Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития учащихся с младшего школьного возраста с дисграфией
1.1 Сущность понятия «языковой анализ и синтез» в его развитие в онтогенезе
1.2 Особенности языкового анализа и синтеза у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
Глава 2 Методические аспекты коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
2.1 Основные подходы и направления коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
2.2 Практические рекомендации по развитию языкового анализа и синтеза у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.
При начале обучения детей чтению и письму, существенное значение имеет степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении, что отрицательно сказывается на образовательном процессе ученика [2; 5].
Во время организации образовательного процесса важно учитывать развитие и образование различного ряда речевых и познавательных процессов. Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Проблема развития навыка языкового анализа и синтеза актуальна еще и тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением [8, с.79].
Анализ предложения на составляющие его слова представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной, что влечёт за собой нарушения чтения и письма. Самое это недоразвитие не проходит, важно построить коррекционную работу.
Исследователи изучающие языквой анализ и синтез: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н. А. Никашина, А.Д. Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, А.Н. Гвоздев, Т.А. Ткаченко [11].
Глава 1. Теоретические аспекты развития учащихся с младшего школьного возраста с дисграфией.
1.1 Сущность понятия «языковой анализ и синтез» в его развитие в онтогенезе.
Языковой анализ и синтез – это сформированность звуко-буквенного и слогового анализа и синтез, умение осуществлять слоговой и морфологический анализ и синтез, а также на уровне
словосочетания, предложения и текста [23].
Языковой анализ и синтез относится к когнитивно-речевым умениям, не формирующимся спонтанно и требующим специальной работы по их формированию и развитию. Сложность такой работы заключается в том, что предпосылкой для успешного анализа и синтеза языковых явлений требуется как достаточно развитая речь, так и сформированные мыслительные процессы.
В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной.
Слоговой анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Слог выступает в качестве единицы чтения и письма. Н.И. Жинкин считает, что главной задачей на этом этапе является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом.
Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе [11, с.49].
Л.С. Волкова говорит о том, что в усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи [18].
2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией.
2.1 Основные подходы и направления коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией.
Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения.
Учение о нарушениях письма существует уже более 100 лет. В настоящее время в отечественной логопедии достаточно освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого нарушения; разработаны, как методологические подходы, так и подробно раскрыты направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев и др.).
Однако до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений остаются актуальными, что связано не только с большой распространенностью дисграфии среди учащихся общеобразовательных школ, но также с трудностями ее преодоления.
Одним из главных направлений логопедической работы по устранению звуковых ошибок на письме является развитие языкового анализа и синтеза.
Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез [4].
Можно выделить следующие направления работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников .
Развитие анализа и синтеза структуры текста.
У младших школьников выделение предложений из текста вызывает трудности. Это связано с тем, что у детей несформировано или недостаточно сформировано представление о предложении как о некоторой законченной мысли.
Рекомендуются следующие задания:
1. Восстановление деформированного текста.
2. Задания по совершенствованию текста.
3.Выделение предложений из сплошного текста.
4. Составление текста из отдельных предложений [26, с.71].
Развитие анализа и синтеза структуры предложения.
При работе по данному направлению с младшими школьниками наибольшее внимание необходимо уделить обучению этих детей дифференцировать предлоги и приставки и составлять предложения из слов, данных в неправильной последовательности.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения речевого недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Проблема формирования языкового анализа и синтеза слова является актуальной задачей педагогической работы с детьми младшего школьного возраста. Так как не сформированность языкового анализа и синтеза влечёт за собой дальнейшие проблемы в обучении. Изменения, происходящие в современном обществе и в образовании, привели к постановке новых требований к каждому школьнику.
Уровень языкового анализа и синтеза учащихся младших классов отстает от уровня развития детей с нормой. Им сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове и крайне сложно определить количество звуков в слове, составить слово из заданных звуков, подобрать слова с заданным количеством звуков т.к. эти навыки требует специального обучения. Для них составляет большую сложность составление слова из звуков, данных в правильной последовательности и, тем более, данных в нарушенной последовательности, т.к. эти навыки тоже требуют специального обучения. Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что языковой анализ и синтез является основой дальнейшего письма ученика.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия. АПР РСФСР., 1950.
2. Белякова, Л. И., Дьякова, Е. А. Заикание / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1998.
3. Буковцова, Н.И. Исследование роли лингвистических факторов в механизмах дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа, синтеза и представлений у умственно отсталых детей. // Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи», 1996. – 52 с.
4. Буковцева, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №2 (9). – 172 с.
5. Вершинина, Л. Н. Совместная работа психолога и логопеда в начальной школе / Л. Н. Вершинина, Е. А. Ипкаева // Начальная школа. – 2007. – № 11. – 152 с.
6. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Сфера, 2007 – 34 с.
7. Грушевская, М.С. Результаты массового изучения письма младших школьников. // Дефектология. – 1981. – № 3. – 173 с.
8. Давыдов, В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования //”Вопросы психологии”. 1963, № 4.- 56 c.
9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос. 2001.
10. Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. М., 1975.
11. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 234 с.
12. Казинская Л. Ф., Айрумян Г. С. Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – 214 с.
13. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336 с.
14. Лалаева, Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Спб.: Образование, 1997.
15. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
16. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. – 255 с.
17. Логопедия в школе : практический опыт / под ред. В. С. Кукушина. – М. : МарТ ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. – 368 с.
18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
19. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
20. Никашина Н.А. Устранение нарушений письма и чтения у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
21. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Союз, 2001. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
22. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 448 с.
23. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400с.
24.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
25.Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма // Расстройства речи у детей и подростков. – М.: Медицина, 1969.
26.Швецова, И. В. Формирование фонематического восприятия и языкового анализа у младших школьников. //Дошкольное воспитание. 2007, – № 5.
27.Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.