Введение
1. Теоретические аспекты потребительского поведения
1.1. Развитие теории потребительского поведения
1.2. Бюджетная линия
2. Влияние доходов потребителя на его потребительское поведение
2.1 Факторы, определяющие потребительский выбор
2.2 Изменение цен и дохода потребителя
3. Особенности современного потребительского поведения
3.1. Практическое значение потребительского поведения
3.2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь
Заключение
Список используемых источников
Введение
Для полного удовлетворения человеческих потребностей всегда существуют ограничения такие как, капитал, земля и труд так как потребности человека практически неутолимы. В связи с чем возникает нужда экономического выбора, для того чтобы распределить имеющиеся ресурсы так чтобы удовлетворить человеческие потребности. Использование всевозможных ресурсов и благ это путь к реализации человеческих потребностей. Актуальность темы в том, что являясь потенциальным потребителем любой человек, имеет свой характер, тип и психологические особенности. Цель работы: определить влияющие факторы и значение потребительского поведения.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты потребительского поведения;
- проанализировать влияние доходов потребителя на его потребительское поведение;
- изучить особенности и проблемы потребительского рынка.
Объект исследования – поведение потребителя.
Предмет исследования – особенности разных факторов потребительского поведения.
Модели характерные для потребительского поведения, возможно, раскрыть при анализе особенностей. С мотивациями тесно связаны типы потребительского поведения. Побудительные мотивы лежат в основе действия использования услуги либо покупки того либо другого товара. Формироваться под действием случайных импульсов, так и опираться на здравый смысл могут данные мотивы. Реализация выбора рыночных благ и изучение принципов рационального поведения покупателей на рынке – теория потребления. Потребители услуг и товаров – группы людей, люди или организации разного масштаба и деятельности, которые используют услуги и товары. Как потребители конкретных услуг и товаров в материальной форме можно рассматривать – малые фирмы и глобальные компании, международные организации и даже мировое сообщество в целом, избиратели, домохозяйства и домашние хозяйки. Фирмы и домохозяйства являются на рынке готовой продукции главными агентами. Спрос на услуги и товары определяет поведение домохозяйств. Предложение услуг и товаров характеризует поведение организаций – производителей. В данной работе рассматриваются факторы, влияющие на выбор потребителя. Так как не только теоретический, но и практический интерес представляет данная проблема. Как сориентироваться потребителю среди обилия услуг и товаров, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты минимальными?
1. Теоретические аспекты потребительского поведения
1.1. Развитие теории потребительского поведения
Для нормальной работы рынка, для развития производства товаров и услуг, необходимым людям, существенное значение имеет поведение потребителей. Его синтез позволяет хозяйствующим субъектам прослеживать аргументы выбора покупателей, которые являются потребителями тех либо других товаров, раскрыть закономерности изменения покупательского спроса и на данной основе реализовывать бизнес-проекты, выстраивать стратегию своего рыночного поведения. Колоссальный вклад в изучение закономерностей поведения потребителей внесли маржиналисты. Наряду с концепцией предельной полезности они выдвинули теорию потребительского поведения. Исключая математические и дискуссионные подробности. Потребительское поведение – процесс создания спроса потребителей на различные услуги и товары. Поступки людей субъективны, однако в поведении среднего потребителя просто прослеживаются одни и те же характерные особенности. Предъявляя спрос на те, либо другие блага, потребитель пытается извлекать от их приобретения максимальную выгоду для себя – максимальную полезность, либо удовлетворение, ощущаемое при употреблении приобретенных услуг и товаров. При всем при том потребитель наталкивается на определенные ограничения, связанные с размером дохода, которым он обладает, а также уровнем рыночных цен. Настоящие ограничения и ставят перед необходимостью потребителя делать выбор между теми либо другими благами. Кроме вышеуказанных ограничений, на выбор потребителя оказывает значительное воздействие имеющаяся у него система предпочтений, отношение к моде, вкус. Также на спрос потребителя оказывает влияние наличие либо отсутствие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Центральным фактором в потребительском выборе является полезность того либо другого товара. [16, С. 79] Потребляя те либо другие блага, люди тем самым как бы оценивают их полезность для себя. Отсюда и возникает теория полезности, с помощью которой экономисты стараются аргументировать процесс создания цен. Каждый покупатель решает для себя проблему: какое количество своих денег он готов отдать в обмен за необходимое ему благо, чему отдать предпочтение. Предпочтения потребителей переменчивы, неустойчивы, обусловлены множеством субъективных факторов.
