Введение
В своём основополагающем педагогическом труде «Великая дидактика» (1633-1638) Ян Амос Коменский писал: «Человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». В начале жизни человеку не даны никакие умения и навыки. И первое, чему он начинает учиться, -двигательные действия.
Весь процесс познания нового о себе, об окружающем мире осуществляется через движения, посредством движения, в движениях. Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности человека. В сфере физического воспитания изучение двигательных действий осуществляется через физические упражнения и является основой обучения, поскольку сама двигательная деятельность предстаёт и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.
Теория обучения двигательным действиям изучает, объясняет свой объект - обучение двигательным действиям. Методологическими основами теории обучения двигательным действиям, по мнению М.М. Богена, могут служить: теория построения движений Н.А. Бернштейна, системно-структурный подход к оценке спортивной техники как системы движений Д.Д. Донского, концепция И.П. Ратова «Искусственно управляющая среда», методика формирования движений с заданным результатом СП. Евсеева.
Основным положением методики формирования двигательных действий на современном этапе является ориентация педагога и занимающегося с начала освоения действия исключить из этого процесса максимально возможное проявление ошибок и переучивания. В педагогике данное положение основывается на концепции поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий П.Я. Гальперина и его сотрудников. Вместе с тем, до настоящего времени среди большинства специалистов педагогики, физиологии, биомеханики, теории и методики физического воспитания существовала точка зрения, что в силу особенностей развития физических качеств и физиологических механизмов управления движениями человека, в принципе невозможно в процессе формирования двигательных действий осуществить овладение ими без проб и ошибок, без переучивания. Обосновывается данная концепция тем, что результат движений человека является следствием достаточно сложного взаимодействия сил - активных, реактивных, инерционных и других. Активное мышечное сокращение является одной из группы данных сил и должно так приспособляться к изменчивости других сил, чтобы получился необходимый результат. Но для того, чтобы избрать правильное сочетание активного мышечного импульса и других механических сил, совместно обеспечивающих движение, выработать обратную связь, провести перекодировку сигналов и внести необходимые коррекции, которые находятся в сфере подсознания человека, необходимы многочисленные
1 Общие учебно-методические основы обучения двигательному действия
1.1 Состав и структура системы движения
Закономерности объединения движений в систему изучаются как ее структура. От того, как объединено множество движений в единое целое, зависит самое существенное — насколько совершенно данное двигательное действие (акт).
Произвольные движения человека — целесообразные движения, соответствующие осознаваемой цели благодаря управлению. Направленность на достижение цели и отличает движения живых организмов от неуправляемого движения неживых объектов. В системе движений управление тесно связано с ее структурой. Изучение структуры движений человека и управления ими позволяет понять, как используются законы движений (механические и биологические) в двигательной деятельности человека для достижения цели.
Система как единое целое закономерно объединяет в определенном порядке разнородные составные части (элементы), которые взаимодействуют друг с другом.
Слово «система» по-гречески означает «целое, составленное из взаимодействующих частей». Весь окружающий нас мир представляет собою огромное множество систем.
Двигательный аппарат человека включает более 200 костей (в соединениях которых свыше 100 степеней свободы движений), более шестисот мышц — это пример вещественной системы.
В теле функционируют многие системы органов, объединенные в единую систему — организм.
Процессы, происходящие в системах органов, также объединяются в системы. Биомеханику более всего интересуют системы движений, а также системы процессов управления. Это примеры другого вида систем — систем процессов [1, с. 12].
Системы органов движения и самих движений обладают различными свойствами (например, упругость, вязкость мышц; целостность и расчлененность движений). Эти свойства не единичны, не обособлены, они взаимосвязаны, зависимы друг от друга — это системы свойств.
Наконец, и в движениях, и в управлении ими выявляются связанные друг с другом отношения: соподчинение (субординация), самоуправление (автономия) и др. Эти отношения также связаны в единое целое — систему отношений.
Таким образом, в двигательной деятельности человека представлены все виды систем (вещественные, процессов, свойств и отношений).
2 Структура процесса обучения двигательным действиям
2.1 Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям
Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
- постоянная концентрация внимания в процессе действия;
- относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов;
- расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.
Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможности, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Отличительные признаки двигательного навыка:
- повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;
- выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующим варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам;
- выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.
При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков, с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.
Этапность процесса обучения двигательным действиям:
- этап начального разучивания;
- этап углубленного разучивания;
- этап результирующей отработки действия.
