ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВКИ И ПЕРЕЛОЖЕНИЯ
1.1 Оркестровая фактура
1.1.1 Анализ клавира
1.1.2 Анализ основной линии горизонтального развития клавира
1.1.3 Анализ вертикали
1.1.4 Техника передачи мелодического рисунка и гармонической фигурации
1.1.5 Фразировка в клавире и партитуре. Сокращение нотного письма
1.2 Некоторые способы преобразования гомофонных форм изложения в оркестровую фактуру
1.2.1 Переработка фортепианной фактуры
1.2.2 «Расшифровка» левой клавиатуры баяна
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ КАК ФОРМАо ПОДАЧИ МУЗКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ ПАРТИТУРЫ А.КЛЕВАНЦА «ФИЕСТА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Не секрет, что для профессиональной инструментовки какого-либо музыкального произведения необходимы глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, полифония, инструментоведение. Обычно сложность для начинающих инструментовщиков представляют переложения с клавира и произведений для сольного исполнения. В данной работе мы попробуем показать как анализ клавира способствует написанию партитуры для оркестра русских народных инструментов.
В курсовой работе осуществляется анализ оркестровой фактуры как формы подачи музыкального материала. В качестве примера приведена партитура А.Клеванца «Фиеста».
Объектом курсовой работы является партитура А.Клеванца «Фиеста».
Цель: проанализировать оркестровую фактуру как форму подачи музыкального материала.
Предмет: оркестровая фактура.
Задачи:
1. Проанализировать партитуру А.Клеванца «Фиеста».
2. Разобрать закономерности инструментовки и переложения на основе анализа горизонтального и вертикального развития клавира.
3. Выявить некоторые способы преобразования форм изложения в оркестровую фактуру.
В первой главе рассмотрены некоторые закономерности инструментовки и переложения А.Клеванца «Фиеста».
Выводы по курсовой работе изложены в заключении.
ГЛАВА 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВКИ И ПЕРЕЛОЖЕНИЯ
1.1 Оркестровая фактура
Оркестровая фактура это совокупность средств музыкального изложения, а также строение музыкальной ткани с ее техническим складом и составом музыкальной звучности.
Различают следующие виды фактур:
1) монодическая – одна мелодия, без сопровождения, в унисон или в октаву;
2) гомофоническая – многоголосный склад музыки, при нем один из голосов (обычно верхний) имеет наиболее важное значение, остальные аккомпанируют, сопровождают;
3) аккордово-гармоническая – многоголосная музыкальная ткань, основу которой образует последовательность аккордов в одном ритмическом строении вместе с мелодическим голосом;
4) полифоническая – одновременное звучание нескольких равноправных голосов;
5) смешанная – гомофонно-полифоническая, аккордово-полифоническая и т.д.
Составные части оркестровой фактуры в инструментовке для оркестра русских народных инструментов принято называть функциями. К ним относятся: мелодия, бас, фигурация, гармоническая педаль, контрапункт [1, c.9].
Анализу оркестровой фактуры как форме подачи музыкального материала должна предшествовать работа с возможными первоисточниками
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ КАК ФОРМЫ ПОДАЧИ МУЗКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ ПАРТИТУРЫ А.КЛЕВАНЦА «ФИЕСТА»
Анализ партитуры можно начать с ее названия.
Фие́ста (исп. Fiesta, читается [фиэ́ста]) — традиционный народный праздник, проводимый в странах Латинской Америки и Испании. Распространён также в других странах Средиземноморья, в первую очередь в регионах Старой Романии и среди латиноамериканских диаспор по всему миру, в среде крупной латиноамериканской общины США. Аналогом фиесты в России и странах СНГ являются так называемые народные гулянья.
Фиеста — типично средиземноморское понятие, зародившееся ещё во времена Римской империи. Латинское слово «festa» означало народное гуляние, в котором участвовали жители общины или городского квартала. В отличие от русских гуляний, фиесты очень часто проводятся вечером или ночью, когда спадает дневная жара, и часто продолжаются до утра. При этом иногда фиесты проводились и днём, например, перед боями с животными, перед корридой и проч.
В Латинской Америке и Испании фиесты наиболее колоритны. Они часто сопровождаются маскарадами, разного рода шествиями и парадами, превращающимися в карнавал, фейерверками и подсветкой, танцами, традиционной музыкой ранчеро и другими ритмами, дискотеками, застольем, играми с пиньятой [8].
Произведение А.Клеванца «Фиеста» - это оркестрованное художественное полотно народного праздника южных средиземных стран Европы и Латинской Америки. Поэтому оно целиком основано на испанских мотивах. Также в нем можно услышать отголоски стиля фламенко, хабанеры.
Основная тональность произведения си бемоль мажор. Как и возможно было предположить вступление начинается всеобщим тоническим аккордом на фортиссимо, как бы оглашая всем окрест о начале праздника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ первоначального источника (клавира, сольного произведения) является наипервейшей задачей инструментовщика перед работой над партитурой. Такая работа не усложняет, а наоборот упрощает написание оркестровки, помогает более глубже вникнуть в замысел автора-композитора и передать в более ярких тонах образ произведения. В данной курсовой работе это утверждение доказано.
Выводы по итогам работы:
1. Существуют несколько видов оркестровых фактур, разнообразие которых определяет совокупность средств музыкального изложения.
2. На примере анализа партитуры А.Клеванца «Фиеста» показана важность разбора оркестровой фактуры как формы подачи музыкального материала.
Материал курсовой работ может быть использован как практическое пособие для учащихся средних и высших учебных заведений по предмету инструментовка.
1. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л., 1975.
2. Зряковский Н.И. – Общий курс инструментоведения – М.: Музыка, 1976. – 472с.
3. Клебанов Д. - Искусство инструментовки. - Киев, 1972. - 314с.
4. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов – Москва, 1983. – 143с.
5. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394с.
6. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236с.
7. Римский-Корсаков А.Н. Основы оркестровки.- Мн., 1946. Т.2. - 998с.
8. Википедия. Фиеста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Фиеста] – Дата доступа: 16.08.2017
9. Розанов, В.И. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов / В. Розанов. - Изд. перераб. и доп. - М.: Сов. композитор, 1981.– 134 с.
10. Скрепкова-Филатова М.С. Фактура в музыке – М.: Музыка, 1985. – 285с.
11. Холопова, В. – Фактура: Очерк. – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
12. Шахматов Н. – Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. – Л.: Музыка, 1985. - 120 с.
13. Шишаков Ю.И. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1970. – 212с.