Введение
Глава 1 Теоретические аспекты специфики публицистического дискурса
1.1 Текст. Дискурс. Соотношение понятий текста и дискурса
1.2 Публицистический дискурс как конструкт. Основные жанры публицистики
Вывод по 1 главе
Глава 2 Практическое изучение использования библеизмов в англоязычном публицистическом дискурсе
2.1 Специфика функционирования библеизмов в рамках публицистического дискурса
2.2 Анализ использования библеизмов в англоязычном публицистическом дискурсе
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество на протяжении всех этапов своего развития стремилось к тому, чтобы сделать информацию доступной. Начиная с самых древних времен человек хотел быть в курсе событий, происходящих вокруг него, так как это в значительной мере обусловливает качество его собственной жизни. Это и стало причиной возникновения публицистики.
С момента своего возникновения и до того этапа, на котором она находится сейчас, публицистикой было пережито немалое количество разнообразных трансформаций и изменений. Постоянно менялись не только стиль написания, но также формы, в которых представлялся материал. Например, сегодня уже не существует такой профессии, как глашатай, а раньше она являлась необходимой для того, чтобы дать людям конкретную информацию.
На современном этапе развития лингвистики сектор публицистики имеет важное значение — как печатных изданий, так и радио, и телевидения. Это явление объясняется социальной значимостью этой коммуникативной сферы, которую представляет исследуемый дискурс: во-первых, передача социально и политически значимой информации для широкой аудитории, во-вторых, формирование социальной оценки этих проблем и событий, в-третьих, управление, манипуляция общественным мнением.
Публицистический дискурс является объектом изучения лингвистов относительно непродолжительное время. Несмотря на недостаточную изученность, среди работ отечественных и зарубежных лингвистов все же можно найти материалы исследований по данной тематике.
Проблемой изучения публицистического дискурса занимались такие именитые отечественные лингвисты, как Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, В.З. Демьянков, В.А. Маслова и многие другие. Среди зарубежных исследователей, которые изучали эту проблематику, можно выделить Э. Бенвениста, Дж. Брауна, М. Фуко, З. Харриса, Д. Шифрина и многих других.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
1.1 Текст. Дискурс. Соотношение понятий текста и дискурса
Понятие дискурса имеет множество определений, которые порой являются противоречащими по отношению друг к другу. Этот термин отличается особенной сложностью, так как им обозначается высшая реальность языка, а именно дискурсивная деятельность [27, с.9].
В соответствии с Н.Д. Арутюновой, дискурс — это «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, текст, взятый в понятийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь». Поэтому термин «дискурс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно» [1, С.136—137].
По словам Н.Д. Арутюновой, «одной своей стороной дискурс обращен к прагматической ситуации, которая привлекается для определения связности дискурса, его коммуникативной адекватности, для выяснения его импликаций и пресуппозиций, для его интерпретации <…>. Другой своей стороной дискурс обращен к ментальным процессам участников коммуникации: этнографическим, психологическим и социокультурным правилам и стратегиям порождения и понимания речи в тех или других условиях (discourse processing), определяющих необходимый темп речи, степень ее связности, соотношение общего и конкретного, нового и известного, субъективного и общепринятого, эксплицитного и имплицитного содержания дискурса, меру его спонтанности, выбор средств для достижения цели, фиксацию точки зрения говорящего и т.п.» [1, с.137].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛЕИЗМОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
2.1 Специфика функционирования библеизмов в рамках публицистического дискурса
Публицистический дискурс отражает проблемы современного общества, имеет широкий спектр речевых средств и языковых оценочных единиц [2, c.301]. Одной из основных тенденций в процессах изменения, развития языка публицистики, является улучшение социальной и эмоциональной оценки речевых средств как наиболее важных факторов самого стиля. Они попадают в публицистические тексты не только посредством языка [1, c.113]. Творческое направление публицистических текстов широко использует все стилистические возможности лингвистики, создавая все больше и больше социально-оценочных инструментов.
Социальная ценность публицистического стиля непосредственно вытекает из важнейшей задачи информационного просвещения — способствовать формированию общественного мнения. Но общественное мнение — это не что иное, как оценка событий, ситуация с точки зрения членов общества, в свете их видения и понимания [17, c.67].
