ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Диагностика уровня лексического развития детей среднего дошкольного возраста
2.2 Методика реализации дидактических игр в педагогическом процессе УДО
2.3 Оценка методики реализации дидактической игры для лексического развития ребенка
Выводы по главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Диагностика уровня лексического развития детей среднего дошкольного возраста
С целью раскрытия значимости дидактических игр в лексической практике на базе «ГУДО Ясли-сад №5 г.Черикова» был проведен педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: проведение дидактических игр оказывает значимое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике УДО был проведен констатирующий эксперимент с дошкольниками. Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря дошкольника.
Задачи:
1. Проанализировать особенности словаря детей средней группы, понимание ими смысловой стороны слов;
2. Выявить уровень словаря природоведческой тематики;
На данном этапе исследования был использован комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей Ф.Г. Даскаловой.
Перед непосредственным проведением эксперимента была изучена имеющаяся документация.
Для разработки программы по проведению дидактических игр, нами был изучен план воспитателя. Было выявлено, что на проведение дидактических игр воспитатель отводит 2-3 занятия в неделю. Было принято решение перейти к ежедневному проведению игр. Работа, которая осуществляется воспитателем, в основном проводится в форме различных игр с наглядностью. Было принято решение о том, чтобы разнообразить формы проведения дидактических игр: привнести в программу игры-драматизации, словесные игры, соревновательные игры. Также было произведено наблюдение за тем, как дети ведут себя при проведении игр. Было отмечено, что не все из них достаточно активны, не каждый ребенок проявляет интерес к игре. Это также обуславливает необходимость подбора новых форм игры. Также была проанализирована предметно-развивающая среда, предназначенная для осуществления игровой деятельности. Было решено разнообразить и обогатить ее за счет добавления большего
2.2 Методика реализации дидактических игр в педагогическом процессе УДО
В ходе следующего этапа эксперимента был проведен ряд дидактических игр с детьми по проиродоведческой тематике. Были использованы следующие игры:
НАЙДИ ЛИСТОК, КАКОЙ ПОКАЖУ
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: бег детей с определенными листочками.
Правило: бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры: во время прогулки воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (тополь, дуб, береза и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
НАЙДИ В БУКЕТЕ ТАКОЙ ЖЕ ЛИСТОК
(Дидактическая задача: найти предмет по сходству.