Актуальность темы исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к личности. В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей, развитая саморегуляция.
Ценность самооценки заключается в том, что самооценка (оценка личности самого себя, своих качеств и своих возможностей), в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности; обеспечивает субъектную активность в деятельности, окрашивая процесс «личностным смыслом»; выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. От самооценки зависят взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка является очень важным компонентом самосознания личности.
Исследование самооценки является одной из наиболее разработанных проблем современной психологии. Проблеме изучения самооценки посвятили свои работы такие ученые и исследователи как Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Н.Ю. Воронкова, С.С. Занюк, А.Н. Леонтьев, Ю.А. Мохова, В.В. Столин, У. Джемс, Ч. Кули, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Х. Хекхаузен и многие другие.
Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен). С точки зрения этих авторов, мотивация является совокупностью побуждающих
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ
1.1 Понятие самооценки в психологии
Основные теории к анализу феномен самооценки изложены в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, а также в зарубежной психологии (У. Джемс, Ч. Кули, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон, Х. Хекхаузен). В концепция этих исследователей анализируется сущность самооценки, ее структура, функции, виды, закономерности ее формирования.
Самооценке отводится центральная роль как личностному образованию. Она формируется под влиянием социального окружения с раннего детского возраста, функционируя, влияет на саморегуляцию и находится под влиянием ценностей личности. Оценить себя – значит определить свое отношение к себе, для чего необходимо иметь определенные нормы и ценности, а они, в свою очередь, находятся под влиянием социума и трансформируются со временем.
Немаловажным в этом процессе является одобрение или осуждение со стороны значимых других. Оно, в свою очередь, влияет на нашу способность к рефлексии, без чего невозможно определить свое отношение к себе самому. А.В. Захарова отмечает, что произвольная регуляция своего поведения связана с рефлексией как интеллектуальным действием. О рефлексивности при процедуре оценивания себя говорили также Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, М.В. Лисина и др. [10; 23].
Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь самооценки и мотивации к успеху у студентов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение уровня самооценки и особенностей мотивации к успеху у студентов путем тестирования;
3) проведение корреляционного анализа с целью установления статистической связи между уровнем самооценки и особенностями мотивации к успеху у студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем самооценки и особенностями мотивации к успеху у студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе Минского государственного лингвистического университета г. Минска. В исследовании приняли участие 28 студентов IV курса (14 юношей и 14 девушек) в возрасте 20-21 год.
Методы исследования: тестирование, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» (Н.П. Фетискин, Г.М. Мануйлов) применяется для быстрой оценки своих возможностей. На основе самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка
1. В ходе теоретического анализа литературы установлено, что Феномен самооценки рассматривается различными исследователями в зависимости от подхода, которого они придерживаются, поэтому существует много определений самооценки. Самооценка, как психологическая категория, находится в структуре ядра личности, является ядром самосознания, формируется с самого детства через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно взаимосвязана с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями. Самооценка является показателем отношения к себе и продуктом отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе.
2. Несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование.
3. Студенчество представляет собой возрастной период период, когда завершается созревание личности и развитие самосознания, складываются социальные установки, мировоззрение, преобразовываются ценностные ориентации. Студенческий возраст рассматривается как период интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 412 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Изд.: МГУ, 1990. – 390 с.
3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
4. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва. – 1972. – С. 7–44.
5. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 54–62.
6. Вартанова, И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Междунар. ун-та природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4. – С. 21–28.
7. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дис… доктора психол. наук: 19.00.05 / В.К. Вилюнас. – М., 1990. – 17с.
8. Воронкова, Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Н.Ю. Воронкова. – Москва. – 2008. – 125 с.
9. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76-80.
10. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
11. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
12. Емалетдинов, Б.М. Проблема мотивации учебной деятельности студентов / Б.М. Емалетдинов // Вестник Башкирского университета.– 2010. – Т.15. – № 2. – С. 521–527.
13. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
15. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
16. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 534 с.
18. Мирсаетова, А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А.А. Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56–59.
19. Мохова, Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. – № 1 (145). – С. 17–21.
20. Пакулина, С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе / С.А. Пакулина // Известия РПГУ. – 2008. – № 88. – С. 54–59.
21. Помельникова, Е.А. Взаимосвязь мотивов достижения и успешности изучения иностранного языка у юношей и девушек студенческого возраста / Е.А. Помельникова // Вестник СГА. – 2010. – № 1. – С. 115–118.
22. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 255 с.
23. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
24. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Академия, 1986. – Т. 1. – 438 с.
25. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Академия, 1990. – 450 с.
26. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.
27. Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: Изд-во «ГроссМедиа», 2008. – 150 с.