ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие физические упражнения
1.2 Содержание физических упражнений
1.3 Специфика выполнения физических упражнений
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
2.1 Примеры упражнений для развития силы
2.2 Примеры упражнений для развития выносливости
2.3 Примеры упражнений для развития гибкости, ловкости и быстроты
2.4 Примеры упражнений оздоровительного характера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В основе физического воспитания лежат физические упражнения, т.е. специальные движения и более или менее сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием, как по содержанию, так и по форме. В практике физического воспитания физические упражнения применяются в виде гимнастики, различных видов спорта, игр и туризма.
Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие. Физические нагрузки благотворно влияют на процессы кровоснабжения органов и тканей, снижая риск атеросклеротических и ишемических изменений, появление которых неизбежно при гиподинамическом образе жизни. Необходимо отметить благотворное влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющем воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, обусловливая правильное развитие и нормальное их функционирование. Физические упражнения создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении [10].
Физические упражнения оказывают общеукрепляющее действие на весь организм, улучшает трофику костно-мышечного аппарата, повышает силовую выносливость мышц спины, что позволяет выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий позвоночный столб, и тем самым создать необходимую компенсацию.
Занятия физическими упражнениями требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие физические упражнения
Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям [1].
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения [4].
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений [18].
1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт,
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
2.1 Примеры упражнений для развития силы
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Проявление силы зависит от ряда факторов: поперечника мышцы (ее массы), нервно-координационных отношений, степени владения техникой движения, волевых качеств.
Для развития силы используют метод повторного поднимания тяжестей, а также метод динамических усилий при прыжковых и метательных движениях. Рекомендуются спокойные и объемные занятия Они приводят к росту мышечной ткани и улучшают обмен веществ. Силовые упражнения целесообразно включать в конец основной части занятий.
Очень полезны для членов семьи мужского пола упражнения с гантелями. Гантели с оптимальной массой - это те, которые можно поднять без видимого напряжения 8-10 раз. Начинать следует с гантелей, масса которых составляет 50% от оптимальной. В ходе тренировки массу гантелей можно увеличивать до 80% от оптимальной, чтобы можно было их поднять 4-6 раз.
Предлагаем примерные упражнения для развития силы:
- сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа);
- приседания на одной, двух ногах;
- подтягивание;
- наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги закреплены, руки за голову (или вдоль туловища). То же с гантелями;
- лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников и результатов проведенных исследований позволяет сделать определенные выводы:
1. Физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
2. Содержание любого физического упражнения сопряжено, как, правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.
3. В особенности специфики физических упражнений мы рассмотрели технику физических упражнений, где мы выяснили, что под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Также узнали, существует целый ряд классификаций физических упражнений.
Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по их анатомическому признаку, по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств, биомеханической структуры движения, физиологических зон мощности, спортивной специализации.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика исследования в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин – М.: ФКиС, 1978. – 225 с.
3. Бодюков, Е.В. Научно-методические основы атлетической гимнастики оздоровительной направленности: Монография / Е.В. Бодюков – Барнаул: АлтГТУ, 2006. – 182 с.
4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский – М.: ФиС, 1970.
5. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В.В. Иванов – М.: ФиС, 1987. – 256 с.
6. Калачев, Г.А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учеб. пособие. / Г.А. Калачев – Барнаул, 2004. – 226 с.
7. Карасев, А.В. Энциклопедия физической подготовки / А.В. Калачев – М.: Лептос, 1994.
8. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических качеств / А.Н. Крестовников – М.: ФиС, 1951. – 531 с.
9. Лайзане, С.Я. Физическое воспитание школьников / С.Я. Лайзане – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
10. Лупандина, Н.А. Физическая подготовка школьников / Н.А. Лупандина – СПб.: Нева, 2003. – 326 с.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания. / Изд. 2-е исп. и доп. – М.: ФиС, 1976.
12. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 1991.
13. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин – М.: ФиС, 1970. – 479 с.
14. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. / Профессия – тренер / Н.Г. Озолин – М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. – 863 с.
15. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М: ФиС, 1986. – 306 с.
16. Раевский, Р.Т. Физическая подготовка школьников / Р.Т. Раевский – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.
17. Ращупкин, Г.В. Физическая культура школьников / Г.В. Ращупкин – СПб.: Нева, 2004. – 327 с.
18. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников / Г.П. Сальникова – М: Дело, 2003 – 320 с.
19. Смолевский, В.М. Гимнастика в трех измерениях / Л.П. Смолевский – М.: ФиС, 1970.
20. Тимофеев, В.И. Методика отбора в спортивной гимнастике / В.И. Тимофеев – Барнаул, 1990.
21. Физическое воспитание детей школьного возраста. / Под ред. Ю. Ф. Лури. – М.: Просвещение, 2003. – 268 с.
22. Черняев, Г.И. Методика оценки физической подготовки спортсменов / Г.И. Черняев – М.: ФиС, 1963.
23. Шпаковская, Н.П. Некоторые проблемы формирования физического здоровья и гигиенического воспитания школьников. // Физическая культура – основа здорового образа жизни: доклады, тезисы. Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. – Самара, 1996. – С. 72-74.