2002. - С122-132.
16. Ильин Е.П. Мотив и мотивация / Е.П. Ильин. – М.: ФиС, 2012. – 437 с.
17. Клещев Ю.Н. Волейбол / Ю.Н. Клещев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 400 с.
18. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии / Коренберг В.Б. учеб. пособие. М. - Советский спорт, 2005. - 214 с.
19. Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). пособие / В.В. Костюков. - М.: Краснодар, 2007. - 266 с.
Костюков В.В. Основы подготовки спортсменов в пляжном волейболе / В.В. Костюков. - М.: Краснодар, 2001. - 113 с.
20. Макаров К.К. Техника современного волейбола: монография – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 220 с.
21. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. Изд.3. - М.: Наука, 2009. - 190 с.
22. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.: Лань, 2005. - 384 с.
23. Мерзляков В.В. Историко-теоретические аспекты техники приема и передач мяча в волейболе: монография – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. – 83 с.
24. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2007. – С. 510.
25. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 176 с.
26. Педагогическая психология ]: Методики и тесты/ Авторы-сост. М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Барах-М, 2004. – 144 с.
27. Психология физической культуры: учебник.— М.: Спорт, 2016. — 624 с.
28. Свиридов, В.Л. Волейбол. Энциклопедия.— М.: Спорт, 2016. — 592 с.
29. Смирнова, Н.Г. Педагогика. - Кемерово : КемГИК, 2005. — 84 с
30. Фомин, Е.В. Волейбол. Начальное обучение. / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина.— М. : Спорт, 2015. — 88 с.
31. Шулятьев В.М., Побыванец В.С. Волейбол: учеб. пособие. – М.: РУНД, 2012. – 202с.
32. Фомин Е.В. Волейбол. Начальное обучение. Булыкина Л.В., - М.: Сорт, 2015. - 88 с.