Введение
1. Диагностика социализации молодых инвалидов
2. Формы и методы волонтерской деятельности по сопровождению ресоциализации молодых инвалидов
3. Программа волонтерского сопровождения ресоциализации молодых инвалидов
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Инвалидность всегда была социальной проблемой неравных возможностей людей с ограниченными возможностями и людей без дефектов. Рост инвалидности – мировая тенденция. Всего в мире насчитывается порядка 650 миллионов официально зарегистрированных инвалидов.
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10% населения земного шара.
Несмотря на успехи медицины их число медленно, но неуклонно растет. Многие граждане, которым пришлось испытать дискриминацию в той или иной форме в результате их инвалидности объединяются в группы. Частично они это делают из–за того, что чувствуют себя более комфортно в среде тех кто испытывает то же что и они, частично из–за стремления защищать общие интересы.
Поэтому они принимают на себя роль инвалидов по разным мотивам. Одни хотят заставить общество относиться к инвалидности не как к специфической черте отдельно взятой личности с ограничением их прав и возможностей.
Другие в силу того, что они признают наличие у себя инвалидности и предъявляют свои права на то чтобы принимали и уважали их исключи-тельность, которая включает в себя право бороться за справедливое отношение к ним. Тем не менее большинство из тех граждан, которые в силу своего неблагоприятного положения имеют те или иные ограниченные возможности не считают себя инвалидами.
Для того чтобы люди с ограниченными возможностями не чувство-вали никаких преград общество способствует их вовлечению в активную общественную жизнь и не препятствует процессу социализации инвалидов. Социализация инвалида – процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения и их корректировка при освоении различных форм социального взаимодействия.
1. Диагностика социализации молодых инвалидов.
Уровень социализированности принято определять категорией социальной зрелости. Социальная зрелость является интегральным качеством личности, которая освоила и приняла нормы конкретного общества, про-явлением чего является выполнение ею ее социальных функций.
Одно из важнейших условий социализации личности – это диагностика потребности и готовности к социализации. Однако проблема диагностирования уровня социализации личности остается недостаточно разработанной. Особенно остро дефицит научно обоснованных методик диагностики ощущается в социальной педагогике [9].
В теоретических основах социализации личности заложена практическая направленность, выражающая весь комплексный процесс социализации: прогнозирование, реализацию, совершенствование, оценку результативности, коррекцию.
Можно выделить ряд требований, которые должны быть применимы к любой технологии или методике диагностики социализации:
системность – обозначает учет логики процесса обучения и воспитания, целостность и взаимосвязи всех его частей;
доступность – это означает, что такая методика может массово применяться учителями, социальными педагогами, воспитателями и т.д.;
надежность – подразумевает, что полученные выводы будут максимально обоснованными;
информативность – подразумевает, что результаты диагностирования позволят ответить на широкий круг вопросов;
экономичность – подразумевает, что минимум затраченного времени и усилий [11].
Исходными теоретическими посылками при диагностике социализации личности должны выступать следующие:
необходимо исходить из реального уровня социализации, на котором находится личность в рассматриваемый момент, при этом необходимо учитывать, каковы темпы и масштабы продвижения от личного, стартового уровня к ожидаемым результатам его развития;
диагностику необходимо рассматривать не только в качестве инструмента познания социализации индивида, но и в качестве инструмента, создающего условия для его дальнейшей социализации [14].
Методологические основы диагностики социализации личности должны включать требования, соблюдение которых делает диагностику более действенной и эффективной, учитывать мотивы и потребности, а также прогнозировать перспективы социальной, учебной или воспитатель-ной работы, осуществляя ее с учетом выявленного уровня.
2. Формы и методы волонтерской деятельности по сопровождению ресоциализации молодых инвалидов.
Волонтёр (доброволец) – человек, который без оплаты и принуждения со стороны, исходя из личной заинтересованности на основе свобод-ного выбора, инициативы и уверенности в задачах, идеалах добровольчества, выполняет работу, направленную на благо общества.
А награда за это – благодарность и признательность людей, кото-рым оказана существенная помощь. Кроме этого, волонтёры получают полезные знания, новые знакомства, общение с людьми разных судеб. Но и это ещё не всё. Главное, что волонтёры получают чувство своей полезности. Благодаря этому, волонтёры трудятся на благо своей страны абсолютно бесплатно. В дальнейшем, волонтёр сам может организовать любое волонтёрское движение [3].