Рационально сформированный двигательный навык характеризуется, таким образом, оптимальным соотношением функций сознания и автоматизмов в управлении движениями, при котором действие в целом
3 Организация процесса обучения, путем поэтапного формирования двигательного действия
В соответствии с теорией поэтапного формирования действия, при обучении любого действия различают две части: ориентировочную и исполнительную. Ориентировочная часть, или «ориентировочная основа действия» (ООД) включает в себя систему условий, факторов, основных опорных точек (ООТ).
Основные опорные точки (ООТ) - это элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий. Основную задачу формирования действия составляет формирование его ориентировочной части, исполнительная же часть является менее важной [15, с.67].
Теория поэтапного формирования действий применительно к обучению физическими упражнениями «помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на постановку движений, т. е. формирование исполнительной части …. А на руководство формирования ориентировочной основой действий, которая определяет исполнение» [15, с.68].
Для того, чтобы формируемое действие было сознательным и произвольным, процесс его усвоения должен включать ряд этапов:
- этап формирования схемы ООД;
- этап формирования действия в материальной форме;
- этап усвоения действия в форме внешней (громкой) речи;
- этап формирования действия в форме внешней речи про себя(беззвучно);
- Этап формирования действия в форме внутренней речи.
На первом этапе ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления.
На втором этапе понятия, которые следует усвоить, должны быть предъявлены обучаемому не в словесной, абстрактной форме, а как вещи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства. В материальной форме, развернуто, с осознаванием всех входящих в действие операций осуществляются ориентировочная и исполнительная части. Материальная форма с самого начала сочетается с громким проговариванием смысла выполняемых операций.
На третьем этапе все понятия, усвоенные, усвоенные в материальной форме, оформляются словесно, терминологически. Речь обучаемого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характеризуют изучаемое действие и были осознаны в материальной форме на предыдущем этапе. Здесь речь не только описывает действие, но и содержит его.
На четвертом этапе действие выполняется в форме внешней речи. Но беззвучно, про себя. По остальным характеристикам действие не отличается
Заключение
В результате исследования реализована поставленная цель курсовой работы, задачи достигнуты и можно сделать следующие выводы:
1. У каждой подсистемы имеется своя структура, входящая в общую структуру системы. В этом смысле структура движений многоступенчатая. У общей структуры, как и структур подсистем, есть немало сторон, характеризующих кинематические, динамические и другие особенности системы. В этом смысле общая структура движений многосторонняя; существует ряд сторон структуры, или, как говорят, ряд видов структур, отражающих стороны общей структуры.
2. Суть принципа, сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура. Таким образом, можно сделать вывод, что в зависимости от сложности техники двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения, обусловлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также физической подготовленностью обучающегося.
3. Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению другими. При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных навыков используется при разработке системы подводящих упражнений. Они, как правило, представляют собой относительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого действия.
4. В зависимости от сложности техники, двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики: этап начального разучивания; этап углубленного разучивания; этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
5. Структуру обучения нельзя рассматривать как нечто неизменное. Подобное деление на этапы может изменяться в зависимости от конкретных задач обучения. Может уменьшаться и количество этапов, если педагогически нецелесообразно доводить двигательное действие до стандартно закрепленных форм исполнения. В некоторых случаях
1 Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В Евстафьев. - Л.: ВДКИФК, 2005. - 132 с.
2 Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с.
3 Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. - М.: ФиС, 1958. - 262 с Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник /Ашмарин. -М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
4 Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2005. – 261с.
5 Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 45 с.
6 Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др. - М.: Просвещение, 1976. - 360 с.
7 Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие./ Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с.
8 Еркомайшвили И.В. основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили; Уральский гос. технический ун-т-УПИ. - Екатеринбург, 2004. - 192 с.
9 Каганов В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фурманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274с.
10 Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения / С.В. Дмитриев; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2005. - 300 с.
11 Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: ФиС, 2016. – 324с.
12 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2016. – 321с.
13 Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990. - 314с.
14 Короткова Е.А. Обучение двигательным действиям в условиях организации продуктивных взаимодействий (ученик-ученик) / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. -№ 4. -С. 19-23.
15 Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / Б.Р. Голощапов. - М., 2001. – 293с.
16 Кошман М.Г. Методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура»/ М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2014. - № 2 (35). - С. 115-120.
17 Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий /П.Я. Гальперин. - 1978. - № 2. - С. 26- 38.
18 Юспа М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 2005. – 527с.
19 Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьянеко. - М.: Советский спорт, 2013. - С. 224.
20 Масюкова Н.А. Проектирование в образовании / Под ред. проф. Б.В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 2009. - 288 с.
21 Михаленя В.М. Физическое воспитание студентов / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн., 2008. – 267с.
22 Разумов А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173с.
23 Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций / В. Родионов // Школьный психолог. - 2017. - № 2. – С.17-24
24 Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов,B.C. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
25 Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2016. - 464 с.