ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня во всех странах мирового сообщества встает чрезвычайно сложная и важная задача разработки новой тотальной методологии экологического образования, позволяющей изучать и проигрывать различные сценарии экологически ответственного выбора на различных иерархических уровнях организации живых систем: от локального до глобального, от отдельной личности до планеты Земля в целом. Базисом для такой методологии могут стать фундаментальные, общие для всех людей этические ценности. Ведущим фактором экологического образования является общеобразовательная школа, организующая экологическое образование учащихся в тесном единстве с такими социальными институтами, как семья, средства массовой информации, общественные экологические организации, производственные предприятия, социальная среда в целом.
Изучение педагогической теории и практики подготовки растущего человека деятельности в различных сферах общества служит существенной предпосылкой повышения качества обучения и воспитания в отечественных учебных заведениях. Результаты анализа и критического осмысления теоретических и прикладных аспектов формирования у испанских школьников основ экологического воспитания могут быть полезными при разработке основ экологического воспитания в Республике Беларусь.
Проблема исследования состоит в недостаточном обосновании в отечественной литературе тенденций становления и развития экологического образования школьников в Испании.
Тема курсовой работы определена как «Экологическое образование школьников в Испании: современное состояние и тенденции развития».
Целью данной курсовой работы является обоснование тенденций становления и развития экологического образования школьников в Испании.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПАНИИ
На пороге XXI века, качество жизни стало одной из первых задач правительства подавляющего большинства стран. Этот интерес обусловлен наличием целого ряда экологических проблем, таких как изменение климата и вооруженных конфликтов, которые непосредственно влияют на нашу жизнь. Решение и предотвращение этих проблем влечет за собой изменение образа жизни человека, а также его привычек.
Говоря об образовании для устойчивого развития, следует отметить, что в англоязычной литературе есть понятие ecological education, которое подразумевает изучение экологии как науки, изучающей приспособления живых организмов, возникшие под влиянием факторов внешней среды [21, с. 15].
С развитием науки школьный предмет обогатился обширным материалом экосистемного содержания, также экология стала рассматриваться в контексте решения социальных проблем.
С середины 20 века в развитии мировой образовательной системы стали обнаруживаться серьёзные кризисные явления. В 1967 г. на международной конференции в США с участием 52 стран эти явления были классифицированы уже как всеобщий кризис мировой образовательной системы. В итоговом докладе Джеймса Перкинса сущность этого кризиса определена как «неспособность идти в ногу с развитием общества, как несоответствие между надеждами отдельных личностей и потребителями общества, с одной стороны и возможностями системы образования - с
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПАНИИ
2.1 Структура и содержание экологического образования школьников в Испании
Говоря об экологическом образовании в Испании, следует остановиться на системе образования в Испании в общем. Система образования в данной стране состоит из 4 основных этапов - это дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учреждения образования могут быть частными и государственными.
Дошкольное образование в Испании является не обязательным. Разделяется на два этапа - это детские сады и дошкольную подготовку. Детские сады предназначены для детей от 1 до 3 лет, направлены на развитие и воспитание ребенка. Дошкольная подготовка для детей от 4 до 6 лет. Программа направлена на подготовку к начальной школе.
Важным направлением образовательной деятельности в детских садах является создание условий для познания детьми окружающей действительности, усвоения норм поведения в обществе, формирования у дошкольников положительной самооценки и самостоятельности, воспитания любви к своей семье и стране. Ребенка учат ухаживать за собой, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Значительное место на данном этапе образования занимают физические упражнения, игры, чтение вслух, наблюдение за окружающей действительностью, обсуждение различных ситуаций [9].
