Введение
ОДКБ была сформирована на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного Россией, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном в Ташкенте в мае 1992 г. Азербайджан, Беларусь и Грузия присоединились к договору в 1993 г. ДКБ учреждал военный альянс классического типа: 4-я статья договора приравнивала агрессию против одного из государств-участников к агрессии против всех участников. «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников» стороны обязывались «приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы» (Договор 1992).
В 1990-е гг. Договор о коллективной безопасности оставался, по сути, мертвой буквой. Россия заявляла, что стремится к созданию действенного оборонного союза на основе договора, но на практике демонстрировала безразличие к судьбе ДКБ. В организационно-административном плане ДКБ был связан с приходившими в упадок структурами СНГ. В рамках договора был принят целый ряд документов, в т. ч. Концепция коллективной безопасности, содержавшая длинный список общих угроз военной безопасности. В этом документе излагались амбициозные планы на будущее, а также декларировалось создание коалиционных военных формирований и совместной системы противовоздушной обороны; предполагалось даже «рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил» (Концепция 1995).
Однако совместное военное строительство существовало только на бумаге, а в ДКБ не были созданы даже единые штабные структуры. Договор не стал совместным инструментом реагирования на ситуацию в Афганистане. Объединенная система ПВО существовала в усеченном виде, не охватывая Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Остались на бумаге и планы создать единое пограничное пространство, управляемое тремя региональными командованиями.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с регулированием деятельности ОДКБ.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с регулированием деятельности ОДКБ.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с регулированием деятельности ОДКБ.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть историю образования ОДКБ;
- проанализировать регулирование деятельности ОДКБ;
- определить ОДКБ и Республику Беларусь.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Глава 1. История образования ОДКБ
В рамках ДКБ противоречия между странами-участницами зачастую носили более острый характер, чем между членами альянса и потенциальными внешними противниками. Армения и Азербайджан фактически находились в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. Грузия все более враждебно воспринимала миротворческую операцию СНГ (фактически – российскую миротворческую операцию) в Абхазии и поддержку, оказываемую Россией Абхазии и Южной Осетии. Узбекистан выражал недовольство российской политикой в Таджикистане [12].
В апреле 1999 г., после истечения первого пятилетнего периода действия ДКБ, Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать участие в альянсе. С новым составом участников центр тяжести Договора о коллективной безопасности сместился в Центральную Азию. В «сузившемся» ДКБ не было острых внутренних противоречий, но недоставало сплоченности на основе общих интересов и целей.
В августе 1999 г. вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Баткенскую область Киргизии продемонстрировало, что давление на правительства стран Центральной Азии со стороны террористических и религиозно-экстремистских группировок, воспользовавшихся для своей консолидации возможностью базироваться в Афганистане и контролировать транзит афганских наркотиков, значительно усиливается. Летом 2000 г. Киргизия и Узбекистан подверглись новым атакам ИДУ. Баткенские события высветили низкую степень готовности центральноазиатских стран к самостоятельному противодействию антиправительственным силам. Обострение обстановки в Центральной Азии активизировало взаимозависимость в сфере безопасности между странами региона и Россией, развернувшей в августе 1999 г. масштабную антитеррористическую операцию на Северном Кавказе.
Устав определил цели ОДКБ как «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности» и «защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В документе закреплен принцип обязательности исполнения решений, принятых в рамках ОДКБ. Страны-члены обязались согласовывать «внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности» и принимать меры по «гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности». Устав оговаривает необходимость консультаций с союзниками при принятии странами ОДКБ решений о «размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры» государств, не входящих в организацию (Устав 2002).
Глава 2. Регулирование деятельности ОДКБ
В мае 1992 г., т. е. примерно через полгода после официального распада Советского Союза, шесть бывших республик СССР (Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) подписали Договор о коллективной безопасности. В следующем году к этому договору присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия.
Таким образом, договор подписали девять бывших республик СССР из пятнадцати. Не подписали договор прибалтийские государства, что вряд ли может нас удивить. Но его не подписали также Украина, Молдова и Туркменистан, входившие в Содружество Независимых Государств (СНГ).
На наш взгляд, было бы ошибкой рассматривать Договор о коллективной безопасности 1992 г. в контексте нынешних политических реалий. Конечно, договор содержал в себе обязательства участников оказывать военную помощь в случае внешней агрессии против кого-либо из них. Договор также содержал обязательство не вступать в военные союзы и группировки, направленные против кого-либо из его участников. Другими словами, этот договор имел военно-оборонительный характер и мог бы рассматриваться как серьезный шаг в направлении евразийской интеграции на постсоветском пространстве.
