Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения культуры и этики предпринимательской деятельности
1.1 понятие, сущность и принципы предпринимательской этики
1.2 специфические особенности культуры предпринимательской деятельности
1.3 деловой этикет как часть культурно-этических норм предпринимательской деятельности
Глава 2. Практическое изучение особенностей организации и проведения деловых совещаний в туристической фирме ОАО «ВОЯЖ-ТУР»
2.1 организация и проведение исследования
2.2 анализ проведения деловых совещаний в ОАО «ВОЯЖ-ТУР»
2.3 рекомендации по улучшению качества проведения деловых совещаний в ОАО «ВОЯЖ-ТУР»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Деловая этика превратилась в стандарты моральной и этической ответственности в бизнесе во всем мире. Спрос на морально-этическое поведение во всех аспектах внутренних и международных деловых коммуникаций и партнерских отношений способствовал развитию и эволюции деловой этики.
Широкий спектр отраслей и сфер социального поведения, существующих между любым бизнесом и потребителем или широкой общественностью, усложняет сферу деловой этики. Деловую этику можно практиковать в корпоративных офисах, а также в местных семейных продуктовых магазинах. Это связано с социальной ответственностью и корпоративным соблюдением, а также с правами работодателя и работника. Сфера этики охватывает вопросы морали, ответственности, решений и действий, принимаемых любой компанией или бизнесом от низового уровня до самых высоких должностей в местных или национальных органах власти.
Правам потребителей, а также ожиданиям сегодня уделяется повышенное внимание в обществе. Взрывное развитие интернета и международного бизнеса потребовало дальнейшего развития и структурирования международной деловой этики в широком круге стран с различными культурными традициями.
Неэтичное поведение в бизнесе наносит ущерб производительности и уровню жизни. Такая практика также затрагивает социальную, а также экологическую деградацию, которая наносит ущерб многим аспектам общества, что приводит к недоверию. Предприятия становятся все более конкурентоспособными, а стоимость продуктов и их производителей выходит далеко за рамки цены за единицу или функции, которую они выполняют.
Понимание деловой этики дает возможность людям решать этические дилеммы, а также завоевывать уважение к честности, развитию доверия, чувству справедливости и вопросам человеческого достоинства. Обязательства между работодателями и работниками не менее важны, чем соблюдение этических норм во всех сферах бизнеса-от продаж и рекламы до маркетинга и конкуренции.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения культуры и этики предпринимательской деятельности
1.1 Понятие, сущность и принципы предпринимательской этики
Предпринимательская деятельность – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя [2].
Предпринимательская этика – это отрасль этики, которая рассматривает этические правила и принципы в коммерческом контексте; различные моральные или этические проблемы, которые могут возникнуть в условиях бизнеса; и любые специальные обязанности или обязательства, которые применяются к лицам, занимающимся торговлей.
Предпринимательская – это форма прикладной этики, отрасль философии. Таким образом, он берет этические концепции и принципы, разработанные на более теоретическом, философском уровне, и применяет их к конкретным деловым ситуациям [4, с. 45].
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности
Предпринимательская этика не тождественна философии бизнеса, той отрасли философии, которая занимается философскими, политическими и этическими основами бизнеса и экономики.
Глава 2. Практическое изучение особенностей организации и проведения деловых совещаний в туристической фирме ОАО «ВОЯЖ-ТУР»
2.1 организация и проведение исследования
Базой эмпирического исследования стала гомельская туристическая компания ОАО «ВОЯЖ–ТУР»». Данная фирма занимается всеми видами тризма, открылась в 2014 году, и за 2 года уже успела наработать достаточно многочисленную постоянную клиентуру.
Главная цель ОАО «ВОЯЖ–ТУР» – это в наибольшей степени удовлетворять запросы клиента по организации различных видов отдыха в максимально большем количестве стран, климатических зон и т.д.
ОАО «ВОЯЖ–ТУР» – это небольшая компания, в которой 8 сотрудников: директор Буренок Елена Ивановна, секретарь-референт, ведущий специалист по туризму, 4 специалиста по туризму, главный бухгалтер.
