Введение
1. Теоретические основы обучения рассказу как форме монологической речи на иностранном языке
1.1 Монологическая речь как вид речевой деятельности
1.2 Психологические и лингвистические особенности рассказа как формы монологической речи
2. Практические аспекты обучения рассказу как форме монологической речи на иностранном языке
2.1 Комплекс упражнений на обучение рассказу на основе текстов-образцов
2.2 Результаты апробации комплекса упражнений на обучение рассказу на иностранном языке
Заключение
Список используемых источников
Введение
На современном этапе развития общества усиливается потребность в овладении иностранным языком как средством общения, общественных отношений. Проблема обучения монологической речи иностранного языка является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку.
Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Основной задачей на начальном этапе обучения монологической речи является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. От осознания возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.
На необходимость специального обучения монологической форме речи указывала Л.П. Федоренко: "Люди, не владеющие монологической речью, не только не умеют строить связные высказывания, но и не понимают написанного в форме монолога. [ 1, с.12 ]
В практике преподавания иностранного языка часто встречаются такие случаи, когда ученик не может самостоятельно ответить или выступить с речью на английском языке, то есть, он не может сформулировать и выразить свои мысли на английском языке. Отсюда следует проблема того, что ученик просто не сможет использовать иностранный язык на практике.
Целью данной курсовой работы является разработать научно обоснованный комплекс упражнений на обучение рассказу на иностранном языке.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач :
1. Выявить психологические и лингвистические особенности рассказа как формы монологической речи.
2. Отобрать из электронных образовательных ресурсов образцы рассказов на основе критериев соответствия программным требованиям и потребностям учащихся, структурного разнообразия и занимательности.
3. Разработать и апробировать комплекс упражнений на обучение рассказу на иностранном языке.
1. Теоретические основы обучения рассказу как форме монологической речи на иностранном языке
1.1 Монологическая речь как вид речевой деятельности
Монолог является такой формой речи, которую выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить продуктивный и репродуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой стоит задача развития умений неподготовленной продуктивной речи учащихся.
Монологическая речь как вид иноязычной речевой деятельности обладает определенными психологическими и лингвистическими особенностями.
Психологическая характеристика монологической речи определяется коммуникативной функцией этого вида речи и природой механизма ее порождения. Коммуникативная функция монологической речи состоит в связном непрерывном изложении мыслей одним лицом, обращенном к одному или нескольким лицам. В психологической литературе выделяют следующие коммуникативные функции монологической речи:
- информативная функция используется для сообщения новой информации в виде знаний о предметах, явлениях, описания событий, действий, состояний.
Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Говоря о коммуникативном развитии учащихся на средней ступени обучения, следует отметить, что учащиеся недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя учащиеся владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям, в высказывании все-таки предпочитают конкретные суждения теоретическим, абстрактным рассуждениям, описание конкретных фактов установлению причинно-следственных связей между ними. В процессе школьного обучения у них развивается способность строить рассуждения, делать выводы, умозаключения, складывается наглядно - действенное мышление. [2, с. 56]
2. Практические аспекты обучения рассказу как форме монологической речи на иностранном языке
2.1 Комплекс упражнений на обучение рассказу на основе текстов-образцов
Монологическое высказывание-это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Монолог должен быть спланирован , то есть не только одно высказывание отдельного характера или предложения, но и целое сообщение .
При этом объем и характер информации, а также выбор языковых средств определяется самим говорящим. Методика формирования монологических навыков у учащихся включает три этапа. [21, с. 52]
Задачей первого этапа является обучение учащихся объединению речевых образцов фразового уровня в сверхфразовые единства. Примерами могут служить условно-речевые продуктивные упражнения на присоединение, объединение (однотипных и разнотипных образцов речи).
На втором этапе ученики самостоятельно создают монологическое высказывание на сверхфразовом уровне (микромонологи). В упражнениях этой группы речь учеников не определяется учителем, а направляется и мотивируется коммуникативным заданием. Обучение монологической речи на этом этапе осуществляется при помощи различных опор: невербальных (изображения, видео), вербальных (подстановочные таблицы, высказывание-образец (в звуковой или зрительной форме)) и частично-вербальных (структурно-речевые и логико-синтаксические схемы, ключевые слова).
Третий этап предполагает обучение учащихся создавать монологические высказывания на текстовом уровне, выражая свое мнение и критическое отношение, доказывая правильность своего суждения. Упражнения, используемые на данном этапе, являются продуктивными коммуникативными и включают коммуникативное задание, которое дает учитель, и высказывание самого ученика. Коммуникативное задание мотивирует высказывание учащегося, побуждает его к участию в речевой деятельности и определяет объем высказывания.
