ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и основные характеристики политического процесса
1.2 Структура, режимы и стадии политического процесса
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
2.1 Государственное управление и его признаки
2.2 Уровни и виды государственного управления
2.3 Особенности государственного управления в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.
Государственное управление оказывает сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.
Актуальность
На современном этапе своего развития Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества. Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых
1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и основные характеристики политического процесса
Политический процесс – это упорядоченная последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Кроме того, политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.
Политический процесс является динамической характеристикой политики и стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.
Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс – это технология осуществления власти.
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.
1.2 Структура, режимы и стадии политического процесса
В структуре политического процесса принято выделять:
– субъекты (акторы) политического процесса (институциализиро-ванные и неинституциализированные);
– объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
– политические интересы данных субъектов;
– профессиональная политическая деятельность субъектов и политическое участие рядовых граждан;
– политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов политического процесса;
– средства, методы, ресурсы исполнителей процесса [10, с. 265–277].
В научной литературе выделяют следующие режимы существовании политического процесса: режим функционирования, развития и упадка.
В условиях режима функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиций, чем вводят новации, используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей. Например, функционирование политической системы со второй половины 60-х гг. до середины 80-х гг. в СССР.
В условиях режима развития власти пытаются вывести политическую систему на новый уровень, применять методы управления, отвечающие происходящим переменам. При этом политический процесс сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений. Примером может являться возникновение третьей волны демократизации с середины 70-х гг., когда около 40 государств Европы и ряда латиноамериканских стран переходят к демократической политической системе.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
2.1 Государственное управление и его признаки
Государственное управление можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государственное управление это – сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов.
Государственное управление в узком смысле одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством на основе и во исполнение законов. [35, с. 11 – 13].
Государственное управление – один из видов социального управления.
Социальное управление как атрибут общественной жизни проявляется в общих чертах, свойственных управлению как научной категории, а также в особенностях организации общественной жизни. Наиболее важными из них являются:
– социальное управление имеет место только в том случае, если осуществляется совместная деятельность людей. Сама по себе такая деятельность (производственная и иная) не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, эффективное выполнение стоящих перед ними задач, достижение общих целей. Управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы.
– социальное управление своей главной целью имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованный характер.
– главным объектом взаимодействия социального управления является поведение (действие) участников совместной деятельности, их взаимоотношения – категории социально-волевого характера, в которых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, государственное управление в структуре политического процесса – это регулирование государственными органами различных сторон жизни общества., великое искусство реализации государственной власти в определенных целях и интересах. Это универсальный и объективно необходимый элемент социальной действительности.
Третье тысячелетие бросает вызов государственному управлению – его структуры должны наращивать свою конкурентоспособность и эффективность, одновременно демонстрируя высокий профессионализм и строго следуя законности.
На основании глубоко изучения проблемы белорусского политического менталитета мы можем сделать следующие выводы:
1. Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
2. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования.
3. Государственное управление – и управленческие функции государственных органов в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Эта структура обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства – субъекта управления и общественной системы, так и внутреннюю согласованность и динамичность его как управляющей системы.
1. Антонова, Н. Б. Теория и методология государственного управления / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. Вечер. – Мн.: Народное собрание, 2004. – 116 с.
2. Баранов, Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций/ Н.А. Баранов. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. – 30 с.
3. Василевич, Г. А. Органы государственной власти в Республике Беларусь (конституционно-правовой статус): учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Мн.: Народное собрание, 1999. – 177 с.
4. Вельский, К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (политологические аспекты): учеб. пособие / К.С. Вельский. – М: Политос,1996. – 164 с.
5. Государственная политика и управление: учеб. пособие / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. – Мн.: РИВШ, 2013. –180 с.
6. Зеркин, Д.П., Игнатов, В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций/Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: МарТ», 2005. – 512 с
7. Ирхин, Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник/ Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. – М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
8. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика / С.Н. Князев.- Мн.: РИВШ, 2002. – 255 с.
9. Купришин, Г.Л. Государственное управление: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Купришин, А.И. Соловьев. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 1996. – 256 с.
10. Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика/ В.В. Лобанов. – М.: Инфра-М-НОРМА,2004. – 163 с.
11. Мельник, В. А. Политология: Учеб./ В.А. Мельник. 3-е изд., испр. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999. – 495 с.
12. Мельник, В. А. Современный словарь по политологии: словарь / В. А. Мельник. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
13. Мельников, А.П. Местное самоуправление / А.П. Мельников. – Мн.: Вышэйшая школа, 2000. – 243 с.
14. Миннибаев, Б. И., Шарифуллин, Р. Ф. Особенности системы государственного управления Республики Беларусь/ Б.И. Миннибаев, Р.Ф. Шарифуллин // Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 26 –28.
15. Нефёдов, С.А. Системная модель политического процесса: структура и основные понятия// Вестн. Волгогр гос ун-та, Серия 4. Ист. – 2009. – № 2. – С. 84 – 89.
16. Охотский, Е.В.. Государственное управление в современной России : учебно-методический комплекс/Е.В. Охотский. – М.: МГИМО (У) МИД России. – 548 с
17. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов/ А.В. Пикулькин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА,2000. – 399 с.
18. Политология: Учеб. для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000 – 448 с.
19. Попов, В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами/ В.М. Попов, Г.П. Солодков. – Ростов-на-Дону:СКАГС, 2002. – 189 с.
20. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. – М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. – 377 с.
21. Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России: Учеб. пособие. М., 2006. С.16-17.
22. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.3. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб.: Питер, 2003. – 277 с.