Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения лексико-семантических групп как лингвистического явления
1.1 Сущность семантических полей
1.2 Специфика явления системности лексики
Глава 2 Сопоставительный анализ парадигмо-синтагматических отношений ЛСГ глаголов, выражающих негативные эмоции
2.1 Анализ глаголов лексико-семантической группы “Hate”
2.2 Анализ глаголов лексико-семантической группы “Dislike”
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Еще в прошлом веке семасиолог М.М. Покровский обратил внимание на то, что слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются независимо от нашего сознания в различные группы. Основанием для объединения слов в лексико-семантические группы служат словесные ассоциации, отражающие связи предметов в окружающем мире (цит. по [3, c.54]). В отличие от полисемии, которая характеризуется смысловой связью внутри значений одного слова, эти ассоциации возникают на основе смысловых связей между различными словами, в результате сопоставления, отождествления и различения их значений.
Выделяют три основных типа смысловых связей между словами — отсутствие общих элементов смысла, близость значений, противопоставление значений. М.М. Покровский указывал на то, что в лексической системе языка существуют различные группы или «поля слов». Одни из них представляют собой внутриязыковые объединения, другие — объединения внеязыковые (цит. по [3, c.54]). Эти идеи получили развитие в современном языкознании при разработке вопроса семантической организации словарного состава языка, в частности, в теории семантических полей, лексико-семантических и тематических групп.
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Они весьма многообразны, и могут быть как положительными, так и отрицательными. Явления и действия, связанные с эмоциями, получают конкретные номинации, которые способны объединяться в лексико-семантические группы по семантическому признаку. Однако эти единицы внутри групп, а также сами группы обладают как сходствами, так и различиями, что обусловливает тематику исследования.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью в проведении сопоставительного анализа парадигмо-
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ГРУПП КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1 Сущность семантических полей
Как было упомянуто ранее, проблема значения слова является одной из наиболее актуальных в современной лингвистической семантике. Слово — основная значимая единица языка, и как таковая она аккумулирует и закрепляет в своей внутренней стороне итоги познания говорящим коллективом действительности [9, c.323]. Посредством слова человеку является в «снятом» виде отраженный в его сознании и организованный в опыте определенный отрезок действительности.
Лексическая семантика, закрепленная в значениях слов, по своей сути является семантическим порогом, с которого начинается специальное, научное познание действительности, которое в своем углублении в изучаемую действительность, тем не менее, не порывает своих родственных связей с общей семантикой.
В течение долгого времени производилось активное изучение семантики слова. Его методологическим итогом стало убеждение в том, что слово имеет идеальную структуру. Эта структура является сложной и динамичной не только в характере отражения предметов, но также и в процессе исторического развития. Из-за такой природы слова его значение может обобщать и сохранять в системе мыслительные результаты отражения действительности говорящим коллективом, а также прилагать их для более полного понимания и отражения, в свою очередь, конкретных предметов и явлений действительности, встречающихся в речевой практике [20, c.87].
Такой подход к пониманию семантической структуры слова характерен как для русского языка, так и для английского. Таким образом, отечественными языковедами и философами, которые придерживались этой концепции, были А.А. Потебня [14], М.М. Покровский, П.А. Флоренский,
ГЛАВА 2 СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАДИГМО-СИНТАГМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛСГ ГЛАГОЛОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ
В данной части исследования исследуется семантика, структура глаголов, составляющих лексико-семантические группы “Hate” и “Dislike”. В связи с этим также исследуются парадигмо-синтагматические отношения глаголов внутри групп, а также групп в своем взаимодействии. Дифференциация по группам обусловлена степенью выраженности эмоции в конкретной категории.
2.1 Анализ глаголов лексико-семантической группы “Hate”
В лексико-семантическую группу “Hate” входят глаголы с ярко выраженной негативной окрашенностью. Эти глаголы передают специфику эмоционального состояния коммуниканта, демонстрируют его субъективное отношение к каким-либо явлениям или предметам действительности. Эта лексико-семантическая группа является достаточно широкой, что обусловлено ее семантическим наполнением. Представим наиболее часто используемые глаголы группы:
• hate;
• detest;
• loathe;
• abhor;
• abominate;
• execrate.
