| Введение |
| Глава 1. Самореализация как психологический феномен |
| Глава 2. Психология развития в период ранней взрослости |
| Глава 3. Особенности самореализации в период ранней взрослости в профессиональной деятельности в гендерном аспекте |
| 3.2 Организация и методика исследования |
| 3.3 Анализ результатов исследования |
| Заключение |
| Список использованных источников |
| Приложения |
Введение
В современном обществе мы наблюдаем активную успешность женщины во многих сферах жизни. Женщины стремятся к высокому положению в обществе, продвижению в карьере, реализации своих способностей в профессиональной деятельности.
В настоящее время жизнь предъявляет высокие требования к женщинам, стремящимся к самореализации, значение карьеры для которой возрастает, а ценность семьи уходит на второй план. Эта тенденция оказывает воздействие на восприятие женщины в обществе и меняет представление общества о женщине. Однако, в нашей стране по-прежнему сохраняется тенденция патриархальных взглядов на роль женщины в обществе, которую разделяют не только мужчины, но и поддерживают сами женщины, предпочитая «зависимое» положение от мужчин. Это противоречие порождает такие трудности, как «двойная занятость», «ролевой конфликт работающей женщины», «экономическая независимость», наблюдаемые в обществе.
Самореализация в профессиональной деятельности приобретает особую ценность в периоде ранней взрослости. Этот возрастной период насыщен значимыми событиями, которые оказывают влияние на дальнейший ход жизни. Вхождение в этап взрослости предполагает наличие у человека расширение границ «Я», потребности в саморазвитии, обогащение сфер деятельности, повышение степени самоконтроля и ответственности, Главной целью ранней взрослости можно считать реализацию своих возможностей.
На сегодняшний день проблема самореализации современной женщины периода ранней взрослости вызывает большой интерес к психологическому анализу этого феномена. В разработку проблемы самоактуализации личности женщины внесли особый вклад зарубежные психологи, на базе исследований которых появляются и отечественные концепции. Работы таких авторов как А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р.
Глава 1. Самореализация как психологический феномен
Изучение феномена самореализации берет свое начало в 50-е годы прошлого века в зарубежной гуманистической психологии, хотя сама идея о реализации реальных и потенциальных возможностей личности возникла еще до формирования гуманистической психологии (А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг).
Впервые концептуальное оформление идеи о самоактуализации было отражено в работах теоретика-физиолога К. Гольдштейна. Автор сформулировал понятие «самоактуализация», под которой понимал основу, единственный мотив организма. К. Гольдштейн рассматривал самоактуализацию в качестве фундаментального процесса, управляемый тенденцией актуализировать в наибольшей степени свои способности [5, с. 46]. Необходимой предпосылкой для самоактуализации и самореализации всего организма является потребность в самоактуализации, а именно удовлетворение этой потребности. Отсюда следует, что организмом управляет тенденция актуализировать в наиболее возможной степени индивидуальные способности. Самоактуализация является основой развития и совершенствования организма, творческой тенденцией человеческой природы. При этом, различия в целях и направлениях самореализации связываются К. Гольдштейном с различными внутренними потенциями и людским окружением. Преодоление данных препятствий способствует или приспособлению к среде, или к приобретению более эффективных способов поведения.
В гуманистической психологии проблеме самореализации уделяли особое внимание А. Маслоу и К. Роджерс. Создателем теории самоактуализации личности принято считать Абрахама Маслоу. Согласно А. Маслоу, самоактуализация является желанием стать тем, кем возможно, потребностью в самосовершенствовании, в реализации своего личностного потенциала, своих возможностей и способностей [16, с. 124].
Глава 2. Психология развития в период ранней взрослости
В настоящее время существуют различные подходы к периодизации взрослости. Однако мнения исследователей сходятся в том, что взрослость подразделяется на раннюю и позднюю.
Отечественный ученый Б.Г. Ананьев к периоду взрослости относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет, в котором выделяет три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет) [3, с. 153]. По мнению У. Крайга, эти же периоды имеет несколько иные возрастные границы: 21–40, 41–60 и 60–65 лет до конца жизни [14, с. 197]. В эпигенетической концепции Э. Эриксона ранняя взрослость охватывает период от 20 до 25 лет, средняя взрослость – от 26 до 64 лет, поздняя зрелость – от 65 лет до смерти [31, с. 213].
Расхождение в границах взрослости, согласно Г. Крайгу, объясняется тем, что субъективное самоощущение личности и объективные параметры ее формирования зависят не от хронологического возраста, а от различных субъективных факторов [14, с. 245].
Трудности в установлении более точных границ стадий развития взрослого человека обусловлены такой определяющей особенностью развития в период зрелости как минимальная зависимость его от хронологического возраста, и высокая степень изменения его мышления и поведения, которые определяются его установками, целями, опытом.
Американским геронтологом Р.Р. Хейвигхерстом разработана модель развития взрослых, в которой представлены задачи ранней взрослости. Таковыми задачи являются:
– выбор супруга (супруги);
– подготовка к супружеской жизни;
– создание семьи;
– воспитание детей;
– ведение домашнего хозяйства;
Глава 3. Особенности самореализации в период ранней взрослости в профессиональной деятельности в гендерном аспекте
3.2 Организация и методика исследования
С целью выявления особенностей самореализации в период ранней взрослости в профессиональной деятельности в гендерном аспекте было проведено эмпирическое исследование.
