ВВЕДЕНИЕ
Завершившаяся Олимпиада в Рио-де-Жанейро поставила множество вопросов перед теорией и практикой легкой атлетики. Столько было возложено надежд и чаяний на наших легкоатлетов, которые не оправдались. Где были допущены основные ошибки? Почему уверенно выступая на мировых первенствах, не смогли достичь аналогичных результатов на главном старте четырехлетия? Речь идет и о бегуньях Марине Арзамасовой, Светлане Куделич и Ольге Мазуренок, уверенно выступавшие в сезоне, и о метателях и толкателях, многие из которых зачастую останавливаются буквально в одном-двух шагах от пьедестала. С прыгунами в длину дело обстоит куда плачевнее. В состав наше сборной вошли Ольга Сударева, которая за весь предолимпийский год даже не показала результата, необходимого и достаточного для квалификации, в результате только 25-е место, и Константин Бочаревский, имевший все шансы внести свой вклад в общекомандный зачет, но так и не «допрыгнувший» до финала. Для Ольги это уже была третья Олимпиада. Создается ощущение, при всем уважении, что в прыжках в длину она случайный спортсмен. Отсюда возникает мнение, что проблема высоких спортивных достижений на главных стартах четырехлетия кроется в отборе юных спортсменов на этапе начальной специализации. А это ставит новый вопрос без ответа: что же нужно сделать и как делать правильно, чтобы именно пригодный для занятий прыжками в длину мальчик или девочка были зачислены в группу начальной подготовки как перспективные?
Проблема спортивного отбора – одна из центральных в теории и методике спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Ее актуальность не только не снижается,
а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте, как считают ведущие специалисты, пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям.
Проблеме отбора уделяется большое внимание. К ней в разное время обращались такие исследователи спорта, как В. К. Бальсевич (1970), М. С. Бриль (1968, 1980), Н. Ж. Булгакова (1978), С. С. Грошенков (1975), А. А. Гужаловский (1979), В. М. Зациорский (1973), Р. Е. Мотылянская (1979), М. Я. Набат- никова (1982), В. Н. Платонов (1987), Ю. И. Портных (1994, 1997), А. Ц. Пуни (1985), А. В. Родионов (1973), Г. И. Семенова (1986, 1999), П. С. Сирис, П. М. Гайдарска (1983), В. П. Филин (1965, 1974, 1983, 1987) и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ЛЕГКОАТЛЕТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Основные понятия и проблемы подготовки спортивного резерва
Непросто в юном спортсмене распознать будущего чемпиона. Поэтому роль тренера очень важна, он выявляет спортивные способности, в последующем превращая их в талант. Спортивные способности - это предпосылки спортивных успехов и возможность их прогрессивного развития. К числу важнейших предпосылок относятся биологические факторы, генетические задатки, особенности телосложения, тип нервной деятельности, уровень аэробных возможностей, соотношение быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, темпы биологического созревания. Именно для выявления у будущих спортсменов спортивных способностей необходима система спортивного отбора.
Проблема отбора «спортивных детей», способных добиться высоких спортивных результатов превратилась в самостоятельное научное направление, имеющее свою теорию, методологию, средства, элементы регламентации, контроля и коррекции. Объективно можно говорить о положительных результатах такой работы. И имена героев Олимпиады в Лондоне и Рио-де-Жанейро (Усейн Болт, Майкл Фелпс, Елена Исимбаева), а также других выдающихся атлетов, видимо, могут служить тому подтверждением.
Анализ проблемы показывает, что в мире успешно работают теоретико-методические положения решения проблемы отбора, выдвинутые профессором В. Н. Платоновым. На страницах учебника тренера высшей квалификации «Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте» в главе 30 «Отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки» [20, с. 524–558.] автор раскрывает экспериментально обоснованные содержание и формы пятиэтапного отбора в системе многолетнего совершенствования. В результате направленной реализации, на системной основе, каждого из этапов даётся ответ на вопрос о том, способен ли занимающийся решать поставленные перед ним задачи спортивной подготовки. Среди многих представленных элементов пятиэтапной системы отбора В. Н. Платонов выделил как ключевые: спортивный отбор, спортивную ориентацию и комплектование команд. Спортивный отбор автор рассматривает как процесс поиска наиболее
Учет данных о состоянии здоровья и функциональном состоянии различных органов и систем организма детей позволяет своевременно выявить наличие отклонений, которые (без врачебного вмешательства) могут усугубиться при больших физических нагрузках в ходе тренировки. На первом этапе определения спортивной пригодности проводится медицинская экспертиза состояния здоровья детей. Существует ряд заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для отказа в приеме в ДЮСШ. К числу абсолютных противопоказаний следует отнести врожденные и приобретенные пороки сердца, гипертоническую болезнь, многие формы ЛОР-патологии и другие заболевания [3].
К медико-биологическим критериям отбора относят: состояние здоровья, биологический возраст, морфофункциональные признаки, состояние функциональных и сенсорных систем организма, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.
Оценку биологической зрелости следует проводить комплексно, т. е. с учетом многих признаков, характеризующих биологический возраст юных спортсменов. Биологический возраст более тесно, чем паспортный, связан с морфологическими и функциональными показателями. Появление признаков полового созревания (волосы на лобке, в подмышечной впадине, увеличение молочных желез) в более молодом возрасте свидетельствует о более высоких темпах биологического созревания. Поэтому акцент при спортивном отборе на детях-акселератах не всегда целесообразен. Нередко подростки с замедленными темпами индивидуального развития потенциально более способны, но их одаренность проявится позднее, зона их наилучшего роста (сенситивный период) наступит позже.
