ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЫНОСЛИВОСТЬ И ЗАДАЧИ ПО ЕЕ ВОСПИТАНИЮ
1.1 СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И ТИПЫ ВЫНОСЛИВОСТИ
1.2 ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕТОДИКИ
2.1 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
2.2 КОНТРОЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в то время, когда общество все больше осознает огромную важность физической активности и спорта не только как части массовой культуры, но и широко применяемой деятельности для индивидуального и социального здоровья и благополучия.
Физическая активность людей играет все более важную роль в научном интересе к образу жизни современного общества и является очень важным фактором в процессе определения уровня здорового и активного образа жизни, качества жизни и здоровья в целом.
Незаменимая роль физической активности в жизнедеятельности человека постоянно научно подтверждается. Развитие сидячего образа жизни является результатом процесса социализации, направленного на отсутствие физической активности, который развился в молодости и продолжился во взрослой жизни. Именно поэтому так важно развитие физической подготовленности и двигательных качеств человека.
Физическая подготовленность – это ценность, которая имеет существенное значение во всесторонней деятельности человека, в сохранении его здоровья и творческой активности. Независимо от особенностей и уклада жизни элементарный потенциал двигательных возможностей является необходимым условием прогресса и развития как человека, так и всего общества.
В условиях технизации, автоматизации и урбанизации современного общества физическая подготовленность играет важную роль. Речь идет не только о профессионально необходимом потенциале подготовки, например, строителей, экономистов, врачей, инженеров или военных, но и о том, что улучшение физической подготовки должно быть естественной потребностью современного человека, частью его культуры.
ГЛАВА 1. ВЫНОСЛИВОСТЬ И ЗАДАЧИ ПО ЕЕ ВОСПИТАНИЮ
1.1 Сущность, показатели и типы выносливости
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.
В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия [5].
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости [21].
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕТОДИКИ
2.1 Средства и методы воспитания аэробной выносливости в физическом воспитании
Физические упражнения используются для решения комплекса оздоровительных и образовательных задач, комплексного развития личности ребенка.
Они активируют сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.
Для тренировки на выносливость используются специальные подготовительные и соревновательные упражнения, которые подразделяются на общие упражнения (бег, плавание и т.д.) и точечные эффекты (многократное поднятие и опускание рук и ног) в зависимости от воздействия на организм.
Локальные ударные упражнения могут выборочно активировать деятельность отдельных групп мышц, которые отстают в своем развитии, принимая во внимание силовые, скоростные и скоростные составляющие выносливости.
Основными средствами воспитания общей выносливости (как аэробной, так и комплексного характера) считаются те физические упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются:
- активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата;
- преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;
- сравнительно значительная суммарная продолжительность работы (от нескольких минут до многих десятков минут);
- умеренная, большая и переменная интенсивность (соответственно и аналогичная физиологическая мощность) работы;
- активное участие в работе крупных групп мышц [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выносливость относится к двигательным способностям человека.
Двигательные способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.
На развитие двигательных способностей оказывают влияние три режима двигательной активности. Двигательные способности развиваются на протяжении трех этапов. Для них характерна неравномерность и гетерохронность. А также физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков.
Развитие двигательных способностей характеризуется тремя принципами. Это принцип регулярности педагогических воздействий, принцип наглядности и принцип постепенности и предельности нагрузок
Развитие выносливости людей определяется условиями их жизни и деятельности.
Обучение и деятельность — решающие факторы развития выносливости. Двигательные способности, как все другие свойства личности, проявляются в деятельности. Процесс их развития может идти стихийно в силу того, что условия деятельности требуют проявления определенных двигательных способностей. Но лучше, если они развиваются в организованном процессе обучения.
В процессе обучения создаются условия, наиболее благоприятные для целенаправленного формирования выносливости.
Одним из решающих факторов в формировании выносливости к определенной деятельности является методика обучения.
1. Алиев М. Н., Гаджимурадова Р. Т. Воспитание общей выносливости// Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- № 9 / том 53.- 2010.- С. 90-94
2. Ашмарин Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2005.-287с.
3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2011.- 368с.
4. Бердинков Г.И, - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004.-240с.
5. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. - М.: Академия,2008.-174с.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
8. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10
9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2009. -200 с.
10. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
11. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
12. Матвеев А.П. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб.пособ. - М.: Просвещение,2001. - 191с.
13. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель-АСТ, 2003.- 863 с.
14. Оуэн, Сара Рецепты усиления выносливости / Сара Оуэн. - М.: Амфора, Амфора, 2012. - 219 c.
15. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
16. Прус Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство М. ученый, 2014. — С. 140-142.
17. Развитие общей выносливости как средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний : пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / сост.: В. А. Ильков, М. Г. Демиденко, Т. Ф. Торба. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. – 21 с.
18. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта: моногр. / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 646 c.
19. Сеченов, И.М. Записки русского профессора от медицины// И.М. Сеченов. –Москва: АСТ, 2014. -275 с.
20. Скрынник, О.В. Теоретические основы физического воспитания. - Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009.- 73с.
21. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. Б.М. Шияна - М.: Просвещение,2005. - 245с.
22. Тупиев, И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов / И.Д. Тупиев, C.B. Латухов, А.Г. Дороднов // Теория и практика физ. культуры. 2011. - № 2. - С. 76 - 79.
23. Тупоногова О. В. Тренировка выносливости у юных бегунов на средние дистанции : обзор соврем, тенденций / О.В. Тупоногова // Вестн. спортив. науки. -2012. -№ 1. С. 28-33.
24. Фарфель B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-208с.
25. Физическая культура: Учеб.пособ. / Под ред. Б.И. Загорского, И.П. Залетаева, Ю.П. Пузырь. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа,2001. - 383с.
26. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
27.Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
28. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.