Введение
В современной системе дошкольного образования в значительной степени приобретают актуальность и изменяются взгляды на отдельные направления деятельности ребенка. По мнению А.В. Запорожца, «дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности» [10, с. 45]. Также многими исследователями (Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Е.К. Золотарева, А.И. Титаренко) получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника, а также обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. На основе нравственного воспитания: строятся навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.
Многие считают, что психология ребенка формируется чаще всего под воздействием процессе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов и др. Вместе с тем, психологи утверждают, что данные средства всего лишь этап накопления жизненного опыта. Как и художественная литература, мультипликационные фильмы оказывают огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика их роль и в развитии речи дошкольников. Информационно-познавательный мир дошкольника часто складывается с анимационных картинок, заимствованных из мультипликационных фильмов. Дети пытаются копировать образцы поведения сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами. Со сказочными героями дошкольники знакомятся на страницах книг, при просмотре художественных и мультипликационных фильмов.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – самый важный период в психическом и личностном развитии ребенка. В психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, а также с некоторой перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу - статусу школьника.
Изучением дошкольного возраста занимались такие учёные, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.А. Порембская, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.
Рассмотрим признаки развития дошкольника:
1. Происходят большие изменения во всем психическом развитии.
2. Изменяется познавательная активность, за счет развития восприятия, наглядного и логического мышления.
3. Происходит становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д.
4. Возрастает роль речи в различных видах деятельности.
5. Появляются новые вида деятельности, о которых в своих работах говорит А.В. Запорожец [10, с. 28] (игра, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности). Также ученый отмечает, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.
6. Происходит становление личности, воли.
7. Становится активным чувственное познание - восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, от чего зависят познавательные возможности ребенка, дальнейшее его развитие.
Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств детей дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств проводилась на базе ГУО «Ясли-сад №119 г.Гомеля».
Целью эксперимента стало определение влияния мультипликационных фильмов на нравственные качества детей дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа).
Исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий: Диагностика сформированности нравственных качеств детей экспериментальной группы.
2. Формирующий: Разработка и проведение мероприятий с использованием мультипликационных фильмов.
3. Контрольный: Оценка эффективности проведенных мероприятий.
Использовались следующие диагностические методики по определению сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста: беседа с детьми о дружбе (собственная разработка); игра «Цветик-семицветик» (разработанная Л.В. Ладыгиной). Методики размещены в Приложении 1.
Результаты диагностики сформированности нравственных качеств детей экспериментальной группы сведены в таблицу 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является важным в психическом и личностном развитии ребенка. В этот период происходят большие изменения во всем психическом развитии: возрастает познавательная активность, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
2. Нравственность в педагогике трактуется как совокупность морального сознания человека, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Нравственные позиции личности находятся в тесной взаимосвязи с народной педагогикой, в сказках белорусского народа, являющиеся хорошим подспорьем в воспитательной работе в педагогической деятельности УДО.
3. Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм. Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.
4. На констатирующем этапе эксперимента диагностика показала, что нравственные качества у детей экспериментальной группы сформированы не очень хорошо. Дети практически не представляют, что такое дружба, относятся к отношениям со сверстниками легкомысленно, на первое место ставят собственные желания и только в редких случаях под руководством воспитателя стараются отдавать приоритет пожеланиям других детей.
5. На формирующем этапе эксперимента был составлен график просмотра различных мультипликационных фильмов, которые, на наш взгляд, могли бы способствовать формированию положительных нравственных качеств у дошкольников. Просмотр мультфильмов сопровождался беседой и анализом поступков героев.
6. Анализ исследования возможностей мультипликационных фильмов для формирования нравственных качеств у дошкольников, показал, что данное воспитательное средство является достаточно эффективным, поскольку помогают: ознакомиться с различными качествами человека; приобрести и закрепить навыки взаимопомощи; развивать коммуникативные способности в процессе коллективной деятельности.
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2013. – 230 с.
2. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев // Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 1977.
3. Бахтиярова, Р.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников / Р.Х. Бахтиярова. – М.: Просвещение, 2013. – 210 с.
4. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Основные этапы психического развития ребёнка // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – С. 43-51.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.
6. Гамезо, М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / М.В. Гамезо – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
7. Гундорова, И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. – 2010. – №2. – С. 133-141.
8. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
9. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. – М., 1988.
10. Запорожец, А.В. Избранное / А.В. Запорожец – М.: Гардарики, 2005. – 556 с.
11. Картавцева, М. Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста / М. Картавцева. – М.: Педагогика, 2012. – 89 с.
12. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова – М.: Диля, 2004.
13. Корепанова, М.В., Куниченко, О.В. Система работы педагога по нравственному воспитанию старших дошкольников на основе мультфильмов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 66-70.
14. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] 3-е изд. дораб / В.С. Мухина. – М., 2005. – 272 с.
15. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей // Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
16. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
17. Соколова, М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей / Соколова М.В // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – C. 68-74
18. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 56 с.
19. Учебная дошкольная образовательная программа [Электронный ресурс] // Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.11.2012 №133 – 267 с. –http://virmary.ucoz.ru/publ/rabota_s_doshkolnikami/programmno_metodicheskoe_obespechenie_raboty_v_dou/uchebnaja_programma_doshkolnogo_obrazovanija/84-1-0-344 - Дата доступа: 13.07.2017
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 367 с.
21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – М.: Изд-во Смысл, 2004. – 436 с.