ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях существенно возросла интенсивность и напряженность жизни и деятельности людей, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний.
В последние годы особое внимание уделяется исследованию влияния гендерной идентичности личности на процесс саморегуляции, стрессоустойчивости. Гендерная идентичность рассматривается как осознание себя связанного с культурными представлениями мужественности и женственности. Феномен гендерной идентичности осознается как нечто, что люди выстраивают сами, а не по требованию других людей в процессе культурной социализации согласно статусу и общественной структуре и даже вследствие психических конфликтов.
Обращение к категории идентичности дает не только возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, социального выбора, а также проследить влияние гендерной идентичности на степень стрессоустойчивости личности.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема стрессоустойчивости представлена в работах отечественных авторов (Л. М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк, В. А. Ганзен, Б. А. Додонов, Е. П. Ильин, Л. А. Китаев-Смык, Н. Д. Левитов, А. Б. Леонова, В. Н. Мясищев, Т. А. Немчин, А. О. Прохоров и другие). Они в своих исследованиях выявили специфику данного феномена, а также изучили способность психики человека противостоять негативным факторам, при этом сохраняя адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях.
Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в работах А. О. Прохорова, А. А. Реан, Т. В. Середы, Ю. Е. Сосновикова, М. Тышковой, А. Ю. Маленовой, А. Н. Глушко, О. В. Лозгачевой.
Изучением проблемы становления и развития гендерной идентичности занимались и занимаются С. Бем, И. С. Бубнова, А.В. Дресвянина, Г. Н. Каменева, И. С. Клецина, Т. И. Пашукова, Э. Эриксон и многие другие.
Однако, анализ литературы показал, что существует недостаток исследований, направленных на изучение взаимосвязи между стрессоустойчивостью и гендерной идентичностью недостаточно.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ У ИНДИВИДОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен
В психологической науке нет единого понимания содержания такого явления, как стрессоустойчивость, и, следовательно, нет единственного определения этого понятия. Исследователи связывают стрессоустойчивость со способностью быть эмоционально стабильным или психически устойчивым (Н.Д. Левитов; П.Б. Зильберман; Я. Рейковский; В.Л. Марищук; В.Г. Норакидзе; К.К. Платонов; А.Г. Маклаков), с надситуативной активностью (В.А. Петровский), с поисковой активностью (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский), с сопротивляемостью (C.S. Carver, A. Antonovsky), со смыслопорождением (Ф.Е. Василюк), с творческим поведением, не привязанным к биологическим факторам (Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В.И. Кабрин и др.), с выносливостью (жизнестойкостью) (S. Kobasa, M.C. Pucetti, С. Мадди).
Под термином «стрессоустойчивость» понимаются такие явления, как эмоциональная устойчивость, психологическая стойкость к стрессу, стресс-резистентость, фрустрационная толерантность и многие другие.
В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:
– «психическая устойчивость» (М.Ф. Секач),
– «психологическая устойчивость» (В.В. Аршинова, С.А. Шувалова),
– «стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев),
– «нервно-психическая устойчивость» (П.П. Дорогов),
– «профессионально-психологическая устойчивость» (Е.В. Василенко);
– «эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, Е.М. Семенова);
– «морально-психологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко);
– «эмоционально-волевая устойчивость» (В.Ф. Власов, И.И. Рудской).
Все перечисленные термины достаточно специфичны, но в их основе находятся общие положения о том, что стрессоустойчивость предполагает:
1) способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях;
2) способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости личности и гендерной идентичности у студентов.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап – подбор диагностических методик исследования, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – проведение исследования;
– аналитический этап – сравнительный и корреляционный анализ данных, полученных при помощи методов математической обработки, формулирование выводов.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1) выявить уровень стрессоустойчивости личности студентов;
2) определить тип гендерной идентичности у студентов;
3) выявить связь между уровнем стрессоустойчивости личности и гендерной идентичностью у студентов.
Решение поставленных задач осуществляется посредством следующих методов:
1) изучение и теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой проблеме;
2) психодиагностический метод;
3) методы математической статистики (корреляционный анализ).
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем стрессоустойчивости личности и гендерной идентичностью у студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 3 курса в возрасте 19-20 лет.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова). Тест направлен на выявление уровня стрессоустойчивости личности. Испытуемым предлагается ответить на 18 вопросов «иногда», «редко», «часто».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме показал:
1. Стрессоустойчивость является сложным, структурным, разноуровневым и содержательным качеством личности. Стрессоустойчивость – это комплексная индивидуальная психологическая особенность, которая заключается во взаимосвязи различных свойств индивидуальности, что ведёт к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности. В основе стрессоусточивости лежит саморегуляция, различные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты. Стрессоустойчивость включает в себя психофизиологический, эмоциональный компонент, мотивационный, волевой компонент, информационный, интеллектуальный компонент.
2. Гендерная идентичность – это одна из базовых характеристик личности, которая формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия Я и других, в ходе социализации. Содержательные составляющие гендерной идентичности, как правило, раскрываются через категории «маскулинность» и «фемининность» как осознание своей связи с этими культурными определениями.
3. Существуют гендерные различия в стрессоустойчивости. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако, они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются в процессе социализации.
4. Эмпирическое исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и гендерной идентичности показало:
– студенты имеют высокую стрессоустойчивость личности (50% и 10% – высокий уровень и уровень выше среднего соответственно). Они четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Эти студенты стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Они могут долгое время работать с большим напряжением сил; умеют и стремятся рационально распределять свое время. Обнаруживаются студенты с низким уровнем стрессоустойчивости (20%). Студенты со
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Питер, 2009. – 218 с.
2. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография / Л.М. Аболин. – Казань: КазГУ 1987. – 2б2 с.
3. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. – Тамбов, 2009. – 20 с.
4. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
6. Берд, Ш. Теоретизируя маскулинности: современные тенденции в социальных науках / Ш. Берд // Гендерные исследования. – 2000. – № 14. – С. 5−33.
7. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – № 2. – С. 113-123.
8. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 528 с.
9. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 240 с.
10. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии / Б.Х. Варданян. – М.: Просвещение, 1983. – 456 с.
11. Великанова, Л.П. Гендерные особенности психологических характеристик стрессоустойчивости и их динамика в младшем школьном возраста / Л.П. Великанова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2009. – № 5. – С. 112-118.
12. Гринберг, Дж. Управление стрессом /Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
13. Гузнищева, М.В. Гендерные особенности формирования самосознания студентов / М.В. Гузнищева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 1 (41). – С. 98-100.
14. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельный подход) / Л.Г. Дикая. – М.: Ин-т психологии РАН, 2003. – 318 с.
15. Дресвянина, А.В. Понятие «гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы / А.В. Дресвянина // Вестник СФУ. – 2009. – № 4. – С. 115-119.
16. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
17. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243–246.
18. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
19. Клецина, И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие / И.С. Клецина. – СПб : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
20. Клецина, И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Клецина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − № 3 (6). − 2003. − С. 154−166.
21. Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
22. Пономаренко, Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога / Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова. – М., 2012. – С. 187-188.
23. Романовская, В.С. Гендерная идентичность и гендерные стереотипы / В.С. Романовская // Теория и практика общественного развития. – 2005. – № 2. – С. 63-66.
24. Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Субботин. – Пермь, 1992. – 19 с.
25. Чекалина, А.А. Гендерная психология / А.А. Чекалина. – М.: Ось-89, 2006. – 256 с.