Введение
Глава 1 Международный имидж государства: теоретические аспекты
1.1 Понятие имиджа, типы, структура
1.2 Факторы формирования имиджа
Глава 2 Политика Республики Беларусь по формирования позитивного имиджа
Заключение
Список использованных источников
Введение
Если реализацию внешних функций государства рассматривать как процесс, то деятельность будет представлять определенный блок этого процесса со своими стадиями и средствами. Однако наша задача в этой работе весьма скромна: не выяснять стадии внешнеполитической деятельности с анализом преобладающих средств ее осуществления на каждой из них, а попытаться высказать несколько соображений по вопросам трактовки самой внешнеполитической деятельности государства.
Институциональный компонент механизма осуществления внешних функций государства включает деятельность субъектов, направленную на их реализацию, и используемые средства, особенности применения которых образуют формы и методы осуществления основных направлений деятельности государства на международной арене.
ВПДГ подвергалась изучению и анализу прежде всего в рамках политологии и теории международных отношений и рассматривалась совместно с такими понятиями, как «внешнеполитическая доктрина», «внешняя политика», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая стратегия».
Политологическая трактовка понятия «внешнеполитическая деятельность государства» основывается на узком понимании внешней политики государства: вся совокупность отношений государства с различными акторами на международной арене образует международные отношения, а внешнеполитические отношения – их часть, представляющая собой сугубо политические отношения между государствами и их партнерами [1, с. 64–65; 2, с. 550]. Вряд ли такое понимание можно признать верным и отражающим реальное положение дел хоты бы потому, что деятельность государства в иных сферах – тоже политика, зависящая от выделенных сугубо политических отношений, от общих внешнеполитических целей государства и т.д.
Таким образом, объект работы – международный имидж государства.
Предмет работы – механизмы и ресурсы для формирования позитивного имиджа страны.
Цель работы – проанализировать внутренние и внешние факторы, мероприятия по формирования международного имиджа страны.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- исследовать понятие имиджа;
- проанализировать процесс формирования международного имиджа страны и его продвижение во внешней политике;
- выявить проблемы и определить пути совершенствования международного имиджа страны во внешней политике.
Глава 1 Международный имидж государства: теоретические аспекты
1.1 Понятие имиджа, типы, структура
В самых общих чертах внешнеполитический имидж государства – это комплекс представлений об этом государстве, которые формируются во внешней среде.
Существует определенная классификация внешнеполитических имиджей государства. Так, принято выделять:
• приватный имидж, возникающий в процессе самостоятельного знакомства со страной;
• официальный – результат и объект государственной политики;
• объективный – впечатление от страны, существующее у большинства внутренней и внешней общественности;
• моделируемый формируется в результате деятельности команды руководителя страны и имиджмейкеров;
• первичный формируется и фокусируется в сознании в результате первичного знакомства со страной;
• вторичный формируется в результате трансформации в глазах общественности, сохраняет базовые принципы и приобретает новые черты.
Также выделяют:
• реальный имидж – восприятие государства целевой аудиторией, которое сложилось на текущий момент после комплекса рекламных и иных воздействий. В реальном имидже могут найти отражение обобщенные знания, культурные, исторические и социальные стереотипы; ценности и традиции;
• желаемый – продукт восприятия, образ, представление о себе, которое государство хотело бы сформировать у своей целевой аудитории и которое повышает эффективность достижения ключевых результатов;
• необходимый – такое восприятие государства, которое действительно повышает эффективность достижения ключевых результатов.
Как правило, государство имеет ряд объективных имиджей: социальный, экономический, гуманитарный, политический, культурный, экологический и пр. Они могут быть как положительными, гак и отрицательными. Могут меняться в зависимости от ситуации, следовательно, их можно формировать в определенных интересах. При этом базовые черты имиджа могут сохраняться, а поверхностные, отражающие новые реалии, – меняться.
Глава 2 Политика Республики Беларусь по формирования позитивного имиджа
1. Высокая и массовая культура страны и её достижения, признанные мировой общественностью. Ценность исторического опыта государства и продвижение культурно-исторического наследия за рубежом в целях повышения узнаваемости и преодоления сложившихся стереотипов. И как следствие качественная разработка туристического имиджа страны.
2. Инвестиционная и экономическая привлекательность государства, которые исходят из грамотного распределения природных, производственных и трудовых ресурсов. Узнаваемость бренда страны путём распространения национальных и региональных брендов корпораций и их продукции.
3. Образование и научно-исследовательский потенциал государства, их место, роль и признание в международных процессах.
4. Географическая расположенность государства и вытекающая из этого его геополитическое положение на мировой арене. Внешнеполитический имидж государства, с ним связанный образ политических лидеров, публичной дипломатии и имидж военного потенциала государства или его отсутствия – в зависимости от идеологической подоплёки национальной идеи.
Вышеперечисленные структурные элементы при грамотном их использовании способствуют формированию положительного международного имиджа государства.
Таким образом, международный имидж представляется важным инструментом для продвижения государства и его интересов на мировой арене ввиду того, что многие страны на сегодняшний день перестают полагаться лишь на военную силу, и перераспределяют свои ресурсы в сторону мягкого воздействия.
В результате исследования удалось прийти к выводу, что понятие имидж государства на данный момент трактуется по-разному как отечественными, так и зарубежными исследователями. Например, основоположник имиджелогии К. Боулдинг даёт своё определение имиджу: «поведенческий стереотип, основанный не на действительных фактах, а на престиже, мнениях, иллюзиях, которые люди создают о самих себе, на мифологическом представлении о прошлом, на воображаемом представлении о будущем, который способен влиять как на поступки отдельных личностей̆ или групп, так и на поведение целых наций».
