Актуальность темы исследования. Проблемы воспитания, обучения приобретают особую остроту в переломные моменты развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к личности со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, миграции населения, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети и подростки.
Нетерпимое отношение к представителям других культур через средства массовой информации, социальное окружение детей и подростков все чаще проникает и в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в подростковой среде. Формирование толерантности у детей – одна из важнейших задач современного общества, поскольку в условиях развития процессов глобализации, представители разных культур географически и физически становятся ближе друг к другу.
Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев). Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным – он требует создания благоприятных педагогических условий. Речь идет о воспитании в ребенке толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Проблема толерантности находит свое отражение в работах отечественных психологов: А.Г. Асмолова, Ю.А. Ищенко, В.М. Золотухина, В.П. Степанова, Г.У. Солдатовой и других.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Понятие «толерантность» в современной литературе
Термин «толерантность» происходит от латинского «tolerare» и означает переносить, выдерживать, терпеть. Этот термин в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется различным психологическим содержанием. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Термин «интолерантность» противопоставляется «толерантности» и основывается на убеждении в более высоком положении своего окружениям, системы взглядов, образа жизни.
Наиболее распространенным является определение толерантности как способности и умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам [3, с. 166].
По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе» [24, с. 10].
Толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.
Исследователь Н.А. Асташова рассматривает толерантность в разных аспектах. Толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение индивида как к
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ КУЛЬТУР
2.1 Изучение толерантного отношения старшеклассников к представителям других культур
Цель эмпирического исследования: выявить особенности толерантного отношения старшеклассников к представителям других культур.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение констатирующего эксперимента (тестирование);
3) подбор методов и форм формирования толерантного отношения старшеклассников к представителям других культур.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа №2 г. Минска». В исследовании приняли участие 60 учащихся 10-ых классов (30 юношей и 30 девушек) в возрасте 16-17 лет.
Методы исследования: тестирование, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Назначение: выявление толерантных и интолерантных установок личности. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Обработка результатов. По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше
1. В ходе теоретического анализа установлено, что понятие толерантности можно рассматривать как установку, как личностное свойство, как отношение, а также в контексте ценностного отношения к людям вообще или по отношению к представителям других культур. Толерантность как отношение – это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов. Толерантность рассматривается как ценность, которая принимается субъектом и мотивирует взаимодействие с окружающим миром и самим собой.
2. Формирование толерантности у учащихся старших классов возможно только в условиях толерантной образовательной среды, соответствующем семейном воспитании, в условиях психологического сопровождения, совместной работы педагогов, психологов, родителей. Требуется создание педагогических условий и средств реализации специально разработанных программ, которые могут осуществляться во внеурочной деятельности, в детских общественных объединениях. Важно в старших классах формирование толерантные установки, снижать этнические стереотипы, развивать эмпатические способности.
3. В результате исследования особенностей толерантного отношения старшеклассников к представителям других культур у старшеклассников, было выявлено:
– в среднем у юношей наиболее выражены интолерантные установки личности, чем у девушек.
– девушки в больше степени проявляют понимание индивидуальности другого человека; они менее категоричны в оценках других людей; они умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров; умеют прощать другим ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности. Также девушки
1. Арабина, Л.Л. Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Л. Арабина. – Пенза, 2007. – 20 с.
2. Артюхова, Т. Ю. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности подростков и юношей /
Т.Ю. Артюхова, О.А. Шулакова // Психология обучения. –2008. – № 6. – С. 4–13.
3. Арцыбашев, И.Г. О некоторых аспектах проблемы определения толерантности / И.Г. Арцыбашев // Известия Уральского гос. университета. –2007. – № 54. – С. 165–170.
4. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Вектолерантности. – 2003. – № 1. – С. 8.
5. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М.: Смысл, 1998. – 335 с.
6. Безлюева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безлюева. – М.: Академия, 2003. – 394 с.
7. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалева. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1982. – 200 с.
8. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство МПСИ, 2003. – 240 с.
9. Борсук, И.В. Терпимость и веротерпимость в контексте педагогики / И. В. Борсук // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 3.
– С. 133–142.
10. Воднева, С.Н. Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема / С.Н. Воднева // Вестник Псковского гос. ун-та. – 2014. – № 4. – С. 149–154.
11. Громова, Е.И. Развитие этнической толерантности в школе / Е.И. Громова // Воспитание школьника. – 2006. – № 1. – С.14–17.
12. Ивкова, Ю.П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.П. Ивкова. – Петрозаводск: КГПУ, 2006. – 218 с.
13. Калачева, И.И. Молодежь и поликультурное образование в высшей школе Беларуси / И.И. Калачева. – Минск: Тесей, 2003. – 463 с.
14. Киселев, А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса / А.М. Киселев // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 2. – С. 115–117.
15. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности / Е.Ю. Клепцова. – М.: Просвещение, 2004. – 420 с.
16. Коноваленко, Т.В. Формирование толерантного поведения в подростковой среде / Т.В. Коноваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 51–55.
17. Контров, Г.Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Е. Контров. – Ярославль, 2004. – 15 с.
18. Лебедева, Н.М. Этническая и кросс-культурная психология / Н.М. Лебедева. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 423 с.
19. Морозова, О Е. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности / О. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки. –2007. – № 6. – С. 80–82.
20. Павленко, В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты / В.Н. Павленко // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. (Балашов, 18-20 сент. 2003 г.). – Балашов. – 2003. – С. 260–265.
21. Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М. Соколов // Социологические исследования. – 2003. – № 8. – С. 54–63.
22. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
23. Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности: Научно–публицистический вестник. – М., МГУ, 2001. – С. 90–100.
24. Степанов, П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / П.В. Степанов. – М., 2002. – 19 с.
25. Тишков, В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») / В.А. Тишков // Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997. – С. 115-119.