Начальное образование предназначено для детей от 6 до 12 лет. Начальное образование в школах Испании разделено на шесть академических курсов и включает в себя три цикла, каждый из которых длится по два года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование - актуальная социально-экономическая, психолого-педагогическая и гуманитарно-этическая проблема, содержанием и сущностью которой является процесс формирования у личности экологической культуры, основным признаком которой выступает ответственное отношение к природе. Эта проблема имеет междисциплинарный характер и требует для своего решения взаимодействия различных национальных культур, объединения усилий всех основных школьных предметов, привлечения возможностей широкой социальной среды. Оно имеет свою несомненную ценность как для формирования и развития личности ребенка, так и для сохранения благоприятной природной среды. В реальном процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе цели экологического образования должны быть скоординированы с целями обучения всем основным школьным предметам. Чрезвычайно важным при этом является обеспечение проникновения целей экологического образования в учебные задачи школьников.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Становление экологического образования в Испании проходило через несколько этапов. Говоря об этапах становления системы экологического образования школьников в Испании, необходимо отметить, что важную роль сыграли различные конференции, проводимые Организацией Объединённых Наций в различных городах в разное время. Среди них Стокгольмская (1972г.), Белградская (1975г.), Тбилисская (1977 г.) международные конференции, положившие начало развитию экологического образования не только в Испании, но и по всему миру. Вслед за выше перечисленными конференциями последовали конференции в Москве (1987 г.) и Рио-де-Жанейро (1992 г.), ставшие своеобразным фундаментом, на котором были построены системы экологического образования школьников в
1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолова; вводн. ст. Ю.А.Шрейдера. – М. : Прогресс, 1990. – 496 с.
2. Испанская система образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Ispanii.html. – Дата доступа: 02.03.2017.
3. Каропа, Г. Н. Проблемы и тенденции экологического образования в общеобразовательных школах стран Европейского Союза / Г. Н. Каропа // Известия ГГУ им. Ф. Скорины. – 2009. – № 1. – С. 177-186.
4. Каропа, Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию / Г. Н. Каропа. - Минск : Университетское, 1994. – 212 с.
5. Каропа, Г. Н. Теория и методы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. – Гомель : ГГУ, 2000. – 270 с.
6. Ломакина, Т. Ю. Условия устойчивого развития системы непрерывного образования на различных уровнях / Т. Ю. Ломакина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – №6 (21). – С. 58-71.
7. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=146. – Дата доступа : 02.12.16.
8. Образование для устойчивого развития: Материалы Всероссийского совещания "Образование для устойчивого развития"/ Под ред. Н.С.Касимова, В.С.Тикунова. – Смоленск : Маджента, 2003. – 160 с.
9. Система образования в Испании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://study.by/poleznaya-informatsiya/sistemy-obrazovaniya/471/. – Дата доступа: 12.03.2017.
10. Спицын, Ю. С. Гражданское образование школьников в современной Испании : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю. С. Спицын. – Пятигорск, 2015. – 198 с.
11. Топор, А. В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования / А. В. Топор, О. В. Бубела // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 539-542.
12. Устойчивое развитие в школе. – Минск : Орех, 2007. – 76 с.
13. Хуррамов, И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества / И. А. Хуррамов [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.moluch.ru. – Дата доступа : 15.03.2017.
14. Экологическое право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/57343/ekologiya/ekologicheskoe_pravo_zarubezhnyh_stran. – Дата доступа: 12.02.2017.
15. Cómo enseñar ecología en las escuelas [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecologiaverde.com/como-ensenar-ecologia-en-las-escuelas/. – Дата доступа: 12.03.2017.
16. Ecologia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gaiashare.com/share/Ecologia/mt,42,139/gaia,42/ECOLOGIA_2_ECOLOGIA_EN_LA_ESCUELA.html.– Дата доступа: 12.01.2017.
17. Educación para la Ciudadanía: la polémica, fuera del aula [Электронный ресурс]. – Режим доступа: –http://www.elmundo.es/elmundo/2012/02/03/espana/1328259062.html. – Дата доступа: 30.01.2017.
18. Principios [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lessonsfromnature.org/es/index.php?option=com_content&view=article&id=82&Itemid=86.
19. Reseña histórica de la educación ambiental [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Mode of access : http://ecodes.org/archivo/proyectos/archivo-ecodes/pages/especial/revision_educacion_ambiental/Susana_Calvo.html. – Дата доступа: 04.02.2017.
20. Una iniciativa de servicio. Profesionales por la ética [[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.profesionalesetica.org/wpcontent/uploads/ downloads/2012/10/EpC_20_cuestiones.pdf. – Дата доступа: 03.01.2017.
21. Wilson, E. In Search of Nature / E. Wilson. – Harmondsworth : The Penguin Press, 1996. – 214 p.