Тем не менее удалось выявить ряд подходов к определению имиджа. Среди них можно отметить маркетинговый, экономический, социологический, семиотический и т.д. представленные подходы трактуют понятие имидж согласно своей теоретической концепции и не дают полного определения, которое бы отражало различные характеристики имиджа государства.
Заключение
Тем не менее, несмотря на то, что сотрудничество белорусских властей с Тимоти Беллом способствовало определенному улучшению имиджа Республики Беларусь, оно не смогло решить проблему незавершенности имиджа Беларуси за рубежом в целом. Множественность символов, инвариантность образа Беларуси [5, с. 3–7] не способствует запоминанию и продвижению бренда «Беларусь» за рубежом. В настоящее время имиджем Беларуси занимаются такие государственные структуры, как Администрация Президента Республики Беларусь (в том числе Информационно-аналитический центр, созданный при ней), МИД Беларуси, Министерство экономики, Министерство спорта и туризма, Минторг. В то же время их действия характеризуются локальностью, однонаправленностью. Отсутствует единая государственная концепция (стратегия) по формированию позитивного облика страны за рубежом, а также система управления данными процессами. В осуществлении государственной политики по формированию позитивного облика Беларуси на международной арене правительством используются как традиционные средства пропаганды и информационного воздействия, так и современные ITтехнологии: мультимедиа, web-ресурсы.
В идеологической и пропагандистской работе широко задействованы и современные технологии: так, например, МИД Беларуси имеет собственную страницу в ресурсе YouTube [16], где размещены ролики о жизни в Беларуси, направленные на иностранного потребителя. Кроме того, реализуется проект «Электронная Беларусь», который предполагает расширение интернет-покрытия Беларуси, создание электронных версий газетных изданий, электронных платформ государственных органов, продвижение белорусской культуры и белорусского языка в сети Интернет. В настоящее время в сети Интернет представлены основные официальные государственные структуры Республики Беларусь как республиканского, так и районного уровня (сайты www.president.gov. by, www.mfa.gov.by, www.kultura.by, www.economy. gov.by; областные исполнительные комитеты: http:// grodno-region.gov.by, http://www.minsk-region.gov.by и т.д.). На всех уровнях информационных ресурсов представлена информация об истории, культуре, традициях белорусов, даны сведения о возможностях туризма и отдыха, указаны основные достопримечательности региона.
Подводя итог нашему исследованию, необходимо сказать, что в настоящее время в западных странах сложился негативный образ Республики Беларусь, как бедной страны, в которой не развиты демократические институты и рыночные механизмы, права человека постоянно нарушаются, а страной правит «последний диктатор Европы» А.Г. Лукашенко [17]. В то же время за рубежом мало известно о самой Беларуси как о стране, ее культуре, традициях, истории, природных ресурсах. Одной из причин такого представления Беларуси на международной арене является непродуманная имиджевая политика самого белорусского правительства.
1. Богатова, А.А. «Мягкая сила» в формировании и продвижении образа российской федерации за рубежом // Наука и общество. – 2015. – № 1 (20). – С. 54-59.
2. Галумов, Э.А. Международный имидж современной России (политологический анализ) автореферат дис. доктора политических наук. [Место защиты: Дипломатическая академия МИД России]. Москва. – 2004. – 52 с.
3. Гарусова, Л.Н. Имиджи России и США как фактор международных отношений // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – № 3 (16). – С. 147-160.
4. Зазыкин, В.Е. Психологические основы Паблик рилейшнз. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
5. Карнышев, А.Д. Психология в политической деятельности. ИМА-пресс, М.: 2004. – 456 с.
6. Клюев, А.А. Реализация имиджевой функции СМИ в контексте внешнеполитических событий 2014 года // Проблемы развития территории. – 2015. – № 2 (76). – С. 99-110.
7. Коваленко, Л.Г. «Мягкая сила» как элемент имиджа государства и механизм взаимодействия в международных отношениях // Дневник АШПИ. – 2017. – № 33. – С. 132-137.
8. Койбаев, Б.Г. Политический имидж государства в современном глобальном информационном пространстве // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2013. – № 1. – С. 45-48.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / пер. с англ. М: Вильямс. – 2007. – 656 с.
10. Летина, Н.Н. Имидж в культурологическом дискурсе // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №2. – С. 52-57.
11. Лябухов, И.В. Формирование позитивного имиджа Российской Федерации на международной арене: возможности и потенциал МИД России // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 3 (19). – С. 14-28.
12. Мацько, В.В. Маркетинговый подход к понятию имидж // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №12. – С. 164-168.
13. Медовкина, Л.Ю. Роль СМИ в формировании имиджа государства // Журнал исторических, политологических и международных исследований. – 2015. – № 1 (55). – С. 122-129.
14. Най, Джозеф «Мягкая» сила и американо-европейские отношения // Свободная мысльХХI. – 2004. – №10. – С. 13-18.
15. Саидов, С.Ш. Государства в международных отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4. – С. 307-310.
16. Цыганков, А. «Мягкая сила» и теория международных отношений // Россия в глобальной политике. – 2013. – №6. – С. 54-61.
17. Черепанова, Д.А. Идеологический подход к формированию политического имиджа России на международном уровне // Консервативные традиции и либеральные ценности в постсоциалистической России сборник научных статей. – 2016. – №6. – С. 151-155.
18. Шарафутдинова, Э.В. Роль информационного фактора в формировании имиджа государства на международной арене Вестник СПбГУ. Серия 6. – 2011. – № 1. – С. 46-51.
19. Boulding, K. E. The Image. Knowledge in Life and Society. MI: University of Michigan Press. – 1956. – 175 p.
20. Dinnie K. Nation Branding: Concepts, Issues, Practice. Oxford: Butterworth Heinemann. – 2008. – 289 p.