Введение
Глава 1. Понятие выносливости и факторы, влияющие на ее развитие
1.1 Понятие выносливости
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие выносливости
Глава 2. Методы развития комплексной выносливости
2.1 Методы развития выносливости
2.2 Физическая нагрузка как средство развития комплексной выносливости
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мы живем в то время, когда общество все больше осознает огромную важность физической активности и спорта не только как части массовой культуры, но и широко применяемой деятельности для индивидуального и социального здоровья и благополучия.
Физическая активность людей играет все более важную роль в научном интересе к образу жизни современного общества и является очень важным фактором в процессе определения уровня здорового и активного образа жизни, качества жизни и здоровья в целом.
Незаменимая роль физической активности в жизнедеятельности человека постоянно научно подтверждается. Развитие сидячего образа жизни является результатом процесса социализации, направленного на отсутствие физической активности, который развился в молодости и продолжился во взрослой жизни. Именно поэтому так важно развитие физической подготовленности и двигательных качеств человека.
Физическая подготовленность – это ценность, которая имеет существенное значение во всесторонней деятельности человека, в сохранении его здоровья и творческой активности. Независимо от особенностей и уклада жизни элементарный потенциал двигательных возможностей является необходимым условием прогресса и развития как человека, так и всего общества.
В условиях технизации, автоматизации и урбанизации современного общества физическая подготовленность играет важную роль. Речь идет не только о профессионально необходимом потенциале подготовки, например, строителей, экономистов, врачей, инженеров или военных, но и о том, что улучшение физической подготовки должно быть естественной потребностью современного человека, частью его культуры.
Глава 1. Понятие выносливости и факторы, влияющие на ее развитие
1.1 Понятие выносливости
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.
В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия [5].
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости [21].
Глава 2. Методы развития комплексной выносливости
2.1 Методы развития выносливости
Для развития выносливости подойдут все упражнения, в которых преобладает циклическая структура движений. Это ходьба, бег легкоатлетический, лыжный спорт, беговые коньки, езда на велосипеде, плаванье и гребля.
При тренировке выносливости в этих случаях важную роль приобретает регулирование нагрузок по скорости. Таким образом, развивается специальная выносливость организма, и увеличиваются функциональные возможности спортсменов [1].
Существует множество методов развития общей и специальной выносливости, которые применяют в своей деятельности серьезные спортсмены.
Рассмотрим основные:
- равномерный метод. Развивает общую выносливость. Предусматривает прохождение дистанции с равномерной скоростью в кроссах, лыжной ходьбе, плавании, гребле и т.д.;
- равномерно-ускоренный метод. Также развивает общую выносливость и тренирует умение ускоряться на финише дистанции. Заключается в тренировке по прохождению дистанции в тои или ином виде спорта с равномерной скоростью, но на финише обязательно тренируется ускорение;
- смешанный метод. Вырабатывает у спортсмена навыки по правильному чередованию активной работы мышц и активный отдых. Для этой тренировки чередуют, например, бег на сниженных скоростях с быстрой ходьбой;
- метод «фартлек» предполагает развитие общей выносливости в сочетании с активным отдыхом организма. Для этого производится непрерывное чередование различной тренировочной работы на природе. Это бег с разной интенсивностью, быстрая или спортивная ходьба, специальные упражнения;
Заключение
Выносливость относится к двигательным способностям человека.
Двигательные способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.
На развитие двигательных способностей оказывают влияние три режима двигательной активности. Двигательные способности развиваются на протяжении трех этапов. Для них характерна неравномерность и гетерохронность. А также физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков.
Развитие двигательных способностей характеризуется тремя принципами. Это принцип регулярности педагогических воздействий, принцип наглядности и принцип постепенности и предельности нагрузок
Развитие выносливости людей определяется условиями их жизни и деятельности.
Обучение и деятельность — решающие факторы развития выносливости. Двигательные способности, как все другие свойства личности, проявляются в деятельности. Процесс их развития может идти стихийно в силу того, что условия деятельности требуют проявления определенных двигательных способностей. Но лучше, если они развиваются в организованном процессе обучения.
В процессе обучения создаются условия, наиболее благоприятные для целенаправленного формирования выносливости.
Одним из решающих факторов в формировании выносливости к определенной деятельности является методика обучения.
1. Алиев М. Н., Гаджимурадова Р. Т. Воспитание общей выносливости// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – № 9 / том 53.- 2010. – С. 90-94
2. Ашмарин Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие – М.: Академия,2005. – 287с.
3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С. – Барчуков М.: КноРус, 2011. – 368с.
4. Бердинков, Г.И. Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004. – 240с.
5. Быков В.С. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. - М.: Академия,2008. – 174с.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
8. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость: Учеб. – метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1–10 с.
9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2009. – 200 с.
10. Карасев, А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. – М.: Лептос, 2004. – 368 с.
11. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – гл. 8. –С. 106-122
12. Матвеев, А.П., Мельников, С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб.пособ. – М.: Просвещение,2001. –191с.
13. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – М.: Астрель–АСТ, 2003. –863 с.
14. Оуэн, Сара Рецепты усиления выносливости / Сара Оуэн. – М.: Амфора, Амфора, 2012. – 219 c.
15. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. –М.: Физкультура и спорт, 2004. – С.55-74
16. Прус, Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. – Чита: Издательство М. ученый, 2014. – С. 140-142.
17. Развитие общей выносливости как средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / сост.: В. А. Ильков, М. Г. Демиденко, Т. Ф. Торба. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. – 21 с.
18. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта: моногр. / В.Н. Селуянов. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 646 c.
19. Сеченов, И.М. Записки русского профессора от медицины// И.М. Сеченов. – Москва: АСТ, 2014. – 275 с.
20. Скрынник, О.В. Теоретические основы физического воспитания. - Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009. – 73с.
21. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. Б.М. Шияна – М.: Просвещение,2005. – 245с.
22. Тупиев, И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов / И.Д. Тупиев, C.B. Латухов, А.Г. Дороднов // Теория и практика физ. культуры. 2011. – № 2. – С. 76 – 79.
23. Тупоногова, О. В. Тренировка выносливости у юных бегунов на средние дистанции: обзор соврем, тенденций / О.В. Тупоногова // Вестн. спортив. науки. – 2012. – № 1. С. 28 – 33.
24. Фарфель, B.C. – Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 208с.
25. Физическая культура: Учеб.пособ. / Под ред. Б.И. Загорского, И.П. Залетаева, Ю.П. Пузырь. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2001. – 383с.
26. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности// Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007. –168 с.
27. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
28. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –480 с.