ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОКУС - КОНТРОЛЯ. ЛОКУС - КОНТРОЛЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие локус-контроля
1.2 Специфика локус-контроля в школьном возрасте
1.3 Взаимосвязь локус-контроля и успеваемости учащихся
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Влияние локуса-контроля на успеваемость школьников является актуальной проблемой. Школьники подразделяются на интерналов (причины каких-либо событий видят в своих собственных действиях) и экстерналов (видят во внешних, независимых от них факторах). Ученики с внутренним локус-контролем (интерналы) имеют более высокий уровень успеваемости, они характеризуются лучшим поведением на уроках, рассудительностью, серьезностью, самокритичностью, тщательно продумывают план своих действий, обладают адекватной и заниженной самооценкой.
Для учеников с внешним локус – контролем (экстерналы) характерна невысокая успеваемость, они легкомысленны, свои неудачи объясняют невезением, несамокритичны, обладают неадекватно завышенной самооценкой. Задача учителей состоит в необходимости перевода локус-контроля у школьников с экстернального на интернальный уровень, чтобы приоритетом экстерналов стала позиция «все зависит от меня».
Объект исследования – локус контроля школьников.
Предмет исследования – влияние локуса контроля на академическую успеваемость школьников.
Цель исследования – выявить влияние локуса контроля на академическую успеваемость школьников.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие локус – контроля.
2) Раскрыть понятие академическая успеваемость.
3) Подобрать методы исследования локус контроля.
4) Выявить взаимосвязь локуса контроля школьников и уровня их успеваемости.
5) Установить влияние локуса контроля на академическую успеваемость школьников
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОКУС - КОНТРОЛЯ. ЛОКУС - КОНТРОЛЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие локус-контроля
Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля.
Понятие локуса контроля предложено американским психологом Дж. Роттером. Дж. Роттер предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями [25]. Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний).
В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. п. [10, с. 166].
Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме позволил сформулировать следующие выводы:
1. Локус контроль – это качество личности, одна интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я». Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний). Интернальный локус контроля – человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Человек с экстернальным локусом контроля убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди.
2. Локус-контроля в школьном возрасте имеет свою специфику. Локус контроля тесно связан с атрибуцией ответственности (приписывание ответственности за успех и неудачу). Достигнув успеха или потерпев неудачу, школьник объясняет их причины, т.е. осуществляет каузальную атрибуцию. С возрастом усиливается потребность в разделении ответственности за поступки и понимания необходимости хорошего поведения в школе и развитии учебных и трудовых навыков. Специфика локус контроля в подростковом заключается в том, что он является одним из факторов отклоняющегося поведения. Подростки с отклоняющимся поведением имеют низкий уровень развития субъективного контроля.
3. Согласно современным исследованиям существует взаимосвязь локуса-контроля и успеваемости учащихся. Проблема интернальности и экстернальности в учебной деятельности преимущественно касается влияния локуса атрибуции ответственности на достижение успеха и осознание неудачи. Установлено, что интерналы более успешны в учебе. В младшем
1. Алашеев, С.Ю. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах / С.Ю. Алашеев, С.В. Быков // Социологический журнал. – 2006. – № 1. – С. 1-7.
2. Байдин, Д.В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков / Д.В. Байдин // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 11–15.
3. Быков, С.В. Самоконтроль как фактор формирования ответственности у подростков / С.В. Быков // Вестник Самарской гум. Академии. – 2012. – № 2. – С. 11-18.
4. Вартанова, И.И. / Мотивация и локус контроля старшеклассников / И.И. Вартанова // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. – СПб., 2014. – С. 306-307.
5. Волчкова, Н.И. Особенности локус контроля у подростков / Н.И. Волчкова, Ж.Ф. Кучумова // Вестник СКГУ им. М. Козыбаева. – 2015. – № 1. – С. 20-22.
6. Дементий, Л.И. Ответственность. Типология и личностные основания: монография / Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во Омск. гос. ун-т, 2001. – 192 с.
7. Дементий, Л.И. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева // Сборник материалов Ежегодной междунар. научно-практ. конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – Вып. 5. – С. 562-564.
8. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Сударыня, 2001. – 560 с.
9. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: методические рекомендации / Сост. М.В. Матюхина, Т.А. Саблина. – Волгоград: ВГУ, 1994. – 186 с.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
11. Калитеевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 49-55.
12. Князева, Т.Н. Особенности критического самовосприятия в структуре самосознания младших школьников / Т.Н. Князева, Е.В. Софронова // Вестник КГУ. – 2014. – № 3, Т. 20. – С. 51-55.
13. Мдивани, М.О. Развитие субъектности у подростков и старшеклассников / М.О. Мдивани, Э.В. Лидская // Вестник РУДН. – 2014. – № 4. – С. 86-91.
14. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. – Л.: Наука, 1983. – 240 с.
15. Обманова, Г.С. Особенности интернального локуса контроля подростков в учебной сфере / Г.С. Обманова // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 3. – С. 1-3.
16. Обманова, Г.С. Становление интернальности как условие развития жизненных перспектив личности на этапе школьного обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.С. Обманова. – М.: МГУ, 2007. – 19 с.
17. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 5-19.
18. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер. 2002. – 720 с.
20. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. / Пер. с нем. // Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – 455 с.
21. Яковлева А.Н. Локус контроля и взаимоотношения в семье / А.Н. Яковлева // Сибирский пед. журнал. – 2012. – № 3. – С. 151-156.
22. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior / R.M. Ryan, E.L. Deci. – N.Y., 1985. – 369 с.
23. Mischel, W., Cantor, N, Feldman S. Principles of self-regulation: The nature of willpower and self-control // Social psychology: Handbook ofbasic principles / E. T. Higgins, & A.W. Kruglanski (Eds.). – N.Y.: Guilford, 1996. – P. 329-360.
24. Rotter, J.B. Social learning and clinical psychology / J.B. Rotter. – New York: Prentice-Hall, 1954. – 452 р.
25. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R.W. White // Psychol. Rev. – 1959. – V. 66. – P. 297-333.