Введение
1 Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовании
1.1 Сущностные характеристики физического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Место и значение физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования
2 Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (на примере средней группы)
2.1 Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
2.2 Характеристика основных элементов системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
2.2.1 Утренняя гимнастика в детском саду
2.2.2 Физкультурное занятие
2.2.3 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
2.2.4 Гимнастика после дневного сна
2.2.5 Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими
упражнениями
2.2.6 Дни здоровья
2.2.7 Домашнее задание по физической культуре
2.2.8 Физкультминутки
Заключение
Список использованных источников
Приложения А Годовой план-график распределения учебного материала
Приложения Б План- график распределения учебного материала по физкультуре на 1 квартал
Приложения В Система физкультурно - оздоровительной системы
Введение
Актуальность. В наши дни прослеживается интенсивное развитие сущности, структуры, а также содержание физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Наиболее наглядно подобное отражается в программных основах физического воспитания детей в детском саду. На данный момент выпущено и задействовано немалое количество разнообразных программ по физическому воспитанию в вышеупомянутых образовательных учреждениях. Тем не менее, по существу недостает в подобных программах недостаёт полноразвитого научно-методического обеспечения и, безусловно, у преподавателей детских образовательных учреждений появляются некоторые затруднения в практике выбранной учебной программы.
Первостепенные затруднения, которые появляются у руководителей физического воспитания, а также воспитателей затрагивают такой вопрос как планирование( тактическое и стратегическое) учебного материала в области физического воспитания в детском саду.
Физическая культура, как таковая, содействует выработке у ребёнка здорового образа жизни, которое включает в себя и следование правилам личной гигиены, и соблюдение режима дня, и организацию оптимального питания. Исходя из этого, имеет большое значение своевременное начало физического воспитания ребёнка. По мнению большинства современных авторов, если начать приучать ребёнка к занятиям по физической культуре после достижения им трёхлетнего возраста, то родители считаются опоздавшими с началом физического воспитания ребёнка. Тем не менее, в возрасте от 3 до 6 лет развитие ребёнка в физическом плане дозволяет привлечь его внимание, а также обучить основополагающим умениям и началам физической культуры. Обучение физической культуре усиливает компенсаторные способности организма, увеличивают его сопротивляемость. Такие физические нагрузки, как: оздоровительный бег, лыжи, плаванье, гимнастические упражнения, катание на велосипеде – все подобные физические действия владеют высокой степенью влияния на организм ребёнка, следовательно, необходим контроль интенсивности нагрузок на ребёнка при выполнении оздоровительных упражнений.
Цель: обеспечить высокий уровень здоровья детей, развить умения здорового образа жизни, воспитать физическую культуры личности.
Задачи:
1. Охарактеризовать физическое воспитания детей дошкольного возраста.
2. Дать представление о значение физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования.
3. Изучить планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
4. Охарактеризовать основные элементы системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
1 Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовании
1.1 Сущностные характеристики физического воспитания детей дошкольного возраста
Опираясь на результаты исследования современной научной литературы и принимая во внимание действующие запросы к формированию образовательного процесса, под физкультурным образованием учащихся мы понимаем непосредственно процесс, а также итог, который выражается именно в усвоении и развитии приобретённых знаний, ценностей, двигательных навыков и умений , физической подготовленности, рефлексивного осмысления обучающимися уже наличествующего навыка двигательной активности, которые необходимы для физического самосовершенствования в обыденной жизнедеятельности. Под физкультурной образованностью учащихся понимается результат достижения детьми рационального уровня сформированности физической культуры индивида.
В рамках идеи формирования и дальнейшего развития – физкультурное образование учащихся – является процессом и результатом физкультурного развития учащихся на этапе персонализации. Физическое воспитание детей раннего возраста беспрерывно формируется и увеличивается за счёт новоприобретённых знаний и умений, который дети приобретают путём исследования, которое охватывает многообразные стороны физического воспитания ребёнка и в особенности развитие его двигательных навыков. Исходя из этого, теоретическое обоснование физического воспитания детей дошкольного возраста, узнавая закономерности становления ребёнка, при этом подчеркивая и мотивируя всё самое существенное, способствует усовершенствованию непосредственно всей системы физического воспитания.