Но нельзя забывать, что новые независимые государства, образовавшиеся после распада СССР, главную внешнюю опасность видели прежде всего в России. Опасаясь возрождения имперских тенденций во внешней политике России, они стремились обезопасить себя в первую очередь с этой стороны. Не случайно один из главных инициаторов евразийской интеграции, президент Казахстана Н.А. Назарбаев, считал и считает важнейшей предпосылкой успеха этого процесса соблюдение «принципа нерушимости границ, которые фактически сложились после распада СССР» [12, 24]. Вот почему первый пункт Договора о коллективной безопасности включал в себя обязательство участников не применять силу в отношении друг друга и разрешать разногласия между собой мирными средствами.
Таким образом, Договор о коллективной безопасности в начале 90-х гг. отражал не столько тенденцию к евразийской интеграции, сколько желание новых независимых государств обезопасить себя от потенциально возможных имперских амбиций России. Так же как и договор СНГ, он являлся в большей степени механизмом «цивилизованного развода», чем стремления к сближению. Это стало совершенно очевидно в 1999 г., когда из Договора вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан.
Протокол о продлении договора и о его дальнейшей автоматической пролонгации в 1999 г. подписали кроме России только пять стран. Это Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. По разным причинам именно эти пять стран составили ядро евразийской интеграции вокруг России.
Глава 3. ОДКБ и Республика Беларусь
Создание «коалиционных (коллективных) сил», «региональных (объединенных) группировок войск (сил), миротворческих сил», а также «объединенных систем и органов управления ими, военной инфраструктуры» предусматривает ст. 7 Устава Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который вступил в силу для Республики Беларусь 18.09.2003 Вместе с тем Устав ОДКБ не запрещает государствам-членам ОДКБ размещение «на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации», однако решение об этом принимается только «после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами». Согласно ст. 11 Устава ОДКБ, постоянно действующими ее рабочими органами являются Секретариат и Объединенный штаб, функции и порядок работы которых регламентируются Уставом и другими нормативными правовыми актами ОДКБ. Т.е., коалиционные (коллективные) силы, региональные (объединенные) группировки войск (сил) и миротворческие силы ОДКБ не являются постоянными (штатными) объединенными воинскими формированиями ОДКБ, находящимися под единым (объединенным) командованием. Согласно Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, заключенного в Москве 10.12.2010, которое вступило в силу для Республики Беларусь 11.05.2012, это «объединения, соединения, воинские части и подразделения, выделенные из состава национальных вооруженных сил и других войск Сторон, формирования сил специального назначения, выделенные из числа подразделений специального назначения (групп специалистов) органов внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Сторон в состав коалиционных, региональных (объединенных) группировок войск (сил)», которые создаются только на время их пребывания на территории государства-участника, на основании его официального обращения. Также и орган управления этими формированиями – командование создается только на период их пребывания на территории государства-участника.
Таким образом, ни условия самого ДКБ, ни членство в ОДКБ не налагают на Беларусь безусловных обязательств передачи каких-либо своих воинских или военизированных формирований в состав какой-то коалиционной группировки сил, находящейся под единым или объединенным командованием из числа иностранных граждан. Однако на основе ДКБ была принята Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ, утвержденная Решением Совета коллективной безопасности от 10.02.1995 В данной Концепции в качестве одного из элементов сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ, предусматривается создание в регионах коалиционных (объединенных) группировок войск (сил), предназначенных для отражения агрессии против государств-участников. В настоящее время на основе данной Концепции некоторыми из членов ДКБ созданы региональные группировки войск (сил), в частности Республикой Беларусь и Российской Федерацией, Республикой Арменией и Российской Федерацией. Кроме того, между государствами – членами ОДКБ осуществляется двухстороннее военное сотрудничество.
Заключение
Учитывая размах возможной зоны ответственности всей группировки КСОР ОДКБ при двух возможных вариантах её развертывания, возможности войскового автомобильного транспорта по суточному пробегу будут значительно превышены.
Поэтому необходимо исследовать вопрос об организации подвоза материальных средств с использованием возможностей гражданского перевозчика страны пребывания. Оплату аренды транспорта осуществлять установленным порядком на основании межправительственных соглашений. При этом в целях сокращения сроков начала перевозок целесообразно наделить командующего группировкой КСОР полномочиями самостоятельно заключать контракт на перевозку с представителями страны пребывания или напрямую с перевозчиками с последующим отчетом перед уставными органами ОДКБ.
