ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОЛЯ (ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА)
1.1 Проблема значения
1.2 Подходы к изучению значения слова
1.2.1 Дистрибутивный подход
1.2.2 Компонентный подход
1.2.3 Контекстуальный подход
1.2.4 Психолингвистический подход
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В нашей курсовой работе мы рассматриваем проблему лексико-семантической структуры ассоциативного поля «Человек» в английском языке.
Актуальность работы определяется интересом к изучению семантической структуры ассоциативных полей и их особенностей, проявляемым в равной степени как отечественными, так и зарубежными исследователями, а также широкой читательской аудиторией, а также вследствие дальнейших исследований особенностей ассоциативных полей, связанная с возрастающей популярностью данной темы.
Целью работы является исследование лексико-семантической структуры ассоциативного поля "Человек" в английском языке.
Указанная цель нашего исследования предполагает решение следующих задач:
- определить проблему значения слова;
- рассмотреть проблему значения слова;
- выявить подходы к изучению значения слова;
- проанализировать ассоциативную структуру поля «Человек»;
- провести сравнение ассоциативной структуры полей, их сходств и различий.
Объектом исследования являются ассоциативные поля.
Предметом исследования настоящей работы является лексико-семантическая структура ассоциативного поля "Человек" в английском языке.
Методы исследования: системный подход, анализ и синтез материала, теоретический метод – изучение лингвистической и публицистической литературы, эмпирический метод – анализ англоязычных
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОЛЯ (ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА)
1.1 Проблема значения
Исследование значения слова всегда находилось и находится в центре внимания лингвистов, при этом за весь период существования лингвистических наук не был выработан единый подход к определению и описанию этого явления, а предложенные концепции во многом отличались и отличаются друг от друга.
Итак, на сегодняшний день в лингвистике не существует ни одного универсального определения значения слова, что свидетельствует о сложности и многозначности данного явления, с одной стороны, и различиями во взглядах исследователей, представляющих разные лингвистические направления, с другой. Тем не менее, всеми учеными признается тот факт, что значение слова не однородно по своему составу и является многоуровневым. Признаются как бесспорные, по крайней мере, два уровня - соответственно, референциальный и функциональный. В основе первого лежит представление о языковом знаке как номинативном единстве языкового выражения и внеязыковой сущности, второй изучает функционирование языковых единиц в речи.
При референциальном подходе в языковом знаке выделяют следующие составляющие – значение и смысл. Впервые данное разграничение сформулировано в работах Г. Фреге, где под значением понимается предмет, обозначаемый «знаком», и смысл, заключенный в информации, характеризующий данный предмет. Данное противопоставление нашло свое отражение в известном семантическом треугольнике Огдена-Ричардса, позволяющем представить языковой знак как трехкомпонентную структуру, состоящую из звуковой формы знака, понятия, выражаемого этим звуковым
1. Апресян, Ю.Д.Лексическая семантика: Синонимические средства языка // Ю.Д. Апресян. – М., 1995. – 195 с.
2. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вержбицкая. – М., 1996. – 180 с.
3. Дашинимаева, П.П. Теория значения как значимости: «осветим чертог теней» / П.П. Дашинимаева // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – № 4 (Филология). – С. 21-28.
4. Залевская, A.A. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека / А.А. Залевская// Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1981. – С. 31.
5. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 43 с.
6. Кубрякова, Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е.С. Кубрякова / Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – №1. – С. 8-9.
7. Кубрякова, Е.С. Слово в дискурсе (новые подходы к его анализу) //Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования / Под ред. Л.А. Манерко. – Рязань: Ряз. гос. пед.ин-т им. С.А. Есенина, 2002. – 236 с. – С. 8.
8. Леонтьев, А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова Психолингвистические исследования. / Отв. ред. д.ф.н. А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во «Наука», 1971. – С. 11.
9. Попова И.Г., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика / И.Г. Попова. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 199 с.
10. Стернин, И.А. Проблемы анализа структуры значения слова / И.А. Стернин. – Воронеж, Издательство Воронежского университета, 1979. – 122 с.
11. Стернин, И.А., Рудакова А.В. Психолингвистическое значение слова как тип значения / И.А. Стернин // Обыденное мстаязыковос сознание: онтологические и гносеологические аспекты. – Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2012. – 450 с.