Необходимо подчеркнуть, что физическое воспитание детей дошкольного возраста охватывает не самую малую территорию в общей системе воспитания ребёнка. Такой возраст включает промежуток времени от рождения до семи лет. В частности, в дошкольном возрасте по результатам узконаправленного влияния педагогов и развивается здоровье, общая выносливость и работоспособность ребёнка, жизнедеятельность, осуществление максимально интенсивного роста и формирования значительных систем организма, а также их функционирование, закладывается всё основание для многостороннего и полноценного становления физических и духовных возможностей и иное, что собственно требуется для всесторонне гармоничного формирования индивида. Как ранее уже было упомянуто, физическое воспитание представляет собой основу многостороннего и полноценного формирования ребёнка в первые годы его жизнедеятельности, т. к. созданные физкультурные занятия в яслях, детских садах и семьях увеличивают деятельность абсолютно всех физиологических
2 Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (на примере средней группы)
2.1 Проектирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем другие. Педагогическое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стремлением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и вне учебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой потенциал.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Автором определены объекты педагогического проектирования (педагогические процессы, системы, ситуации), его этапы: моделирование, проектирование и конструирование.
Разработан порядок действий по разработке проекта:
1. Подготовительная работа (анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, теоретическое обеспечение проектирования, методическое обеспечение проектирования, пространственно-временное обеспечение проектирования, материально-техническое обеспечение проектирования, правое обеспечение проектирования).
2. Разработка проекта (выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, написание документа).
3. Проверка качества проекта (мысленное экспериментирование применения проекта, экспертная оценка проекта, корректировка проекта, принятие решения об использовании проекта).
Вся эта деятельность должна основываться на принципах педагогического проектирования: человеческих приоритетов, саморазвития.
Планирование - это распределение физических упражнений и приемов их проведения на определенный отрезок времени в разных формах работы. Правильное планирование позволяет достигать высоких результатов в решении задач физического воспитания детей. В дошкольном учреждении используются различные формы планирования. Наиболее распространено спиралевидное планирование, обеспечивающее постепенное усложнение двигательного действия от возраста к возрасту. [11]
К основным документам планирования относятся общий годовой план работы, годовой план-график, календарный план работы.
Заключение
Первоочерёдным признаком счастья необходимо признать возможность организма устойчиво адаптироваться к обстановке во внешней среде, равно как и вероятность на осуществление полноценной работы в разнообразных обстоятельствах. Течения формирования организма у детей является качественным и количественным процессом преображений, которые приводят к более возросшему уровню функционирования абсолютно всех физиологических систем детского организма. Он содержит в себе 3 главных смежных обстоятельств: рост, дифференцировку органов и тканей, а также формообразование.
Высокоэффективность применяемых мер по охране физического и психического самочувствия и предупреждение утомления у ребёнка зависят первоначально от того, как именно воспитатель правильно базирует деятельность и отдых ребёнка в течение всего дня, регулирует их отношения в группе, может организовать игровую деятельность. Формирование и усовершенствование всесторонне полного физического развития ребёнка, его влияние на организм считается довольно долгим и достаточно сложным процессом. Следовательно большое значение имеет непосредственно скрупулезное составление учебного материала для дошкольных учреждений . Оно подразумевает под собой разделение физических упражнений и приёмов их проведения в разнообразных методах работы по физическому воспитанию на конкретный отрезок временного периода. В программу разрешения задач физического воспитания ребёнка охватываются развивающие упражнения, первостепенные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами. Преподаватель должен внимательно обдумывать систему подготовительных и подводящих к усвоению основных движений заданий, учитывать ключевые физические принципы - систематичность, последовательность и т.д.
Двигательная активность является необходимым условием для определения уровня здоровья, физической и умственной работоспособности, творческого долголетия человека. Движение оказывает огромную значимость в раннем возрасте – оно оказывает положительное влияние на образование и совершенствование психических свойств ребёнка. В дошкольном возрасте при помощи двигательной активности ребёнок имеет возможность приспособиться к окружающему миру. Движение оказывает огромную значимость в раннем возрасте – оно оказывает положительное влияние на образование и совершенствование психических свойств ребёнка.