Для диагностики биологического возраста у детей и подростков чаще всего используют такие показатели, как развитие зубов, первичные и вторичные половые признаки, сроки оссификации костей, строение капилляров ногтевого ложа, величина экскреции 17-КС и др.
Физиологические показатели для спортивной ориентации и отбора в прыжках в длину разработаны еще не в полной мере. Можно отметить
3.1 Характеристики техники прыжка в длину с разбега
В прыжке в длину спортсмен должен преодолеть максимальное горизонтальное расстояние в фазе полета. Прыжок в длину относится к движениям со смешанной циклически-ациклической структурой. Эффективность современной техники прыжка обусловливается возможностью спортсмена развить высокую скорость на последних метрах разбега, сохраняя способность к отталкиванию, обеспечить высокую скорость вылета в отталкивании, технично выполнить приземление.
В образовательных учреждениях занимающиеся изучают технику прыжка в длину способом «согнув ноги», однако могут использоваться и другие способы – «ножницы» и «прогнувшись», которые эффективнее, но их освоение требует достаточно высокого уровня развития скоростно-силовых и координационных качеств спортсмена.
В прыжках в длину выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет, приземление.
При разбеге реализуются следующие задачи [22, с. 4–14]:
– набирается оптимальная горизонтальная скорость;
– обеспечивается положение туловища для эффективного выполнения отталкивания.
Обычно длина разбега составляет 20–24 беговых шагов. Для новичков она составляет около 15 шагов.
Начало разбега может быть с места, с подхода или с подбега.
Разбег важно выполнять стабильно, без заступа. При разбеге с подхода или с подбега необходимо попасть нужной ногой на контрольную отметку. При четном количестве шагов на отметке должна быть толчковая нога, при нечетном – маховая;
В первой части разбега туловище наклонено вперед под углом 60–70°. Спортсмен набирает скорость, выполняя движения с хорошим выносом бедра, энергичной работой рук, постановкой стопы с «захватом» дорожки; акцентируя отталкивание каждом шаге. В средней части разбега амплитуда движений увеличивается, туловище выпрямляется до угла 80°, взгляд направлен вперед. Нога ставится на дорожку с передней части стопы, сверху вниз к себе по
В результате проведенного в курсовой работе «Методика отбора прыгунов в длину на этапе начальной специализации» анализа научных и методических литературных данных были решены поставленные ранее задачи. Таким образом, можно подвести следующие итоги:
1. Проблема отбора «спортивных детей», способных добиться высоких спортивных результатов является самостоятельным научным направлением со своей теорией, методологией, средствами, элементами регламентации, контроля и коррекции.
Спортивный отбор – это длительный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечивается комплексная методика оценки его личности. Она предполагает использование различных методов исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или группе видов спорта:
– педагогических;
– медико-биологических;
– психологических;
– социологических и др.
Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены лишь в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденного и приобретенного, биологического и социального.
2. Для занятий спортом чаще предпочтение отдается детям, которые к моменту отбора обладают, по мнению специалистов, производящих отбор, необходимым набором качеств и свойств, требующихся в том виде спорта, которым в дальнейшем будет заниматься ребенок; затем полученные данные объединяют, сводят в таблицы и в дальнейшем классифицируют
Огромное значение при спортивном отборе детей на этапе начальной специализации в легкой атлетике имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому во время отбора юных прыгунов необходимо предусмотреть обязательный
1. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. – Киев : Здоровье, 1987. – 224 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. – М.: ФиС, 1983. – 204 с.
4. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – С. 460–462.
5. Гужаловский, А. А. Проблемы теории спортивного отбора / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 8. – 24–25 с.
6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
7. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В. Б. Зеличенко, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. – М.: Терра-спорт, 2000. – 240 с.
8. Зимкина, Н. В. Физиология человека / Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 496 с.
9. Зотова, Ф. Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф. Р. Зотова, И. Ш. Мутаева, В. В. Павлов. – Набережные Челны: Кам ГИФК, 2002. – 141 с.
10. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М.: Просвещение, 1983. – 220 с.
11. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 110 с
12. Лях, В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методика развития / В. И. Лях // Физкультура в школе. – 1973. – № 3. – С. 2–7.
13. Лях, В. И. Силовые способности школьников // Физкультура в школе. 1997. № 1. С. 6–13.
14. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – М.: АСТ, 1998. 210 с.
15. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. – М.: СпортАкадемПресс, 2011. – 543 с.
16. Мелихова, Т. М. Критерии отбора детей 9–12 лет для занятий конькобежным спортом: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Мелихова. – Л., 1986. – 20 с.
17. Мякинченко, Е. Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е. Б. Мякиченко, В. Н. Селуянов. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 360 с.
18. Никитушкин, В. Г. Современная подготовка юных спортсменов: метод. пособие / В. Г. Никитушкин. – М., 2009. – 112 с.
19. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М. Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
20. Платонов В. Н. Отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки / В. Н. Платонов // Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 2004. – С. 524–558.
21. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 287 с.
22. Прыжки в длину с разбега: пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2010. – 34 с.
23. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. – М.: Сов. спорт, 2013. – 1048 с.: ил.
24. Семенова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: [учеб. пособие] / Г. И. Семенова ; [науч. ред. И. В. Еркомайшвили]; М-во образования и науки Российской Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 104 с.
25. Филин, В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – С. 185–207.
26. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 240 с.
27. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. –480 с.
28. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. – М.: ФиС, 1984. – 246 с.
29. Шинкарук, О. Современный взгляд на систему отбора спортсменов в олимпийском спорте / О. Шинкарук // Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех: ХII Междунар. науч. конгр. – М.: Физическая культура, 2008. – Т. 1 – С. 171–172.