ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе наблюдаются различные технологические, социально-экономические преобразования, которые ведут к изменению ценностей и «формата» общения, когда вместе с реальным общением часто распространяется общение виртуальное. Общение занимает одно из самых важных мест среди человеческих потребностей. В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью.
Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др.
От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
В подростковом возрасте, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
Для того что бы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать всё возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт с взрослыми.
Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну.
Цель данного исследования – изучить особенности общения и дружбы в жизни подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие об общении и дружбе как психологических феноменов.
2. Выявить психологические особенности подросткового возраста.
3. Определить роль общения и дружбы в подростковом возрасте.
Объект исследования – подростки.
ГЛАВА 1 ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
1.1. Общение как форма межличностных отношений
Общение — взаимодействия и взаимоотношения, которые появляются между различными субъектами: отдельными личностями, личностью и обществом, группой (группами) и обществом, личностью и группой [14, с. 3].
Изучение феномена общения вызывает интерес исследователей не только в отечественной и зарубежной психологии, но и во многих других науках - социологии, лингвистике, философии и других в контексте разнообразных исследований. В настоящее время общение, отношение, доверие изучаются на разных группах населения — избирателях, предпринимателях, студентах и др. При этом используется системный подход, который позволяет учитывать каждое свойство личности как целостного образования.
Существует большое количество классификаций видов общения в зависимости от оснований выделения. Рассмотрим некоторые из них. Так, В.Н. Парфенов различает пять видов общения, основанием для этого служит цель взаимодействия участников.
1. Познавательное общение, в этом случае, целью взаимодействия партнеров выступает задача расширить информационный фонд собственный или же данного партнера.
2. Убеждающее общение, целью стоит задача изменить взгляды партнера на то или иное явление, сделать партнера своим единомышленником.
3. Экспрессивное общение направлено на передачу и изменение эмоционального настроя партнера.
4. Суггестивное общение, его цель изменение взглядов и установок партнера, в отличие от убеждающего общения, выгодных для одного партнера (суггестора).
5. Ритуальное общение – это общение традиционное для поддержания принятого в данном обществе способа взаимодействия. Данные виды общения при взаимодействии партнеров могут переплетаться. Убеждающее общение может дополняться суггестивным, а эмоциональное ритуальным и т.д. [16, с. 4].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ДРУЖБЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
Как отмечает И.А. Шмерлина, подростковый возраст – это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром [24, с. 29].
С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas – возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период [5, 9, 14]. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.
Необходимо различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую пубертатность»: психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности [9, 10, 21]. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14–16 годами, у девочек – между 13 и 15 годами.
Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11–12 лет. В этом возрасте, который называется младшим подростковым, дети конфликтны и драчливы; а от родителей часто можно слышать фразу, что у ребенка «испортился характер». Такое поведение и эмоциональное состояние младшего подростка психологически связано с переживаемым им этическим конфликтом с миром взрослых. Те запреты и нормы морали, которым дети подчинялись до сих пор, отныне подвергаются сомнению и критике со стороны подростка. Подросток открывает для себя «страшную правду»: оказывается, взрослые диктуют правила, которым сами не следуют – и прежде всего это касается морально – этических норм.
В младшем подростковом возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение и дружба являются важнейшими видами эмоциональной привязанности в подростковом возрасте.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Общение — взаимодействия и взаимоотношения, которые появляются между различными субъектами: отдельными личностями, личностью и обществом, группой (группами) и обществом, личностью и группой. Существует большое количество классификаций видов общения в зависимости от оснований выделения. Часто разграничивают понятия общение и общительность: общение – это деятельность, а общительность – свойство личности.
Дружбе уделяется немало внимания в психологических исследованиях. В зависимости от различных подходов дружба воспринималась как форма обмена, удовлетворение эмоциональных потребностей, социальное взаимодействие индивидов информационный процесс взаимного познания, особый уникальный и неповторимый диалог личностей.
