ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о гражданском воспитании граждан Республики Беларусь.
Социологические опросы показывают, что духовные потребности современных детей весьма занижены, произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, которые проявились в перспективных жизненных планах детей и подростков, в переосмыслении ими представлений о своем месте в социуме. Новейший образ жизни создает психологию, при которой такие ценности, как добро, порядочность, патриотизм, детьми просто не воспринимаются всерьез.
В современном мире в обществе всё больше сторонников приобретают представления о том, что именно образование может стать ключом к решению большинства глобальных проблем современного мира. Всё чаще образование признаётся «самой стратегически ориентированной сферой человеческой деятельности» [15], а совершенствование и модернизация национальных систем образования – ведущей стратегией безопасного устойчивого развития любого государства. Эти обстоятельства обусловливают особую роль и задачи миротворческого образования и воспитания.
Формирование гражданской культуры человека сегодня рассматривается как одно из главных условий построения правового демократического государства, как фактор устойчивого развития общества и повышения социальной стабильности.
Гражданственность интегрирует в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность,
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Сущность понятия “гражданское воспитание” и “национальные ценности”
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования и воспитания. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
Важной частью в системе воспитательной работы является воспитание гражданственности и патриотизма.
Гражданское воспитание - очень широкое понятие. С одной стороны - это самостоятельное направление системы воспитания, с другой – общая направленность всей системы, других направлений воспитания человека.
Б.Т. Лихачёв относит гражданское воспитание к числу важнейших самостоятельных направлений сегодняшнего дня, в основе которого лежит «национальная идея», которая сама вырабатывается естественным путём именно в гражданском воспитании [12, с. 60].
Г.Н. Филонов рассматривает гражданское воспитание как сложный поликультурный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности и потому все
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Принципы организации гражданского воспитания подростков
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданское воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет, что основным условием эффективной работы по гражданскому воспитанию учащихся в учреждении образования является профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для эффективного решения проблем гражданского воспитания требуется создание целостной системы по формированию гражданских ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи: изучение истории своего края; воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям; создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина [3, с. 33].
Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная система общего среднего образованияя в Республике Беларусь школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований гражданского воспитания учащихся.
По итогам проведенной теоретической исследовательской работы можно сделать следующие выводы.
Важной частью в системе воспитательной работы подростков является воспитание гражданственности. Гражданское воспитание – очень широкое понятие. С одной стороны – это самостоятельное направление системы воспитания, с другой – общая направленность всей системы, других направлений воспитания человека. Для достижения цели гражданского воспитания, необходимо, чтобы все направления были взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, принципами, формами и методами. Важное место в воспитании гражданственности занимает внеклассная работа.
Одно из главенствующих мест в процессе гражданского воспитания принадлежит учреждениям образования Республики Беларусь. Именно они способны обеспечить качественное воспитание учащихся на культурных традициях и обычаях белорусского народа, национальных ценностях многих поколений.
Воспитательная работа по гражданскому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Подростки должны овладеть знаниями символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы.
1. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
3. Буткевич, В.В. Мое Отечество : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 224 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
5. Ворожищева, Е.В. Сущность гражданского воспитания в отечественной педагогике / Е.В. Ворожищева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 3. – С. 49-53.
6. Вульфов, Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания / Б.З. Вульфов // Воспитание гражданина в советской школе / под ред. Г.Н. Филонова. – М. : Логос, 1990. – С. 29-35.
7. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы / А.С. Гаязов. – Челябинск : Факел, 1995. – 238 с.
8. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы : кн. для учителя / Ф.Б. Горелик. – М. : Просвещение, 1986. – 208 с.
9. Жихаревич, М.Е. Проблемы теории гражданского образования / М.Е. Жихаревич // Философия образования. – № 7. – 2003. – С. 28–32.
10. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
11. Ивашкина, Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения / Н.А. Ивашкина // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (6 апреля 2006 г.). – М. : МПГУ, 2006. – С. 162-165.
12. Лихачёв, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. – 2007. – №9. – С. 60-65.
13. Логинова, Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования / Н.В. Логинова // ЧиО. – 2009. – №1. – С. 53-57.
14. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. – Мінск : Ураджай, 2000. – 111 с.
15. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. – Дата доступа: 12.03.2016.
16. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
17. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
18. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
19. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 288 с.
20. Филонов, Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г.И. Филонов // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 38–44.
21. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.
22. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
23. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе : словарь / под ред. А. Г. Козловой. – СПб. : Речь, 2007. – 331 с.