В такую систему включают:
- утреннюю гимнастику;
- подвижные игры;
- гимнастику после дневного сна;
- закаливание;
- день здоровья;
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебн. для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
2. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л.Б.Кофмана; авт.-сост. Г.И.Погадаев; предисл. В.В.Ку¬зина, Н.Д.Никандрова.¬ – М.:¬ Физкультура и спорт, 1998. –¬ 496¬ с.
3. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ. / под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
4. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
5. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: сентябрь, 1996. 96 с.
8. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост. Э.К.Дорошевич, М.С.Мятельский, П.С.Солнцев. - М.: Педагогика, 1986. -468 с.
9. Водовозов В.И. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1986. - 480 с.
10. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М., 1997. – 136 с.
11. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998.
12. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры. учеб. пос. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 30 с.
13. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности // Философия образования. М., 1994.
14. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 1983. - с. 16-25.
15. Шебеко В.Н. Физкульт-УРА! Авторская программа по физическому воспитанию детей - 6-е изд. - мн.: Універсітэцкае, 2000. - 560 с.
16. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984. - 151 с.
17. Начинская С. В. Основы спортивной статистики: учеб. пособие / сост. Н. М. Витренко , А. Ф. Бочаров. – Киев, 1987. – 176 с.
18. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. Н.А.Данилова, М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - 284 с.
19. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: учеб. пос. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 16 с.
20. Кошман М.Г., Кветинский С.С., Пономоренко С.В. Планирование учебного материала программы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Адукацыя і выхаванне. - 2002. - № 12 - С. 71-77.
21. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. – М., 1974. – 151 с.
22. Определение физической подготовленности дошкольников / под ред. Б.В.Сермеева. - М., 1973.
23. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности // Философия образования. М., 1994.
24. Короткова Е.А., Сулейманов И.И. Концепция технологии дифференцированного физкультурного образования: учеб. пос // сов. педагогика. - 1992. - № 6. - с. 58.
25. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физ. культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцируемого физкультурного образования // Физическая культура в школе. – 2003. – № 8 – с. 9.
26. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема - 6-е изд. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. – 560 с.
27. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М.: ФиС, 1979. - 152 с.
28. Блинков С.Н., Левушкин Н.С. Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников // Физическая культура. - 2002. - № 1. - с. 8-12.
29. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физ. культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцируемого физкультурного образования // Физическая культура в школе. - 2001. - № 2. -с. 19-22.
30. Каменский Я.А. Великая дидактика / избр. пед. соч.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 484 с.
31. Блинков С.Н., Левушкин Н.С. Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников // Физическая культура. - 2002. - № 1. - с. 8-12.
32. Кошман М.Г., Кветинский С.С., Пономоренко С.В. Планирование учебного материала программы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Адукацыя і выхаванне. - 2002. - № 12 - с. 71-77.
33. Бальсевич В.К., Лубытева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. - 1995. - № 4.
34. Беляков Р. Н. Дифференцируемый подход к физическому воспитанию школьников // Здаровы лад жыцця. – 1999. - №5. - с. 49-51.
35. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
36. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
37. Празников В. В. Закаливание детей дошкольного возраста.- М., 2003. – 167 с.
38. Рунова М. А. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание. — 2010. - № 6. – с.19.
39. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. «Физкульт-привет минуткам и паузам!» Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 128с.
40. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2008.- с.68.
41. Степаненкова Э. Я Методика физического воспитания. — М.: 2009. – 405 с.
42. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2012. — 164 с.
43. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей.- М.,1982.- 106 с.
44. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М., 2011ю – 231 с.
45. Татульян О. В. Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме: Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. — режим доступа: [http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/podvizhnaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-fizicheskikh-kachestv-u-detei-sta].
46. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. — 5-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2009. — 79 с.
47. Тяготы детского мира. Независимый доклад о положении детей в России // Дитя.- № 5-6.- 2003.- с.3-24.
48. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические рекомендации. – М.: Школьная пресса, 2011. – 64с.
49. Хата З. И. Здоровье человека в современной экологической обстановке.- М.,2001.- с.363.
50. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для уч-ся пед. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1994. – 208с.
51. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. — М.: ACADEMIA, 2008. – с.46.
52. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебное пособие. -3-ие изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2008. -192с.
53. Шишкина В.А. Движение + движения: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.