Через идеологическое воздействие на сознание и поведение реципиента публицистика использует теоретические и художественно-образные средства языка. С этой точки зрения, хорошо известный исследователь журналистского творчества Е.П. Прохоров выделяет два подвида публицистики — научно-социологическую и эмоционально-формирующую (цит. по: [14, c.102]). Только такая работа, которая сочетает в себе обе эти подструктуры, вполне способна осуществлять воздействие на человека, развивать активную позицию.
В качестве основных функций публицистического текста Г.Я.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части нашего исследования были изучены понятия дискурса и текста. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что они имеют между собой специфическую причинно-следственную связь. Дискурс имеет более широкую дефиницию в рамках этих отношений, а текст же, в свою очередь, является результатом процесса речи. Оба языковых явления обладают собственными коммуникативными векторами.
Публицистический дискурс обладает своей спецификой. Его функции обусловлены главным принципом этого вида речевой коммуникации, а именно — воздействие на сознание реципиента. Благодаря функциям дискурса осуществляется главная — манипуляция общественным сознанием. Дискурс не воспроизводит структуры окружающего мира, а производит власть в ходе процессов специфической актуализации языка.
Также были выявлены основные жанры, в которых реализуется публицистический дискурс. Каждый из жанров дискурса обладает своим функционалом и спецификой, что позволяет решать его основные коммуникативные задачи.
Публицистический дискурс отражает проблемы современного общества, имеет широкий спектр речевых средств и языковых оценочных единиц. Одной из основных тенденций в процессах изменения, развития языка публицистики, является улучшение социальной и эмоциональной оценки речевых средств как наиболее важных факторов самого стиля. Библеизмы являются одним из наиболее эффективных оценочных и эмотивных средств в публицистическом дискурсе. Также необходимо отметить такую значимую функцию библеизмов в публицистическом дискурсе, как воздействие на сознание реципиентов. Это обусловлено тем, что большая часть населения Америки является верующей, а, следовательно, для людей существенное значение имеют библейские тексты, которые для них выступают как непреложная истина.
1. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 620 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М. : Сов. энциклопедия, 1966. — 607 с.
3. Бантышева, Л. Л. Общественная лексика начала XX века: традиции изучения [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. — Вып.1(21). — Екатеринбург, 2007. — С.13—18. — Режим доступа: http://www.pMlology.ru/linguisticsl/bantysheva-07.htm. — Дата доступа : 16.04.2016.
4. Баранов, А.Н. Публицистика: традиции и новации / А. Н. Баранов, Е. Г. Казакевич. – М. : Знание, 1991. – 64 с.
5. Баранов, А.Н. Метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга [Электронный ресурс] // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. — М. : Изд-во МГУ, 2003. — Дата доступа : http:// evarstist.narod.ru/text12/01.htm. — Режим доступа : 08.04.2016.
6. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. – М .: Прогресс, 1974. – 448 с.
7. Бочкарев, А.Е. Семантический словарь / А.Е. Бочкарев. — Н. Новгород : НГСУ, 2003. — 240 с.
8. Брандес, М.П. Стилистический анализ (на материале немецкого языка) / М.П. Брандес. — М., 1971. — 331 с.
9. Вахитова, Г.В. Способы передачи внутренней экспрессивности текста: автореф. ... канд. филол. наук / Г.В. Вахитова. — Уфа, 2007. — 30 с.
10. Водак, Р. Язык. Дискурс. Публицистика / Р. Водак. — Волгоград: Перемена, 1997. – 139 с.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. — М. : Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.
12. Дейк, ван Т. А. Стратегия понимания связного текста / Т.А. ван Дейк, Т. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. — М. : Прогресс, 1988. — — Вып. XXIII. — С.153—211.
13. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М. : Просвещение, 2000. – 308 с.
14. Дубовицкая, Е.Ю. Категория аппроксимации в современном английском языке: дисс. ... к. филол. наук / Е.Ю. Дубовицкая. — Тамбов, 2006. — 181 с.
15. Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ : монография / М.Р. Желтухина. — Волгоград : Свет науки, 2003. — 180 с.
16. Зигманн, Ж.В. Структура современного публицистического дискурса речевые жанры и речевые стратегии: дис. канд. филол. наук / Ж.В. Зигманн. — М. : Наука, 2003. — 192 с.
17. Зирка, В.В. Роль аттрактивов в рекламном тексте / В. В. Зирка // Весник Днепропетр. ун-ту. Серiя «Мовознавство». — 2005. — Вып. 11. — №2/2. — С.30—37.
18. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учеб. пособие / О.М. Казарцева. — М. : Наука, 1998. — 185 с.
19. Кайда, Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция / Л.Г. Кайда // Язык современной публицистики. — 3-е изд. — М. : Флинта; Наука, 2008. — 480 с.
20. Каранадзе, И. Лингвосемиотика телетекста : дисс. ... академ. степени доктора философии / И. Каранадзе. — Батуми, 2009. — 127 с.
21. Караулов Ю. Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса: вступ. статья // Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. — М. : Прогресс, 1989. — С.5-11.
22. Кибрик, А. А. Функционализм / А.А. Кибрик, В.А. Плунгян // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : УРСС, 2002. — С.276-339.
23. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. — СПб. : издательство Михайлова В.А., 2004. — 496 с.
24. Кириченко, Н.В. Функционально-стилистический аспект различных типов текста / Н.В. Кириченко. — Пермь, 1991. – 123 с.
25. Крутова, И.Н. Прагматика эмотивных синтаксических идиом (на материале современной прозы): дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / И.Н. Крутова. — Астрахань, 2010. — 151 с.
26. Кубрякова, Е.С. Виды пространства, текста и дискурса / Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова // Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — С. 19-20.
27. Кубрякова, Е.С. О понятии дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор / Е.С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность. Функциональные и структурные аспекты: сборник обзоров. — М.: ИНИОН РАН, 2000. — С.7—25.
28. Лассвелл, Г. Стиль в языке публицистики [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. — Вып.2(22). — Екатеринбург, 2007. — С.165—177. — Режим доступа : http://www.philology.ru/linguisticsl/lasswell-07.htm. — Дата доступа: 06.04.2017.
29. Матвеева, Т.В. Учебный словарь : русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. — М. : Айрис-пресс, 2003. — 143 с.
30. Павлуцкий, В. А. Публицистический дискурс: особенности и функции / В.А. Павлуцкий // Вестник Житомирского государственного университета. — Вып.39 (Филологические науки). — Житомир, 2008. — С.220-221.
31. Попов, А.Ю. Формы экономических текстов и дискурсов / А.Ю. Попов // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сборник научных статей. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — С.130-137.
32. Соколовская, Ж.П. Синонимичные прилагательные со значением «хороший» в русском языке / Ж.П. Соколовская // Учен. зап. Кишиневского университета. — Кишинев, 1969. — С.34—47.
33. Солганик, Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста / Г.Я. Солганик // Вестник Московского университета. — 2001. — № 3. — С.74—78.
34. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика): учеб. пособие / З.Я. Тураева. — М. : Просвещение, 1986. — 127 с.
35. Чернявская, В.Е. От анализа текста к анализу дискурса / В.Е. Чернявская // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования. — Рязань, 2002. — С.230-232.
36. Шейгал, Е.И. Семиотика публицистического дискурса / Е.И. Шейгал. – М. : Гнозис, 2004. — 326 с.
37. Bayley, P. Live oratory in the television age: The language of formal speeches / P. Bayley // G. Ragazzini, D.R.B.P. Miller eds. Campaign language: Language, image, myth in the U. S. presidential elections 1984. — Bologna, 1985. — P.77-174.
38. Culler, J. Structuralist poetics: Structuralism, linguistics and the study of literature / J. Culler. — London, 1975. — 230 p.
39. Dijk, van T.A. The study of discourse / T.A. van Dijk // Discourse as structure and process / ed. by A. Teun. London, 1997. —Vol. l. — P.13—34.
40. White, F.H. English stylistics / F.H. White. — Manchester : StarBook, 2012. — 324 p.