Современный спорт представляет собой мощную индустрию, включающую особую систему производства спортивных рекордов. В ней задействованы наряду со спортсменами и тренерами менеджеры, спортивные врачи, психологи, научные сотрудники. Средства массовой информации постоянно «раскручивают» широкомасштабные соревнования до уровня главных событий жизни общества.
Тем не менее, не следует представлять современный спорт как единый феномен, имеющий одну цель, функции и общие закономерности развития. Современный спорт многолик и разнообразен. В систему спорта входят такие его разновидности, как массовый, детско-юношеский, школьный, студенческий спорт решающие задачи оздоровления и формирования спортивной культуры подрастающего поколения. Спорт высших достижений (олимпийский и профессиональный спорт) направлен на достижение высоких спортивных результатов и побед.
Эти разновидности объединяют общие функции: зрелищная, политическая, экономическая. Спорт высших достижений транслирует особый образец стиля жизни, путь достижения успеха, демонстрирует высокую спортивную технику, умение обыграть соперника. Для многих зрителей эта модель становится эталоном для подражания не только в спорте, но и в других сферах жизнедеятельности.
Однако спорт высших достижений породил большое количество противоречий, которые не позволяют современному спорту позитивно развиваться, зачастую дискредитируют его и формируют негативное отношение людей, особенно родителей, к спортивным занятиям. Все чаще общественное мнение оценивает современный спорт как опасную для человека сферу деятельности.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются классические и современные положения философии и социологии, а также теоретико-прикладные основы адаптивной и оздоровительной физической культуры; современные концепции физического воспитания и массового спорта; социологические и прикладные теории развития и значения спорта высших достижений.
Целью курсовой работы является анализ основных тенденций, проблем развития и перспектив спортивного движения в мире.
Для реализации поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы реализовать следующие задания:
- описать современное состояние физической культуры и спорта;
- систематизировать и раскрыть основные тенденции спортивного движения и массового оздоровительного спорта;
- проанализировать перспективы и проблематику развития мирового спортивного движения.
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феноменов физической культуры и спорта как важнейшей части составляющих общей культуры общества. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом.
Интенсивно развиваются процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни. В то же время с переходом страны на новое политическое устройство, в результате которого произошло резкое расслоение населения по уровню доходов, функционирование физической культуры значительно изменяется.
Как «встраивается» современный спорт в общество, какое место он занимает сегодня в социальных структурах и какие специалисты отрасли будут востребованы для дальнейшей эффективной интеграции спорта в культуру социума — эти вопросы должны стать предметом усиленного внимания философов и социологов. От осмысления социальных аспектов проблемы соотнесения социальной практики, спорта и образа жизни людей зависит многое в жизни общества.
Физическая культура и спорт на рубеже XXI в. — это мощные социальные феномены, способные формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. Не случайно в последние годы все чаще говорится о физической культуре как об устойчивом качестве личности. В позициях современных ученых, с одной стороны, заметны тенденции к разделению понятий физической культуры и спорта, с другой — активно ведутся поиски путей их сближения на основе реализации социальных функций, переноса высоких спортивных технологий в практику физического воспитания [1, с.32].
Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе, где элементами являются люди, объединения, общности, группы, слои. Реализуют эту связь в том числе и социальные институты — исторически сложившиеся устойчивые формы организации жизни людей. Понятие «институт» связывается с характеристикой упорядочения, формализации, стандартизации.
Процесс институализации любого явления включает в себя ряд обязательных организационных моментов:
- создается соответствующая потребность людей в развитии данного явления;
Одним из важнейших условий решения проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, является поднятие престижа занятий спортом, а также формирование сферы досуга, которая будет не только способствовать ведению здорового образа жизни, но станет доступной и привлекательной для современной молодежи, станет сферой предоставляющей широкие возможности для самореализации.
Физическая культура и массовый спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления населения. Поэтому физическая культура и массовый спорт должны стать особой заботой государства.
В последние годы в наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли массового спорта, которая, проявляется, в том числе, в повышении роли государства в поддержке его развития. Тем не менее, возможности и потенциал массового спорта не используется в полной мере. При изучении направлений развития массового спорта следует отметить существующие проблемы развития массового спорта и организации здорового досуга детей и молодежи:
- коммерциализация услуг в спортивно – досуговой сфере. Одной из главных задач в деле развития массового спорта и организации здорового досуга детей и молодежи в современном мире должно стать обеспечение территориальной и ценовой доступности учреждений спортивно – досуговой сферы;
- отсутствие законодательной базы любительского массового спорта;
- недостаточная привлекательность для детей и молодежи предлагаемых форм досуга;
- необходимость улучшения инфраструктуры городских дворов, с целью вовлечения в спортивную деятельность слоев населения с невысоким достатком;
- сокращение сети учреждений спортивно – досуговой сферы, уменьшение количества клубов и организаций, занимающихся любительскими видами спорта на безвозмездной основе;
- текучесть кадров и их недостатка в учреждениях спортивно – досуговой сферы;
- увеличение среднего возраста преподавателей спортивно – досуговой сферы;
- необходимость улучшения состояния спортивных залов и бассейнов в школьных зданиях, учреждениях дополнительного образования;
- отсутствие целенаправленной системной пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни и информирования о
С целью укрепления сотрудничества между национальными и международными организациями и учреждениями, заинтересованными в развитии спорта и физического воспитания, 27 сентября 1958 г. в Париже создан Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС). Идея создания СИЕПС возникла на заключительном пленарном заседании Международного конгресса по спорту и физическому воспитанию, который состоялся в Мельбурне во время Олимпийских игр (1956).