2. Влияние доходов потребителя на его потребительское поведение
2.1 Факторы, определяющие потребительский выбор
Элементарным закономерностям максимизации выгоды, рациональных оценок, расчетов и выбора, поведение потребителя не подчиняется. Нефункциональный спрос существует, вдобавок функционального спроса, при котором ведущими становятся качества, присущие самому товару. Он определён разными психологическими причинами. Желание подражать либо выделяться, мода и престиж, упование усовершенствовать свой образ "Я" компенсировать недостатки и смягчить комплексы неполноценности с помощью товара,– это все переделывает полезность товара, пропуская ее через призму психологических факторов. Разные классификации факторов, действующих на принятие решения о приобретении, которые должны быть учтены в рекламе и продажах представлены в прикладной и научной литературе. Факторы действующие на решение о покупке товара:
- полезность U= f (A,B,C,D) – степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара;
- доход покупателя – I;
- цена товара – P.
В соответствии с собственными предпочтениями потребитель распределяет свои покупки и старается приобрести на ограниченный доход такой набор благ, который дозволил бы ему в максимальной степени удовлетворить нужду. Лишь при соблюдении правила максимизации полезности это достижимо, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. Максимизация полезности потребляемых благ потребителем в условиях ограниченного дохода является важнейшей его целью. Сформулирован сам термин «полезность» был английским философом Иеремией Бентамом. Полезность – это способность товаров удовлетворять предначертанные потребности. Как видим, это субъективное понятие, так как одни и те же товары по-разному полезны для каждого отдельно взятого индивида. Удовлетворение, которое получают потребители от потребления той либо другой услуги (товара) называют полезностью. Предельную и общую различат полезность: Предельная полезность –в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида услуги либо товара, прирост общей полезности. [10, С. 42] Выбирая для потребления те либо другие блага, экономический субъект всегда, со своей позиции оценивает пользу, которую они могут дать, и насколько хорошо и полно смогут удовлетворить его насущные потребности.
3. Особенности современного потребительского поведения
3.1. Практическое значение потребительского поведения
Значение потребительского потребления в современных условиях:
- Традиционное действие потребителя. Это объясняется тем, что многократно повторяющееся действие становится традиционным, исполняемым автоматически, без размышлений. В таком автоматическом режиме повседневное поведение позволяет значительно экономить время, нервы, силы и не ломать голову при любой покупке. Товар, место его покупки превращаются в привычку. Мелкие колебания цен в модели традиционного действия могут абсолютно игнорироваться: сила привычки оказывается сильнее экономического расчета. [20, c.153]
При покупке товаров вызывающих сильное привыкание, такие как наркотики, алкоголь, табак, очень часто срабатывает модель традиционного поведения. Так ка в данном случае вообще игнорируется колебания цен в пределах имеющегося финансового потенциала. К определенной марке товара покупатели привязываются точно также: при каждой покупке получают талон, накопление которых дает право на бесплатное покупку либо скидку. Человек, которого удалось втянуть в такую игру, уже не может разумно оценивать качество товара и сравнивать цены.
- Инструментальное действие – направлено на удовлетворение базовых потребностей, которые нельзя не удовлетворять.
Людьми как базовые рассматривается целый ряд потребностей, которые нельзя игнорировать. Посему колебания цен, не выходящие за рамки финансовых возможностей людей, существенно не действуют на их потребление при принятии решения о покупке товаров первой необходимости.
- Поведение потребителей во время инфляции.
Инфляция – характерная черта экономической истории всех стран мира. Она оказывает мощное воздействие на поведение потребителей и коренным образом трансформирует правила экономического обмена. Бегство от подвергшихся инфляции денег путем их обращения в устойчивую иностранную валюту является естественным итогом инфляции.
В итоге иностранная валюта приобретает функции средства платежа на чужой территории, функции средства сбережения. Резко повышается спрос на золото и прочие драгоценности, используемые как средство накопления и бегства от инфляции, в условиях инфляции. [11, С. 160]
- Иррациональное поведение – противоположно целерациональному. Если для традиционного характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек, то иррациональное поведение этого лишено.
Психологические механизмы, только косвенно связанные с трезвым расчетом лежат в его основе.