У ОАО «ВОЯЖ – ТУР» есть компании-партнеры в России, Прибалтике, Западной Европе. Турфирма сотрудничает с различными белорусскими гостиницами, предприятиями питания, музеями, а также транспортными компаниями. Очевидно, что деловые совещания занимают немаловажную роль в деятельности фирмы.
Фирма арендует небольшое помещение, где организованы рабочие места всех сотрудников, включая директора, отдельная зона для проведения совещаний отсутствует. Участники совещаний обычно рассаживаются возле стола директора.
Оперативные совещания проводятся еженедельно, по понедельникам, в 10-00 часов, их целью является получение директором информации о текущем состоянии дел, принятии оперативных решений и контроль их использования. Участники такого совещания – все сотрудники фирмы. Оперативное совещание длится 30-40 минут. Специалисты затрагивают вопросы о проделанной работе прошедшей недели, принятых решениях, их мобильности и правильности тактики выбора, коротко о хозяйственных вопросах, и предстоящих планах на будущую неделю и декаду. Затем директор комментирует проделанную работу, вносит свои поправки, сообщает о новых предстоящих делах, план на неделю.
Заключение
Итак, предпринимательская этика и культура – одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства. Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступления от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.
Предпринимательская этика и культура основаны на комплексе правил и договорённостей, которые являются определяющими факторами доверия и ответственности, способствуют разрешению конфликтов в организации, а также достижению баланса интересов.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики.
Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.
Культура предпринимательства зависит от культуры каждого задействованного сотрудника на этом предприятии, в том числе от организационной культуры самого руководителя. Каждый культурный предприниматель должен уметь заблаговременно моделировать будущую деятельность своей организации, уметь стимулировать работу своих подчинённых и принимать важные решения с последующей ответственность за их принятие.
1. Арустамов, Э.А., Пахомкин, А.Н., Митрофанова, Т.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2008. – 188 с.
2. Браим, И.Н. Этика делового общения: Учебное пособие / И.Н. Браим. – Минск.: Жизнь, 1996. – 177 с.
3. Грошев, И. В., Поздняков, А. А. Служебное совещание: учебник для ВУЗов / И. В. Грошев, А. А. Поздняков. – СПб.: Питер, 2005. – 203 с.
4. Дебольский, М.С. Психология делового общения / М.С. Дебольский. – М.: ПРИОР, 1992. – 376 с.
5. Егоршин, А.П., Распанов, В.П., Шашкова, Н.В. Этика деловых отношений /А.П. Егоршин, В.П. Распанов, Н.В. Шашкова. – М.: НИМБ, 2008. – 402 с.
6. Зайверт, Л. Ваше время – в Ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время: пер. с нем./ Л. Зайверт. – М.: Экономика, 2006. – 253 с.
7. Зельдович, Б.З. Деловое общение: Учебник / Б.З. Зельдович. – М.: Альфа-Пресс, 2007 – 456 с.
8. Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения. Учебник / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
9. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89.– 2002. –150 с.
10. Маркичев, Т.Б., Ножин, Е.А. Деловое общение: практические рекомендации / Т.Б. Маркичев, Е.А. Ножин. – М.: РАГС, 2007. – 189 с.
11. Набатников, В.М. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.М. Набатников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.
12. Назаренко, М. А. Нескоромный, В. Н. Самохвалова, Подготовка и проведение делового совещания руководителем / М.А. Назаренко, М.А. Нескоромный, В.Н. Самохвалова // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9. – С. 163 – 164.
13. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения: учебник / В.Н. Лавриненко, – 4-е изд., – М.: Юнити – Дана, 2005. – 415 с.
14. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: учеб.пособие для вузов / Под ред. Н.В.Родионовой, О.О. Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 565 с.
15. Предпринимательство: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Б. Поляка, В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 735 с.
16. Самыгин, С. И., Столяренко, А. Д. Психология управления: учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 289 с.
17. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации / А.В. Соколов. – СПб.: Питер, 2002. – 177 с.
18. Холопова, Т.И., Лебедева, М.М. Протокол и этикет для деловых людей / Т.И. Холопова, М.М. Лебедева. – М.: ПРИОР, 2000. – 155 с.
19. Шевченко, И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / И.К. Шевченко. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – 116 с.
20. Сухарев, В.А. Этика и психология делового человека / В.А. Сухарев. – М.: Гранд, 2003. – 399 с.