ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное воспитание – чрезвычайно важная ступень в развитии ребенка. От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в школе. Реагируя на изменения в обществе, меняется и система образования.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В связи с этим одной из важнейших задач психологической работы является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста как наиболее сенситивного для становления всех психических функций, в том числе и воображения, раскрытие его потенциала и создание благоприятных условий для развития всех его психических функций.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что развитию творчества детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Проблемой развития детского творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская, Б.М. Теплов и др.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творчества в разных видах деятельности: творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); исследования воображения дошкольников (О.М. Дьяченко, Г.Ю. Кириллова, Е.Е. Кравцова, Е.А. Лустина, Н.Н. Палагина, Е.Е. Сапогова и др.).
Актуальность курсовой работы заключается в том, что развитие творческого воображения, формирование творчески активной личности закладывается в детстве и определяет последующее развитие личности человека, его успешной творческой деятельности.
Цель курсовой работы: определить педагогические условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия творческого воображения в современной литературе
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 1950-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 1950-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.
Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974) [1, с. 154], существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что «Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке» [2, с. 64].
С.Л. Рубинштейн подчеркивал: «Воображение – особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» [3, с. 90].
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [4, с. 90].
Л.С. Выготский считает, что «Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [5, с. 67].
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психо-физического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое.
Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
По мнению ученых, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. Но в то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил И.В. Гете.
Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого – неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, мы пришли к следующему выводу:
1. Дошкольное воспитание – чрезвычайно важная ступень в развитии ребенка. Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 6-7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Важным условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является то, что выполняемая деятельность
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
2. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
3. Бодалев, А.А. Как становятся великими или выдающимися? / А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевич. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 287 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 2007. – 301 с.
5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544 с.
6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
7. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
8. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал, 2001. – № 5. – С. 36-41.
9. Лазарева, С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313562/. – Дата доступа: 13.05.2017.
10. Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н.П. Миронов // Начальная школа, 2004. – № 6. – С. 33-42.
11. Столяренко, А.М. Педагогика и психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2214960/. – Дата доступа: 14.05.2017.
12. Никифорова, О.И. К вопросу о воображении / О.И. Никифорова // Вопросы психологии, 2010. – №2. – С. 66-72/
13. Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества / О.И. Никифорова. – М.: МГУ, 2009. – 142 с.
14. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
15. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
16. Чеховских, М.И. Основы психологии: учеб пособие / М.И. Чеховских. – Минск: Новое знание, 2002. – 218 с.
17. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Минск: Высшая школа, 2006. – 192 с.
18. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМОПресс, 2004. – 576 с.
19. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Юрайт, 2013. – 197 c.
20. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 448 c.
21. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. – М.: КДУ, 2013. – 320 c.
22. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.
23. Рибо, Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств / Т. Рибо. – Издательство: Харвест, 2002. – 784 с.
24. Жуков, В.Г. Формирование профессионально-творческой компетентности будущих специалистов в учебно-производственном процессе колледжа: дисс. канд. пед. наук / В.Г. Жуков. – М.: Новосибирск, 2012. – 189 с.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – 846 с.
26. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
27. Вострокнутов, Е.В. Формирование творческих компетенций у будущих инженеров / Е.В. Вострокнутов // Теоретические и прикладные аспекты личностно профессионального развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 2-х ч. Часть 1. / Е.В. Вострокнутов. – Омск, 2011. – С. 56-58.
28. Пахтусова, Н.А. Формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза: дисс. канд. пед.наук / Н.А. Пахтусова. – Челябинск, 2011. – 214 с.