Устав СИЕПС, принятый первой Генеральной ассамблеей в сентябре 1960 г. в Риме, и его последущие модификации предусматривают членство правительственных и национальных руководящих органов по физической культуре и спорту, международных организаций, регламентирующих деятельность в области физической культуры и спорта; научно-исследовательских и учебных заведений и отдельных лиц (ученых, международных и национальных деятелей).
С 1982 г. организация носит название Всемирный Совет физического воспитания и спортивной науки (СИЕПСС) со штаб-квартирой в Берлине. Президент СИЕПСС - Гудрун Долл-Теппер (ФРГ). Совет стремится поддерживать сотрудничество с такими международными организациями, как ООН, ЮНЕСКО, МОК и другими учреждениями, заинтересованными в развитии спорта и физического воспитания. В ЮНЕСКО, например, СИЕПСС имеет консультативный статус «А». СИЕПСС стремится обеспечить признание научными, учебными и общественными организациями культурных ценностей, заложенных в спорте и физическом воспитании, способствует обмену литературой, научной информацией, а также и личным контактам между руководителями и специалистами спорта различных стран. Совет инициирует проведение научных исследований в области спорта и физического воспитания, устанавливает сотрудничество с деятелями искусства и науки, разрабатывающими спортивную тематику.
СИЕПСС и его комиссии проводят работу в форме международных семинаров, симпозиумов, конференций, конгрессов по различной тематике: спортивной травматологии, социологии спорта, спортивному оборудованию, стандартизации тестов и спортивных достижений. Проводятся конгрессы, посвященные проблемам научной документации и информации в области спорта, международные фестивали спортивных фильмов, семинары по истории физического воспитания и спорта, другие мероприятия.
Интеграционные процессы, происходившие во второй половине XX века, а также все возрастающее внимание к проблемам физического
После выполнения задач курсовой работы, на основании изложенного выше материала, можно сделать выводы:
1. Физическая культура, массовый спорт - универсальные средства укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни. Очевидно и другое, что спорт в любой стране не может успешно развиваться без опоры на массовое физкультурное движение как важный фактор оздоровления людей. Современные тенденции развития физической культуры и спорта свидетельствуют об усилении культурного и образовательного подходов в спортивной практике и организации физического воспитания. С учетом этого изменяются требования общества к сфере физической культуры и спорта.
2. Развитие физической культуры и спорта является одним из важнейших направлений государственной социальной политики, эффективным инструментом оздоровления нации и укрепления международного имиджа Республики Беларусь. Это подтверждают высокие достижения в спорте белорусских спортсменов, высокие результаты олимпийских и параолимпийских спортсменов, большой процент вовлеченных в массовое занятие спортом. В пользу фактора развития популяризации спортивного движения в стране говорит факт наличия спортивных сооружений мирового класса и доступность секций для занятий массовым спортом.
3. Расширение аудитории массового занятия физической культурой и спортом среди населения – задача государственного уровня. Одним из приоритетом в ее решении, является привлечение детей и молодежи не только к массовому спорту, но и здоровому образу жизни в целом. Для этого разработаны рекомендации для профильных учреждений, направленные на расширение мер психолого-педагогического воздействия на детскую и молодежную аудиторию для популяризации здорового образа жизни.
4. Современный спорт, впрочем, как и все другие виды деятельности, подчинен закономерностям постиндустриальной цивилизации (усиление профессионализации и коммерциализации, повсеместное превращение спорта в зрелище) он, тем не менее, сохраняет свое экзистенциальное измерение, выражающееся в его эстетической привлекательности и для тех, кто им занимается, и для тех, кто наблюдает за спортивным поединком на трибунах. Спорт предоставляет огромные возможности спортсменам и зрителям для создания и созерцания разнообразных эстетических ценностей и в этом отношении он не только не уступает другим сферам жизнедеятельности, но порой и превосходит их.
5. Модель взаимодействия массового спорта и спорта высоких достижений заключается не в параллельном развитии, а в вертикально