Можно отметить, что в психологической литературе выделяют два этапа подросткового возраста – младший и старший. Следует отметить, что не существует четкой границы между старшим и младшим подростковым возрастом. Условно считается, что период с 11 до 13 лет – это младший подростковый возраст, а период с 14 до 17 – старший. Однако данные возрастные границы размытые, так как процессы взросления у всех протекают по-разному. Для младшего подросткового возраста характерны такие особенности, как повышенный эмоциональный фон, обидчивость, восприимчивость к мнению других, стремление поиска признания у сверстников, а также противоречивые стремления с одной стороны быть «не хуже других», а с другой – быть «не как все». В период старшего подросткового возраста данные процессы развиваются, именно в этот период отмечается повышенная значимость близких эмоциональных контактов, важность социализации, которая приходит на смену характерному для подростков противопоставлению себя и взрослого общества. В этот период подросток активно занимается поиском друзей, много времени уделяет эмоциональному, доверительному общению, причем проявляет склонность к очень быстрой смене симпатий.
Хотя общение и дружба в подростковом возрасте значат очень многое для человека, существуют различия между отношением к общению и дружбе в младшем и старшем подростковом возрасте.
1. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И. Анцыферова // Принцип системности в психологии личности. – М. : Знание, 1990. – 208 с.
2. Аскоченская, А. Интернет: отношения будущего? / А. Аскоченская // Психология. – 2012. – № 74. – С. 12–14.
3. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. –М. : Гардарики, 2003. – 260 с.
4. Воробьева, М.С. Роль дружбы в жизни современного подростка / М.С. Воробьева // Глобальный научный потенциал. – 2012.– №19. – С. 240–242.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. – М. : Просвещение, 1982. – Т. 2. – 380 с.
6. Диалоги о воспитании : книга для родителей / под ред. В.Н. Столетова // Ваш ребенок. – М. : Просвещение, 1979. – 220 с.
7. Знаков, В. В. Психология понимания и нарративная психология / В.В. Знаков // Учен. записки каф. общ. психол. МГУ. Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. – М. : МГУ, 2002. – С. 37–44.
8. Знаков, В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 2. – С. 7–15.
9. Ильина, А.И. Общительность и темперамент у школьников / А.И Ильина. – Пермь, 1961. – 180 с.
10. Кон, И. Дружба / И. Кон. – СПб. : Питер, 2005. – 210 с.
11. Крупнов, А.И. Ценностно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. – М.: УДН, 1994. – С. 9-12.
12. Купрейченко, А. Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. – М. : Логос, 2008. – 576 с.
13. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко.–Л. :Ленинградское изд-во, 1983. – 280 с.
14. Мохова, Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем школьном возрасте : дис… канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.Е. Мохова. – М., 2004. – 256 с.
15. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
16. Парфенов, В.Н. Общение, как предмет социально-психологических исследований : автореф. дис. … докт. псих. наук / В.Н. Парфенов. – Л., 1983. – 28 с.
17. Петровский, А. В. Психология : словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
18. Плюснин, Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем? (Социобиология дружбы) / Ю.М. Плюснин // Природа. – 1993. – № 9. – С. 75.
19. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия : теория, современная практика и применение / К. Роджерс. – М. : Логос, 2007. – 558 с.
20. Санникова, О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типологических особенностей эмоциональности и общительности / О.П. Санникова // Вопросы психологии. – 1982. –№ 2. – С. 109-115.
21. Сиденко, Е.А. К вопросу об адаптации подростка / Е.А. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 1. – С. 120–122.
22. Скрипкина, Т. П. Психология доверия / Т.П. Скрипкина. – М. : Логос, 2000. – 264 с.
23. Смирнова, Н.Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности / Н.Л. Смирнова // Совр. психол.: Состояние и перспективы исследований. – Ч. 3: Социальные представления и мышление личности: материалы юбилейной науч. конф. Ин-та психол. РАН (28–29 января 2002 г.). – М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. – С. 129–139.
24. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
25. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. — М. : Академия, 2001. — 144 с.
26. Эриксон, Э. Возрастные стадии развития личности / Э. Эриксон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socionics.ru/ericson.htm. – Дата доступа: 12.04.2017.
27. Юркова, Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях : автореф. дис... канд. психол. наук : 19.00.05 / Е.В. Юркова. – СПб., 2004. – 29 с.
28. Юркова, Е.В. Социально-психологические исследования дружбы / Е.В. Юркова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. – СПб. : ИПП, 2009. – С. 96–101.
29. Якушева, Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента / Т.Г. Якушева // Ученые записки Саратовского госпединститута. – Саратов, 1957. – С. 111-126.