Подобный механизм целесообразно использовать и при организации закупок отдельных номенклатур материальных средств непосредственно в стране пребывания. Это могут быть: питьевая бутилированная вода, хлеб, отдельные виды топлива (при соответствующем его качестве). Такой подход целесообразно использовать и при предоставлении ряда услуг по: банно-прачечному обеспечению с использованием объектов местной инфраструктуры (например, водонапорных башен, водопроводов, канализационных сетей, электрических подстанций); подвозу воды; оборудованию районов размещения контингентов (передачи в пользование зданий сооружений, блок-контейнеров, жилых модулей и т.д.); сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Реализация данного механизма позволит уйти от постоянного наращивания сил и средств МТО, увеличения численности обеспечивающих частей и подразделений. Безусловно, это — инновация, и она требует детальной проработки и обсуждения.
Помимо вопросов обеспечения оперативного развертывания КСОР, не теряют своей актуальности вопросы МТО свертывания группировки КСОР, вывода национальных контингентов из назначенных районов размещения, из страны пребывания и возращения их в пункты постоянной дислокации.
Как правило, в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки войск (Коалиционных сил) ОДКБ, планированию и отработки этих мероприятий уделялось недостаточное внимание. Требуют решения и регламентации следующие вопросы: порядок передачи стационарных объектов инфраструктуры, а также временных жилых помещений (модулей, блок-комнат) в случае, если размещение контингентов осуществлялась в полевых лагерях; вывоз, утилизация или передача невосстанавливаемых ВВТ; дальнейшее использование накопленных и неиспользованных значительных объемов запасов материальных средств; вывоз, утилизация отстрелянных артиллерийских гильз и укупорки; использованной бочкотары; ликвидация экологических последствий действий войск, в том числе и последствий жизнедеятельности личного состава, мусоросборников и другие.
1. Дугин, А.Г. Евразийский реванш России / А.Г.Дугин. – М.: Алгоритм, 2014.
2. Лихоманов, И.В. «Евразийский проект» Н.А. Назарбаева: вызовы и перспективы / И.В. Лихоманов // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2016. – № 2 (7). – С. 24-28.
3. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. 2002.
4. Целыковских, А.А. Направления совершенствования МТО Коллективных сил безопасности ОДКБ / А.А. Целыковских // Военная мысль. – 2016. – № 11. – С. 21–28.
5. Булгаков, Д.В. Методология военно-системных исследований проблем строительства, развития, подготовки и применения системы МТО Вооруженных Сил Российской Федерации / Д.В. Булгаков. — СПб.: ВА МТО. – 2014.
6. Коновалов, В.Б. Отчет по итогам исследований по вопросам МТО в ходе совместного учения «Взаимодействие-2015» / В.Б. Коновалов. — СПб.: ВА МТО. – 2015.
7. Решение Совета министров обороны ОДКБ о «Положении о запасах материальных средств для обеспечения формирований сил и средств системы коллективной безопасности». 2009.
8. Военная экономика и тыловое обеспечение войск. Словарь. — М.: Штаб Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.
9. Топоров, А.В. Методологические основы военно-экономической эффективности интегрированной системы материально-технического обеспечения / А.В. Топоров // Известия РАРАН. – 2017. – № 4 (99). – С. 13–22.
10. Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. 2016.
11. Грибков, А.И. Судьба Варшавского договора / А.И. Грибков // Русская книга. – 1998.
12. Ковалев, С.Н. О мерах по обеспечению военной безопасности России после распада организации Варшавского договора / С.Н. Ковалев // НациональнВоенная доктрина 2007 – Военная доктрина Республики Казахстан от 21 марта 2007 г. URL: http://nomad.su/?a=5-200704120432.
13. Договор 1992 – Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126.
14. Концепция 1995 – Концепция коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности, принятая Решением Совета коллективной безопасности от 10 февраля 1995 г. URL: http://www. odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=130.
15. Концепция 2008 – Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785.
16. Концепция 2010 – Концепция национальной безопасности Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. URL: http://kgb.by/ru/ukaz575
17. Концепция 2013 – Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/499003797
18. Концепция 2016 – Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/ asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
19. Медведев 2010 – Медведев Д.А. Киргизия сама должна справляться… URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1277415120
20. Медведев 2016 – Медведев Д.А. Турция подливает масло в огонь карабахского конфликта. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2741151