Введение
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках
1.1 Научно-теоретические аспекты использования дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир».
1.2 Характеристика учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
1.3 Возможности использования дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Глава 2 Применение дидактических игр учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «человек и мир»
2.1 Методические основы использования дидактических игр учащимися 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр в учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески – сделать занятия разнообразными и увлекательными. Для формирования позитивной мотивации на занятиях необходимо учитывать следующие положения: выделение основных понятий и учебных целей урока; полная умственная нагрузка всех учеников в классе на уроке; разнообразие структуры и методов обучения; использование наглядных пособий в классе; разнообразие методов обучения; использование дидактических игр; использование самостоятельной работы и многое другое.
В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны изучать основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое воспитание детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается фразой «все в природе взаимосвязано, природа – это единое целое». Если эта идея обычно воспринимается взрослыми как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и проверена.
Только те игры, в которых ребенок фактически сталкивается с проблемами, существующими в реальных природных условиях, имеют дидактическое значение для изучения природы на уроках естествознания. Они позволяют получить личный опыт переживания конкретной ситуации, поведения в ней и принятия решений.
Цель курсовой работы: выявить специфику использования игровых технологий в обучении младших школьников с ТНР на уроках «Человек и мир».
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках.
1.1 Научно-теоретические аспекты использования дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир».
Необходимо строить учебный процесс так, чтобы все учебные предметы несли определенную экологическую нагрузку. На уроках и внеклассных мероприятиях шире использовать занимательный материал: наглядные схемы, модели, экологические сказки, загадки. Учитель должен выводить учащихся на понимание взаимосвязей общества и среды, основных противоречий этих взаимоотношений и взаимозависимостей; понимание роли места человека в природе. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся. Нельзя навязывать эти правила, нужно целенаправленная продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения [7].
Экологическое воспитание должно реализовываться через межпредметные связи и единство познавательной и практической деятельности по изучению и охране природы.
«Человек и мир» – это интегрированный предмет, который изучается в начальной школе. Данный предмет предусматривает изучение биологических, географических и анатомических знаний. Такого рода знания способствуют формированию научного мировоззрения, знакомят детей с элементарными сведениями о живой и неживой природе, благоприятно сказываются на процессе социализации детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель данного предмета представлена в формировании знаний о природе и обществе, о рациональном взаимодействии с окружающим миром. Предмет «Человек и мир» способствует формированию у учащихся представлений о человеке, природе, знакомит детей с системой взаимоотношений в мире. На уроках дети знакомятся со особенностями строения и функционирования собственного организма, правилах ухода за ним. В рамках изучения данного предмета у учащихся расширяется кругозор, они приобретают знания не только о том, что непосредственно их окружает, но и о явлениях, отдаленных от них.
Глава 2 Применение дидактических игр учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «человек и мир».
2.1 Методические основы использования дидактических игр учащимися 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир».
В ходе применения дидактических игр, нам необходимо сформировать у детей экологические знания и умения, научить бережному отношению к окружающей среде.
Игра будет выполнять свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
Освоение учеником конкретных учебных умений и воспитывает школьника умению учиться.
Осознание учеником своих занятий на уроках не как игру в школу, а как учение. Школьник должен, осознано прийти к учебной ориентации на овладение способами учебных действий.
Если учитель понимает, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении, то он может проверить, на сколько успешно он задействовал игру на уроках.
При использовании дидактических игр на уроках окружающего мира, необходимо следить за тем, чтоб интерес к игре у школьников не пропадал. Если интерес отсутствует или угасает, нельзя принудительно навязывать его детям. В этом случае игра потеряет свое дидактическое, развивающее значение и из игровой деятельности выпадет самое дорогое – эмоциональное начало.
Вернуть интерес детей к игре поможет эмоциональная речь, радушное отношение, поддержка отстающих. Если есть интерес, дети занимаются с большим желанием, что положительно влияет на усвоении ими знаний.
Умение всецело включатся в игру это один из показателей мастерства педагога. Увлекательная игра, приносит учащимся чувство удовлетворения, оказывает позитивное влияние на успешное проведение игр в дальнейшем. При проведении дидактических игр развлечение и обучение надо сфокусировать так, чтоб они не препятствовали, а напротив, помогали друг другу. Средства и способы для повышения эмоционального отношения детей к игре, необходимо воспринимать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактической задачи.
Усваивание знаний об окружающем мире путем использования игры, вызвавшей переживания, имеют огромное влияние на формирование у детей бережливого и заботливого отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Заключение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Цикл дидактической игры – это непрерывная последовательность учебных действий в процессе решения проблем. Этот процесс условно делится на следующие этапы: подготовка, постановка основной задачи, построение имитационной модели объекта, решение проблемы, проверка, исправление, реализация принятого решения, оценка его результатов; анализ результатов. Образовательный потенциал игры многогранен – через него могут быть успешно решены проблемы диагностики, коррекции взглядов и поведения, формирования коммуникативных навыков, формирования активной жизненной позиции, формирования и развития детской команды, организации культурно- формирование досуга и т. д.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, В. Д. Давидович. – Москва: Просвещение, 2003. – 444 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 96 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Л.И. Божович. – М. : АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.
5. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т.Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2005. – 56 с.
6. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
7. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
8. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
9. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1989.
10. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе. – Мн.: «Пачатковая школа», 2005. – 191 с.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
12. Кондратьева, С.Ю. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи / С.Ю. Кондратьева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. 302-306.
13. Лэндрет, Г. Игровая терапия, искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия., 2004. – 368 c/
14. Максимчук, Н.М. Дидактические игры для шестилеток / Н.М. Максимчук. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 190 с.
15. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984. – 285 с.
16. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
17. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.
18. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 355 с.
19. Сборник программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Белорусская мова. Математика. Человек и мир.1-5 классы. – Минск: НИО, 2008.
20. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 39 с.