Волонтёрство (volunteering – в переводе с английского – добровольчество) – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли [20].
Волонтёрство – это добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.
Волонтёр – это человек, который делает что–то полезное для других и не просит ничего взамен. Этим «что–то» может быть любое занятие, которое интересно волонтёру.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Она направлена на восстановление здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, его правового положения, морально–психологического равновесия, уверенности в себе [17].
Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально–реабилитационной деятельности.
Основная цель социальной реабилитации – восстановление способностей инвалида к самостоятельной семейно–бытовой и общественной деятельности, обеспечение ему оптимального режима общественной и семей-но–бытовой деятельности в конкретных социально–средовых условиях, восстановление социального статуса (восстановление человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции) [7].
3. Программа волонтерского сопровождения ресоциализации молодых инвалидов.
Основным направлением деятельности волонтерского сопровождения ресоциализации молодых инвалидов является реализация потребностей лиц с особенностями психофизического развития и включает в себя:
организацию досуговой деятельности лиц с особенностями психофизического развития;
организацию совместной работы с родственниками лиц с особенностями психофизического развития;
расширение социального и информационного поля лиц с особенностями психофизического развития;
волонтерское сопровождение разного уровня мероприятий для лиц особенностями психофизического развития;
сбор средств для оказания целевой помощи лицам с особенностями психофизического развития (книги, игрушки, канцелярские товары);
организацию концертных программ;
помощь в получении образования и трудоустройстве [8].
Программа волонтерского сопровождения ресоциализации молодых инвалидов.
Целью программы является содействие успешной ресоциализации, адаптации и интеграции молодых людей, имеющих инвалидность, в том числе инвалидов–колясочников в общество путем создания учебно–трудового и досугового центра.
Задачи проекта:
1.Развитие творческих способностей, получение профессиональных, коммуникативных навыков, адаптация к трудовой деятельности;
2.Расширение кругозора, улучшение образования, удовлетворение культурных и духовных потребностей.
3.Социализация молодых инвалидов путем посещения учреждений культурно–массовой направленности.
Целевая группа: молодые инвалиды.
Для реализации программы необходимо помещение, которое будет оборудовано удобным пандусом для инвалидов–колясочников, должны быть оборудованные комнаты для общения.
Мероприятия программы могут включать в себя занятия в учебно–трудовых мастерских: швейной, гончарной, резьбы и росписи по дереву.
Обучение в мастерских позволит молодым людям, имеющим инвалидность, максимально реализовать трудовые и творческие способности, получить интересную творческую специальность и возможность трудоустроиться.
В программе возможно создание клубов по интересам: музыкального, киноклуба, театрального кружка, клуба интересных встреч, – проведение праздников, паломнические поездки, проведение экскурсий.
Заключение.
Проблема инвалидизации населения — это проблема мирового мас-штаба, ее без преувеличения можно назвать глобальной проблемой человеческой цивилизации.
С ростом научно–технического потенциала, и все большей интеллектуализацией практически всех видов труда, с изменением структуры потребления, а также в связи с глобальными экологическими и информационными проблемами меняется не в лучшую сторону качество жизни со-временного человека, что выражается в росте заболеваемости, смертности, инвалидизации общества. Здоровье становится одной из самых высоких ценностей у представителей цивилизованного сообщества.
В среднем инвалиды составляют примерно 10 % населения, и эта тенденция устойчиво воспроизводится как в развитых, так и в развивающихся странах.
Современный уровень социально–экономического, производственно–технического и политического развития общества, с одной стороны, демонстрирует глобальную стратегию развития человеческой цивилизации и как результат этого развития — необычайную интенсификацию и ценность человеческих ресурсов, а с другой стороны — сохраняющуюся тенденцию к «травматизации» населения, сохранению старых и появлению новых (техногенных, военно–политических, террористических и других) причин потери индивидами жизненно важных органов или нарушения их функций.
В современном обществе также имеет место отчётливая тенденция к увеличению количества лиц с двигательными нарушениями, в том числе и среди молодого, потенциально активного населения страны.
В связи с этим резко возрастает социально–экономическая, общественно–политическая и культурно–нравственная цена потерь, связанных с нарушением жизнедеятельности человека.
1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач / А.Ф. Ануфриев. – М.: Ось–89, 2012. – 144 c.
2. Бабина Т. В. Методы оценки социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.–практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. – С. 43–45.
3. Бабина Т. В. Оценка социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности на уровне организации // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.–практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. – С. 45–47.
