ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 История развития русского народного оркестра
1.2 Выразительные особенности инструментов русского народного оркестра
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕМБРОВЫХ, РЕГИСТРОВЫХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ В ОРКЕСТРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ПАРТИТУРЫ А.ДВОРЖАКА «СЛАВЯНСКИЙ ТАНЕЦ № 8»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах – сольное, ансамблевое или оркестровое, приобщающее широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора. Процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей и оркестров далеко не завершен: идут поиски оптимальных вариантов составов, модернизируются старые и вводятся новые инструменты, наблюдается стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.
Один из наиболее популярных национальных оркестров – оркестр русских народных инструментов. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями. Исходя из этого, руководитель оркестра подбирает репертуар, который постоянно расширяется и обновляется за счет новых оригинальных произведений, переложений и обработок.
Курсовая работа основана на изучении основных принципов функциональных соединений, инструментальных тембров, регистров в оркестре.
Объектом курсовой работы является инструментовка А.Дворжака «Славянский танец №8» для состава оркестра русских народных инструментов.
Цель: выявить способы функциональных соединений, инструментальных тембров, регистров в оркестре.
Предмет: особенности партитуры А.Дворжака «Славянский танец №8» для состава оркестра русских народных инструментов.
Задачи:
1. Выявить выразительные особенности тембров, регистров
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 История развития русского народного оркестра
Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменился его состав, возникли оркестровые группы, совершенствовалась партитура [1].
Ему предшествовали имевшие большую известность однородные инструментальные ансамбли. Это были, прежде всего, знаменитые «хоры» владимирских рожечников. В русском народном инструментарии деревянный рожок получил широкое распространение. Название «владимирский рожок» утвердилось по одной из локальных разновидностей инструмента, наиболее широко распространенного в быту (пастушеский рожок) и в концертной практике (ансамбли рожечников). Наибольшую известность получил «Хор рожечников» Николая Кондратьева, неоднократно выступавший в Петербурге, Москве и других городах России. В 1884 г. выступления ансамбля с большим успехом прошли на Всемирной выставке в Париже.
Первый из оркестров русских народных инструментов был создан знаменитым балалаечником Василием Андреевым еще в конце XIX века [2].
Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент – балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем. В 80-х годах XIX века богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ А.ДВОРЖАКА «СЛАВЯНСКИЙ ТАНЕЦ № 8» ДЛЯ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Инструментовка данного произведения представляет определенную сложность для студента, так как изначально оригинал написан для фортепиано в четыре руки и лишь затем инструментован А.Дворжаком. Конечно, существуют различные интерпретации данного произведения: от ансамблей струнных и духовых до расширенных партитур симфонического оркестра.
Учитывая состав существующего оркестра русских народных инструментов при Белорусском государственном университете культуры и искусств и была написана инструментовка в представленном в курсовой работе варианте.
Инструментовка написана для следующего состава: группа домр (малые, альтовые, басовые; div. на первые и вторые), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет в си бемоле), баяны (большая группа включая баян-бас), ударные (литавры, треугольник, тарелки, большой барабан), группа балалаек (прима, секунда, альты, контрабас).
Инструменты перечислены в порядке записи в партитуре.
Основная тональность произведения g-moll (соль минор). Структурный и гармонический анализ широко представлен в музыкальной литературе. Остановимся на тембровых, регистровых, функциональных соединений в партитуре, дабы раскрыть тему курсовой работы.
Рассмотрение переложения партитуры симфонического оркестра считаю нецелесообразным в связи с многотембральной характеристикой последней. Наиболее удобно сравнивать с первоисточником: клавиром для фортепиано в четыре руки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе проведен краткий анализ тембровых, регистровых, функциональных соединений в оркестре русских народных инструментов на примере партитуры А.Дворжака «Славянский танец №8».
Выводы из проведенной работы:
1. Музыкальная ткань оркестровой партитуры делится на мелодию, мелодические подголоски, и гармоническое сопровождение (аккомпанемент), иные функции (бас, контрапункт).
2. Мелодию, звучащая у нескольких инструментов, необходимо выделять различными способами: динамикой, удвоением или утроением мелодии, регистровым положением (в низком или верхнем регистре).
3. Тембры оркестра русских народных инструментов сочетаются по устоявшимся законам симфонического оркестра: каждый голос должен органично вливаться в оркестровую ткань, обеспечивать стройность и уравновешивать музыкальную фактуру.
Кроме того, в работе были рассмотрены краткие история становления русского народного оркестра, особенности и специфика звукоизвлечения некоторых инструментов из состава русского народного оркестра.
Цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
1. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах/ В.А. Аверин. – Красноярск, 2002.
2. Блок, Н.М. Оркестр русских народных инструментов / Н.М. Блок. М.: Музыка, 1986. – 86 с.
3. Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю.Васильев, А. Широков. – М., 1976.
4. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л., 1975.
5. Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М.И. Имханицкий. – М., 1987.
6. Имханицкий, М.И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей / М.И. Имханицкий // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Ред. – сост. А.В. Малиновская. – М., 1976.
7. Имханицкий, М.И. О сущности русских народных инструментов и закономерностях их эволюции / М.И. Имханицкий // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах / Ред. – сост. М.И. Имханицкий. – М., 1987.
8. Тихомиров, Г Инструменты русского народного оркестра / Г.Тихомиров, – М.: Государственное муз.изд., 1962 – 119 с.
9. Кельдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия.- М., 1976. т.3. - 1012с.
10. Клебанов Д. - Искусство инструментовки. - Киев, 1972. - 314с.
11. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения – М.: Музгиз, - 1947.
12. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. / Е. Максимов – Москва, 1983. – 143с.
13. Скрепкова-Филатова М.С. Фактура в музыке – М.: Музыка, 1985. – 285с.
14. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236с.
15. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394с.
16. Пистон У. – Оркестровка – М.: «Советский композитор», 1990. – 465с.
17. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.