Заключение
И в заключении можно сделать следующие выводы:
С работами маржинализмов было связано возникновение теории потребительского поведения, потому как принцип экономического человека является одним из центральных положений маржинализма. Комплекс закономерностей и принципов руководствуясь которыми каждый человек создает и воплощает в жизнь свой набор потребления всевозможных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей, исследует теория потребительского поведения. С понятиями предельной и общей полезности связана данная теория. В главе 1 раскрываются теоретические аспекты потребительского поведения. К конечному потреблению услуг и товаров для удовлетворения определенных потребностей сводится поведение потребителей, как коллективных, так и индивидуальных. Не только под действием предпочтений строится выбор индивида, но он и ограничен бюджетом. Так как общий доход у потребителя не может быть больше дохода. Из предложенного ассортимента услуг и товаров покупатель начинает выбирать тот, который соответствует его вкусам и потребностям, осознавая при этом свои потребности. По уровню дохода и образования, по предпочтениям и вкусам, а также по возрастным критериям различаются потребители. Во второй главе рассмотрены основные факторы, влияющие на поведение потребителя. А также как изменяется поведения потребителя при изменении дохода либо цены. Множество факторов существует, которые влияют на принятие потребителем решений о совершении сделки того или иного рода, все их нужно учитывать при анализе спроса, прогнозировании доходов от продаж и приведении статистики. На поведение покупателей кроме этого, оказывают воздействие четыре существенных психологических фактора: усвоение, мотивация, восприятие, а также взгляды и мнения. Организации не могут управлять данными факторами в большинстве случаев, но какие факторы вызывают в покупателе интерес к тому либо другому товару, и разработать программы, учитывающие данные факторы, можно узнать, собирая необходимую информацию. В третьей главе рассмотрено практическое значение и раскрыты проблемы потребительского рынка в Республике Беларусь. С осознания покупателем нужды или потребности - потребитель осмысливает разницу между желаемым и реальным состояниями начинается процесс принятия решения о покупке. Под действием внутренних раздражителей, когда из естественных человеческих нужд – жажда, голод и другие, может возникнуть потребность. Когда потребитель решает приобрести товар той марки, которая ему больше всего понравилась в этом и заключается решение о покупке.
1. Байнев, В.Ф. Экономика региона: учеб. пособие для студентов спец. «Государственное управление и экономика» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Ф. Байнев, С.А. Пелих; под ред. С.А. Пелиха. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 272 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010.
3. Вардомский, Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учеб. пособие / Л.Б. Вардомский, Е.Е. Скатерщикова. — М.: КНОРУС, 2010. — 448 с.
4. Видяпина В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2009.
5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб: Экономическая школа, 2013.
6. Гребнев Л.С., Нуреев Р. М. Экономика. М.: Вита-пресс, 2011.
7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.- СПб.: Нева, 2012.
8. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика - М.: Дело и сервис.-2010.
9. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: ИНФРА-М, 2012.
10. Кузнецов А. Методика оценки характера поведения потребителей// Вопросы экономики, 2013. - №8. - С. 41-47
11. Киреенко, Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: учеб. пособие / Е.Г. Киреенко. — Минск: Аверсэв, 2003. — 400 с.
12. Лемешевский, И.М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития: курс лекций для студентов эконом. спец. вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ФУАинформ, 2012. — 560 с.
13. Нуреев Р.М. Основы экономической теории - М.: Высшая школа, 2009.
14. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Филинъ, 2010.
15. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. Гальперина В.М. Новосибирск. - 2011.
16. Федько Н. Г., Федько В. П. Поведение потребителей. М.: ОНИКС, 2009.
17. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Юнити, 2012.
18. Чекурин М.Н., Киселева В.А. Курс экономической теории. М.: Инфра-М, 2007.
19. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой.- Киров: Гранит, 2010.
20. Методология разработки и реализации стратегий устойчивого развития территорий (Местных повесток-21) / О.В. Сивограков [и др.].— Минск: Ковчег, 2010. — 168 с.
21. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы / Совет Министров Республики Беларусь. — Минск: Беларусь, 2016. — 124 с.
22. Постулаты теории потребительского поведения. Электронный ресурс, режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/postulaty.html;
23. Проблемы региональной экономики Республики Беларусь в условиях глобализации и регионализации мирохозяйственных связей / под науч. ред. акад. П.Г. Никитенко, канд. эконом. наук Т.С. Вертинской. — Минск: ИООО Право и экономика, 2004. — 127 с.
24. Правила рынка./Под ред. В.Д.Щетинина. - М.: Международные отношения, 2012.
25. Экономика./Под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономист, 2010.
26. Экономическая теория./Под общ. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2009.
27. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2011.