Введение
I Глава Теоретико-методологические основы использования технологии разноуровневого обучения младших школьников с ТНР
1.1 Особенности учебной деятельности младших школьников с ТНР
1.2 Особенности применения технологии разноуровневого обучения в процессе обучения младших школьников с ТНР
II Глава Применение технологии разноуровневого обучения младших школьников с ТНР на уроках Человек и мир
2.1 Конспекты уроков Человек и мир младших школьников с ТНР с применением технологии разноуровневого обучения
2.2 Методические рекомендации по применению технологии разноуровневого обучения на уроках Человек и мир у младших школьников с ТНР
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
Дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.
У них наблюдается снижение интереса к обучению, быстрая утомляемость, что может привести к возникновению чувства неполноценности и другим психологическим проблемам.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются технологии разноуровневого обучения, которые широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
В настоящее время, кажется, ни у кого не вызывает сомнений необходимость разноуровневого обучения. Проявлениями дифференциации в современной системе школьного образования можно считать возможность получения разноуровневой подготовки в учебных заведениях различного типа, а также расширение профилей обучения в связи с появлением новых предметов, циклов дисциплин. Создание различных учебников и программ по одному и тому же предмету позволяет преподавателю выбрать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям школьников.
Актуальность исследования заключается в постоянной необходимости поиска и определения наиболее эффективных путей обучения в школе. В последние годы в нашей стране активно проводятся исследования по проблемам дифференциации. Так, изучались вопросы познавательной активности учащихся в условиях дифференциации; внутрипредметная индивидуализации и дифференциации обучения; внедрения идей дифференцированного обучения в практику работы школ; организационно-педагогического обеспечения дифференцированного обучения в сельской школе.
I Глава Теоретико-методологические основы использования технологии разноуровневого обучения детей с ТНР в учебном процессе.
1.1 Особенности учебной деятельности младших школьников с ТНР.
Дети с нарушениями речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи [14, с. 84].
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Эти дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них обнаруживается недоразвитие всей познавательной сферы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь) [2, с. 24].
Внимание детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется недостаточной устойчивостью, низким уровнем произвольности внимания, испытывают трудности в переключении внимания, недостаточной устойчивостью внимания. Они испытывают трудности в планировании своих действий [18, с. 625].
Восприятие детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуются такими психологическими особенностями как недостаточное развитие или нарушение слухового, зрительного, кинестетического восприятия; нарушения оптико-пространственного гнозиса; трудности в пространственной ориентации.
При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Исследования показали большую вариабельность в объеме слуховой памяти, также некоторое общее снижение данной функции. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют трудности запоминания отдельных слов, логически-смыслового запоминания текста, что обусловливается не только расстройством активного внимания, но и нарушениями фонематического слуха, которые являются следствием расстройства артикуляции.
II Глава Приминение технологии разноуровневого обучения на уроках Человек и мир.
2.1 Конспекты уроков Человек и мир младших школьников с ТНР с применением технологии разноуровневого обучения.
На данном этапе мы разработали конспекты уроков по предмету Человек и мир с применением технологии и учётом учебной деятельности детей.
Тема: Земная кора и недра Земли.
Цель: формирование знаний о формах и размерах Земли, образовании и внутреннем строении Земли; начало формирования мировоззренческой идеи о целостности всех земных оболочек; привитие навыков самостоятельной работы.
Задачи обучающие
Введение понятий «внутреннее строение Земли – ядро, мантия, земная кора»;
развитие пространственных преставлений о шарообразности Земли, о глобусе как модели Земли;
воспитательные
Содействовать в ходе урока формированию и воспитанию мировоззренческих понятий (единство происхождения и целостность оболочек Земли);
развивающие –
для решения задачи развития у учащихся самостоятельность мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную работу с учебником и атласом
Для развития познавательного интереса к предмету человек и мир обеспечить в ходе урока содержание информации, вызывающей удивление, изумление, восторг.
В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации обеспечить наличие заданий разного уровня обучающего, конструктивного, творческого.
Тип урока: Изучение новых знаний
Технология: технология разноуровневого обучения
Средства обучения: глобусы учебные, атласы, учебник, уровневые карточки.
Заключение.
Подведем итоги исследования.
Дети с нарушениями речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Организация уроков по предмету «Человек и мир» способствует формированию экологического сознания и экологической культуры у учащихся, а также способствует преодолению речевых проблем, которые есть у детей с данными нарушениями.
Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом. Для детей с ТНР цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку детей с ТНР к самостоятельной жизни, повышение уровня их общего развития, активизацию речемыслительной деятельности, включение ребенка в практическую деятельность, в общение со взрослыми и детьми. А использование ИКТ на уроках по предмету «Человек и мир» помогает расширить кругозор учащихся, побудить их самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость, мотивацию и качество учебного процесса, делая обучение запоминающимся и интересным.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников/ Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Academia, 2002. – 208 с.
2. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
3. Афонькина Ю.А. Технология комплексного сопровождения детей/ Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 67 с.
4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский . – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
5. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c
6. Глазкова Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.03/ Т.В. Глазкова, Иркутск, 2004. – 129 с.
7. Гончарова, Е.Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Альманах Института коррекционной педагогики РАО, М., 2002, № 5. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami.
8. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
9. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
10. Зверева Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/.
11. Зуева Н. Психолого-педагогическое сопровождение модель школьной психологической службы/ Н. Зуева// Нар. Образование. – 1999. – № 9. – с. 158 – 161.
12. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/ Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
13. Лещинская, Т.Л. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы: учеб.- метод. пособие для педагогов вспомогат. шк. с белорус, и рус. яз. Обучения / Т.Л. Лещинская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.
14. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
15. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб.- метод. Пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004.
16. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучення в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. – М. : Воронеж, 1998. – 220 с.
17. Перавозны, А.У. Дыферэнцыяцыя школьнай адукацыi – з’ява, якая развiваецца / А.У. Перавозны // Народная асвета. – 1999. – № 11. – С. 3–10.
18. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А. В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625-627.
19. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога/ под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Владос, 2003. – 528 с.
20. Савенок, Н.В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. Пособие – Минск: АПО, 2006.
21. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62 -66.
22. Тарасова, С. Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста / С. Е. Тарасова // Символ науки. – 2016. – № 2. – С. 191-194.
23. Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
24. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I-V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск, 2014.
25. Хвойницкая, В.Ч. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями/ Т.Л. Лещинская, В.Ч. Хвойницкая // образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями. – Мн.: НИО, 2005. – с. 203 – 221.
26. Цветкова, И. В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада / И. В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 168-170.
27. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева; Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.