ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ ОРКЕСТРОВОЙ ФУНКЦИИ «БАС»
1.1 Функции оркестровой фактуры
1.2 Функция баса
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ В. ВОЛЧЕНКО «КУБАНСКАЯ РАПСОДИЯ»
2.1 Предисловие к разбору произведения
2.2 Анализ партитуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инструментовка или оркестровка представляет собой изложение музыкального произведения для определенного состава оркестра — симфонического, духового, народных инструментов, оркестра баянистов или для различных ансамблей. Это творческий процесс, поскольку замысел сочинения, его идейно-эмоциональное содержание определяет выбор инструментов, чередование их тембров, характер сопоставления отдельных групп оркестра и т. д.
В процессе инструментовки следует учитывать такую особенность оркестровой партитуры, как дублирование отдельных фактурных элементов (мелодии, гармонического сопровождения). Удвоение отдельных голосов в различных регистрах. Каждый голос оркестровой партитуры, представляя собой часть общего звучания, выполняет определенную функцию. Составные части оркестровой фактуры в инструментовке для оркестра русских народных инструментов принято называть функциями. К ним относятся: мелодия, бас, фигурация, гармоническая педаль, контрапункт.
Данная курсовая работа основана на изучении способов изложения в партитуре оркестровой функции «бас» и анализе партитуры В.Волченко «Кубанская рапсодия».
Объектом курсовой работы является партитура В.Волченко «Кубанская рапсодия».
Цель: выявить способы изложения оркестровой функции баса.
Предмет: бас как основная оркестровая функция.
Задачи:
1. Проанализировать партитуру В.Волченко «Кубанская рапсодия».
2. Разобрать и проанализировать основные оркестровые функции.
3. Выявить способы изложения оркестровой функции баса.
В первой главе рассмотрены основные оркестровые функции, определена основополагающая функция баса в партитуре.
ГЛАВА 1 СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ ОРКЕСТРОВОЙ ФУНКЦИИ «БАС»
1.1. Функции оркестровой фактуры
Оркестровые функции - это составные части оркестрового изложения (оркестровой фактуры). В оркестровые функции входят: мелодия, бас, оркестровая педаль, гармоническая фигурация и контрапункт (подголосок). Взаимодействие оркестровых функций может быть различным, оно диктуется характером произведения, особенностями его фактуры.
Мелодия, в которой, прежде всего, воплощается тема как рельефный запоминающийся материал, является основной функцией оркестровой фактуры. Из всех элементов музыкальной ткани она наиболее доступна для восприятия. Изложение других компонентов фактуры во многом зависит от характера мелодии, диапазона, в котором она расположена, динамического рисунка [1, c.9].
При инструментовке необходимо выделять основную мелодическую линию, стремиться, чтобы изложение не было бы излишне перегружено второстепенными голосами.
Выделение мелодии достигается рядом приемов:
а) удвоение мелодии в унисон;
б) удвоение в октаву или в несколько октав; в) проведение мелодии в другом по отношению к остальным функциям контрастном тембре;
г) проведение мелодии на некотором, расстоянии от гармонических голосов, способствующее ее обособлению [2, c.19].
Зачастую на значительном по времени отрезке в каком-либо произведении звучит только одна мелодия без всякого сопровождения. Иногда мелодия расходится на несколько голосов, образуя подголоски, характерные для русской народной песни. Мелодия может быть выделена также тембрально.
Весьма распространен прием изложения мелодии в другом,
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ В.ВОЛЧЕНКО «КУБАНСКАЯ РАПСОДИЯ»
2.1 Предисловие к разбору произведения
Когда смирю свою натуру, пустого слова не скажу,
Из сердца звонкую бандуру на грудь кургану положу.
Сойдутся ветры на кургане, весны и осени гонцы.
Напевы вольные Кубани перенесут во все концы…
И.Ф.Варавва
Перед тем, как приступить непосредственно к анализу музыкального материала, для понимания целостности образа и содержания произведения необходимо дать определение собственно его названию.
Кубань – исторический регион на Северном Кавказе, прилегающий к реке Кубань и ее притокам, который со времен Средневековья принадлежал Ногайской Орде, Черкесии и Крымскому ханству. В 1783 году, после упразднения Крымского ханства, по Указу Екатерины II эти земли были передана в дар казакам, тогда же был основан город Екатеринодар, который стал центром казачьего войска. В начале XIX века сюда переселились черкесские армяне-черкесогаи и основали город Армавир. Некоторая часть черкесов влилась в состав казаков, а их материальная культура оказала большое влияние на казачью, в особенности на оружие и костюм [8].
Рапсодия (греч. ϱαψωδία – эпическая песнь) – в музыке XIX – первой половине XX веков – инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно словно воссоздает исполнение древнегреческого певца-рапсода [9].
История Кубани, зачастую трагическая, это защита южных границ русского государства. Постоянные набеги, войны, трагические годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены оркестровые функции, дано определение функции баса, обозначена его характеристика, способы изложения в партитуре.
По возможности, дан подробный анализ партитуры В.Волченко «Кубанская рапсодия» с изложением основных приемов и техник композиторского письма.
Доказана исключительная художественная ценность этого произведения как для репертуара оркестров русских народных инструментов, так и для самодеятельных ансамблей.
Выводы по итогам работы:
1. Функция баса в оркестре является одной из основополагающих. Существуют разнообразные практические приемы для использования данной функции в звучании оркестра.
2. На примере анализа партитуры В.Волченко «Кубанская рапсодия» показана важность разбора оркестровых функций для передачи композиторского замысла.
Цель, поставленная в курсовой работе, считаю достигнутой. Задачи рассмотрены в полном объеме.
1. Розанов, В.И. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов / В. Розанов. - Изд. перераб. и доп. - М.: Сов. композитор, 1981.– 134 с.
2. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394с.
3. Холопова, В. – Фактура: Очерк. – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
4. Шахматов Н. – Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. – Л.: Музыка, 1985. - 120 с.
5. Клебанов Д. - Искусство инструментовки. - Киев, 1972. - 314с.
6. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов – Москва, 1983. – 143с.
7. Скрепкова-Филатова М.С. Фактура в музыке – М.: Музыка, 1985. – 285с.
8. Кубань. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубань – Дата доступа: 16.08.2017
9. Рапсодия. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Рапсодия – Дата доступа: 16.08.2017
10. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236с.
11. Римский-Корсаков А.Н. Основы оркестровки.- Мн., 1946. Т.2. - 998с.
12. Шишаков Ю.И. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1970. – 212с.
13. Зряковский Н.И. – Общий курс инструментоведения – М.: Музыка, 1976. – 472с.
14. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты /
К.А. Вертков. – Л., 1975.