Программа экспериментального исследования:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось тестирование с целью особенностей самореализации в период ранней взрослости в профессиональной деятельности у юношей и девушек;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Академия последипломного образования». В исследовании приняли участие 30 студентов 3-5 курсов заочной формы обучения, из них 15 девушек и 15 юношей в возрасте 20-30 лет.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что характер самореализации в период ранней взрослости у девушек имеет свои особенности.
Методы исследования: тестирование, количественно-качественный анализ.
Методики исследования:
1. Самоактуализационный тест (САТ). Автор методики: Э. Шостром, в адаптации Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской. Опросник предназначен для диагностики уровня развития самоактуализации личности. Опросник состоит из 14 шкал, 126-ти пунктов, каждый из которых включает
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что до настоящего время существуют два близких по значению, но имеющие различные оттенки смысла понятия «самореализация» и «самоактуализация. Понятие самореализации использует преимущественно отечественная психология, а самоактуализация – зарубежная психологическая наука. Самоактуализация определяет стремление личности к возможно более полному их выявлению и развитию. Самореализация определяется в качестве реализации личностью собственного потенциала и включает формирование ею жизненных планов, их проработку и осуществление в социальной действительности.
Период ранней взрослости условно охватывает возраст от 20 до 40 лет, однако четких границ не существует. Понятие взрослости означает с одной стороны, адаптацию к реальной жизни, а с другой – творческую активность или самореализацию. Содержание кризиса ранней взрослости заключается в столкновении ожиданий индивида с требованиями реальной жизни. Значение мотивационной сферы в этом возрасте повышается, потому что в этот важный жизненный период индивид вступает во взрослую жизнь, где перед ним становятся задачи создания семьи, рождения ребенка, выбора профессии. Ведущий фактор развития в данный период – это трудовая и профессиональная деятельность. Период ранней взрослости является сенситивным для приобретения характеристик зрелой личности.
Проведенное исследование особенностей самореализации в период ранней взрослости в профессиональной деятельности в гендерном аспекте показало:
– уровень и характеристики самоактуализации у девушек и юношей различны: у девушек на высоком уровне развиты такие самоактуализационные характеристики как ориентация во времени, поддержка, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность,
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. Е. О. Любченко. – Киев, 1997. – 288 с.
3. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1 : Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : МГУ, 1990. – 367 с.
5. Базаева, Ф. У. Анализ феномена самореализации в зарубежной гуманистической психологии / Ф. У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 46-50.
6. Воюшина, Е. А. О соотнесении понятий «самореализация», «самоактуализация» и «акме» / Е. А. Воюшина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 10. – С. 1-4.
7. Денисова, Е. А. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин / Е. А. Денисова, С. Ю. Николаева // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 1-7.
8. Забелина, А. В. Проблема самоактуализации личности / А. В. Забелина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2013. – № 3 (7). – С. 26-31.
9. Исаев, Е. И. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. – 400 с.
10. Коган, Л. Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. – М.: Мысль, 1988. – 283 с.
11. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 365 с.
12. Коростылева, А. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере / А. А. Коростылева. – СПб. : Питер, 2005. – 533 с.
13. Костакова, И. В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И. В. Костакова, С. С. Белоусова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 80-85.
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
15. Кудинов, С. И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России / С. И. Кудинов, Н. А. Ежова // Вестник РУДН. – 2011. – № 2. – С. 5-10.
16. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 118-125.
17. Олпорт. Г. Становление личности : Избранные труды / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2002. – 462 с.
18. Осипова, А. В. Роль профессиональной деятельности в самоактуализации современной женщины : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Осипова. – СПб., 2004. – 18 с.
19. Почебут, Л. Г. Социальные представления о профессиональной и семейной самореализации женщин / Л. Г. Почебут, М. З. Худалова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 1 (Т.5). – С. 103-112.
20. Робер, М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман – М. : Прогресс, 1988. – 486 с.
21. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек / Пер. Е. И. Исениной. – М. : Прогресс, 1994. – 489 с.
22. Самохина, Н. Н. Психологические аспекты проблемы самореализации личности в воззрениях отечественных и зарубежных исследователей / Н. Н. Самохина // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 9 (25). – С. 79-83.
23. Солдатова, Е. Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е. Л. Солдатова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2010. – № 27 (203). – С. 66–72.
24. Сорокоумова, Е. А. Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье / Е. А. Сорокоумова, М. О. Вахрушина // Известия СНЦ РА. – 2013. – № 2-2, Т. 15. – С. 403-408.
25. Стасенко, Е. В. Психологические особенности личности женщин, успешно самореализующихся в профессиональной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. В. Стасенко. – Барнаул : БарГПУ, 2007. – 17 с.
26. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Пер. с англ. – М. : Олма пресс, 2004. – 657 с.
27. Фризен, М. А. Феномен «саморазвития» в проблемном поле современной психологии / М. А. Фризен // Вестник КРАУНЦ. – 2013. – № 1. – С. 75-79.
28. Фромм, Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. А. И. Фета. – М. : Аст, 2011. – 288 с.
29. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О. В. Хухлаева. – М. : Издат. центр «Академия», 2006. – 368 с.
30. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи; пер. с англ. – СПб. : Ювента, 1999. – 436 с.
31. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
32. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с не. А. А. Алексеев. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 544 с.