Для проведения многоаспектного лексико-семантического анализа слов, представленных выше, необходимо обратиться к специализированному словарю, в котором содержатся дефиниции анализируемых глаголов. Итак [23]:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы было проведение сопоставительного анализа парадигмо-синтагматических отношений ЛСГ глаголов, выражающих негативные эмоции.
В теоретической части исследования была изучена сущность семантического поля, а также рассмотрена специфика явления системности лексики.
Слово является основной значимой единицей языка, и оно обладает определенной семантикой. Изучение семантической структуры слова имеет сложный и многомерный характер. Оно определяет не только конкретные значения слова, но также и характер его взаимодействия с другими элементами речи, что зачастую определяет его семантику. Существенное значение также имеет формирование семантического поля, что должно осуществляться в процессе овладения языком.
Лексическое пространство является необозримым и изменчивым, но в той же время оно представлено некоторыми микро- и макросистемами. Системная организация лексики обусловлена во всех языках как языковыми, так и экстралингвистическими факторами, которые носят универсальный характер. В узком смысле под лексической системой подразумеваются общеупотребительные слова языка, обеспечивающие взаимопонимание всех говорящих. Лексическая система в широком смысле — это иерархически организованная, самонастраивающаяся система, включающая в себя общеупотребительную лексику, а также все лексические подсистемы современного литературного языка в его устной и письменной разновидностях.
В практической части исследования произведен сопоставительный анализ парадигмо-синтагматических отношений ЛСГ глаголов, выражающих негативные эмоции.
1. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. — М. : Наука, 1974. — 214 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — 2-е изд., стер. — М. : Едиториал УРСС, 2004. — 571 с.
3. Болдова, Т.А. Многообразие семантики английской лексики / Т.А. Болдова // Совершенствование преподавания языков в школе и вузе. — 2000. — Вып.5. — С.52—61.
4. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Ван Дейк. — М. : Прогресс, 1989. — 312 с.
5. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для ВУЗов / Л.М. Васильев. — М. : Высшая школа, 1990. — 176 с.
6. Глисон, Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Г. Глисон. —М. : Просвещение, 1959. — 212 с.
7. Григорьева, Т.З. Новый когнитивно-интеллектуальный подход к лингводидактике / Т.З. Григорьева // Новые направления в методике преподавания иностранных языков в школе и вузе. — СПб. : Образование, 1992. — С.66-71.
8. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев. — М. : КомКнига, 2006. — 248 с.
9. Звегинцев, В.А. Семасиология / В.А. Звегинцев. — М. : изд-во Московск. ун-та, 1957. — 321 с.
10. Клименко, А.П. Основы теории речевой деятельности / А.П. Клименко, А.Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. — М. : Наука, 1974. — 402 с.
11. Конышева, А.В. Познание семантического поля / А.В. Конышева. — Минск, ТетраСистемс, 2008. — 288 с.
12. Оsgood, C. The measurement of meaning / C. Osgood, G. Suci, P. Tannenbaum. — Illinois : University of Illinois Press, 1957. — 256 p.
13. Основы компонентного анализа / под ред. Э.М. Медниковой. — М. : изд-во МГУ, 1969. — С. 65–77.
14. Потебня, А.А. Из записок по грамматике: об изменении значения и заменах существительного / под ред. В.И. Борковского. — М. : Просвещение, 1968. — 552 с.
15. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. — М. : Прогресс, 1977. — 695 с.
16. Ульман, С. Семантические универсалии / С. Ульман. — Спб., 1970. — 280 с.
17. Уфимцева, А.А. Аспекты семантических исследований / А.А. Уфимцева // Семантика слова. — М. : Просвещение, 1980. — С.212–224.
18. Шайкевич, А.Я. Дистрибутивно-статистический анализ в семантике / А.Я. Шайкевич // Принципы и методы семантических исследований. — М., 1976. – С.353–377.
19. Firth, J.R. The Semantics of Linguistic Science / J.R. Firth. — PL, 1948. — P.139–147.
20. Fries, C. Meaning and linguistic analysis / C. Fries // Language. — 1954. — №1. — P.57–68.
21. Gallant, S. Context vector representations for document retrieval / S. Gallant // Proceedings of AAAI Workshop on Natural Language Text Retrieval: conference, 1991. — 216 p.
22. Harris, Z. Methods in structural linguistics / Z. Harris. — Chicago, 1951. — 301 p.
23. Longman Dictionary of American English. – New York : Longman, 2000. — 1024 р.