4. Быкова, О.Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан [Текст] / О.Г. Быкова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 54–56.
5. Волонтерское движение в гражданско–патриотическом воспитании студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97–98.
6. Донцов, Д.А. Психодиагностика. практикум по психодиагностике / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич, А.И. Рыбакова. – М.: Русайнс, 2014. – 352 c
7. Жукова, Т.Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 57–60.
8. Журавлева, Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69–77.
9. Загладина, Х. Т. Добровольчество (волонтёрство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодёжи / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2018. – № 1. – С. 16–22.
10. Зборовский Г. Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально–экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 8–23
11. Зрелова Т.А. Культурно–долсуговая деятелность как средство социальной интеграции детей–инвалидов. – 2000, с.116
12. Ильин, Е. П. Психология помощи. Альтруизм. Эгоизм. Эмпатия / Е. П. Ильин. – СанктПетербург : Питер, 2013. – 304 с.
13. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 375 c.
14. Котова О.В. Некоторые результаты социологического исследования «Инвалиды и спорт» // Россия: духовная ситуация времени. – М.: Изд–во РГСУ «Союз», 2009.– №1–2. – С.219–222
15. Котова О.В. Современные модели интеграции инвалидов в социум // Социальная политика и социология, 2010. – №1. – С. 221–224
16. Котова О.В. Социализация и социальная интеграции лиц с ограниченными возможностями как теоретическая проблема // Россия: духовная ситуация времени, 2008, №1–2 (35–36). – С. 248–259
17. Лапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации инвалидов в условиях дома–интерната [Текст] / Е. В. Лапшина // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 78–80
18. Лебедева С. С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование: XXI век, выпуск 1 (5), 2014. — С. 1–13.
19. Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов[Текст] / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 33–37.
20. Махмудова, А. Реабилитация спортом [Текст] / А. Махмудова // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2014. — №4. – С. 38–41.
21. Организация добровольческой работы в сфере поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьями : методическое пособие / Центр мониторинга и развития образования города Чебоксары ; [авт.–сост. З. Ф. Радужан, Н. В. Смирнова]. – Чебоксары : Новое Время, 2011. – 95 с.
22. Перепелкина, Н.О. Психодиагностика: Учебное пособие для бакалавров / Н.О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 224 c.
23. Подготовка студентов педагогического вуза к волонтёрской деятельности по профилактике асоциального поведения детей : сборник тренинговых программ / Чуваш. гос. пед. ун–т им. И. Я. Яковлева ; [отв. ред. Е. Г. Шубникова]. – Москва ; Чебоксары : ЧГПУ, 2008. – 164 с
24. Порохина, Ж.В. Применение методов когнитивно–поведенческой психотерапии в психологической реабилитации клиентов с нарушениями опорно–двигательного аппарата [Текст] / Ж.В. Порохина // Социальное обслуживание. – 2014. — №8. – С. 49–57.
25. Практика работы детского дома–интерната для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии по лечебно–профилактической деятельности и социализации воспитанников [Текст] // Социальное обслуживание. — 2015. — №3. — С. 56–62.
26. Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. Белоусовой А.К., Юматовой И.И.. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 256 c.
27. Ридли, М. Происхождение альтруизма и добродетели: от инстинктов к сотрудничеству / Мэтт Ридли ; [пер. с англ. А. Чечиной ; Фонд некоммерческих программ «Династия»]. – Москва : Эксмо, 2014. – 332 с.
28. Савин, А.Ю. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре [Текст] / А.Ю. Савин, Н.В. Щербинина // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.19–31.
29. Сальников, В.И. Социальная адаптация и реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях [Текст] / В.И. Сальников // Социальное обслуживание. – 2014. — №6. – С.19–26.
30. Сыромятников, И.В. Психодиагностика: Учебное пособие / И.В. Сыромятников. – М.: Альянс, 2016. – 640 c.
31. Тимошенко, Е.И. Технология социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в центре социального обслуживания [Текст] / Е.И. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 47–52.
32. Тюрина, О.П. Реабилитация инвалидов посредством творчества, физической культуры и спорта в деятельности реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью [Текст] / О.П. Тюрина // Социальное обслуживание. – 2014. — №10. – С. 51–61.
33. Юрченко О. Г., Лячина Е. В. Проблемы социализации и опыт социально–психологической работы с обучающимися инвалидами в Волгодонском техникуме энергетики и транспорта [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки–Веди, 2016. — С. 57–59.