В целом всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное и сделать вывод.
Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие высказываний учащихся в контексте коммуникативной или условно-коммуникативной ситуации. Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.
Заключение
В данной работе были рассмотрены современные тенденции в обучении монологической речи на среднем этапе.
Целью данного исследования являлось - данной курсовой работы является разработать научно обоснованный комплекс упражнений на обучение рассказу на иностранном языке.
В результате проделанной работы мы достигли поставленной цели и задач, а именно изучить научную литературу по теме, определить цели обучения монологической речи, проанализировать основные способы обучения монологической речи на среднем этапе.
В первой главе исследования рассматривалось понятие "монологическая речь". В ней выделяются основные функции, характеристики, типы, качества монологической речи. Раскрывается понятие монологических умений, уровень сформированности монологической речи.
Такие типы, как монолог-описание, монолог-сообщение, монолог- рассуждение, монолог-повествование и монолог-объяснение рассматриваются в данной главе. Раскрываются основные особенности данных типов.
Такие качества, как целенаправленность, логичность, завершенность, продуктивность, непрерывность, выразительность и самостоятельность присущи монологическому высказыванию.
Помимо этого, определяются цели формирования монологической речи у учащихся. К ним относятся такие цели, как: формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их во внеучебной речевой практике; целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений, например, пересказывать текст, сделать сообщение на заданную тему, обосновать правильность своих суждений.
Так же в первой главе нашего исследования раскрывались психолого- педагогические особенности учащихся на среднем этапе.
На средней ступени обучения учащиеся могут недостаточно полно раскрывать связи между явлениями. Даже владея всеми теоретическими навыками, основами построения высказываний, учащиеся больше отдают предпочтение конкретным суждениям, нежели рассуждениям, высказываниям собственных мыслей и идей, описанию конкретных фактов.
Однако в процессе обучения у них развивается способность рассуждать, делать выводы, умозаключения, создавать логичные и смысловые высказывания.
1. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. /— М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
2. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. Учебное пособие. /— М.: Высшая школа. 2004.— 120с.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Брошюра./ М.: Знание.1996 — 48 с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультета иностранных языков. / — М.: Издательский центр "Академия", 2005. — 336 с.
5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
6. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. учеб. пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностр. языков высших педагогических учебных заведений. / – М.: Высшая школа, 1982. — 252 с.
7. Рязанова И.С. Обучение английскому детей младшего школьного возраста. Пособие для учителя . / — М.: Иностранные языки в школе, 1992. —64 с.
8. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М.. Практический курс методики преподавания иностранных языков. /—Мн.: Тетра Системс, 2003. —92 с.
9. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию. Пособие для учителей. /— М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. —153 с.
10. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. Учеб. пособие для филологических спец. вузов. /—М. : Высшая. школа, 1981. —159 с.
11. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе . Учебное пособие для студентов пед. колледжей. /— Д.: Феникс, 2004. – 300 с.
12. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Учебное пособие для студентов лингвистов. /— Л.: Наука, 1972. — 213 с.
13. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. Практический курс методики. /— М.: МГУ, 1972. — 62 с.
14. Витт Н.В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку Ин. языки на неспециальных факультетах. — М.: МГПИИЯ, 1971. — 124 с.
15. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Методическое пособие./ - М.: Просвещение, 1977. — 278 с.
16. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Учебное пособие. /- М.: Просвещение, 2001.—278 с.
17. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Учебное пособие для преподавателя иностранного языка./ —М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
18. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Учебное пособие./— М.: Просвещение, 1987.—145 с.
19. Каспарова М.Г. Психодиагностика иноязычных способностей. Учебное пособие по курсу психологии для студентов./— М.: Прогресс,1974.—147 с.
20. Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию. Пособие для студентов педагогических институтов./—М.: Иностранные языки в школе, 1991.—92 с.
21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей./ — М.: Просвещение, 2002.— 239 с.
22. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Справочник по методике преподавания иностранных языков для преподавателей вузов./— СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. — 224 с.
23. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. /—Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 522 с.
24. Мильруд Р.П. Современные проблемы теории обучения иностранным языкам за рубежом. Статья из журнала : Иностранные языки в школе./ — Вестник ,2002.—101 с.
25. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Учебник английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений./ —: М.: Просвещение, 2017.—210 с.